Смекни!
smekni.com

Внешнеэкономические связи России с зарубежными странами (стр. 5 из 7)

Значение административных мер нельзя преувеличивать, так как побудительным мотивом деятельности предприятий за рубежом является экономический интерес, и именно он опреде­ляет направление и характер движения капитала. Стратегиче­ской мерой по сокращению «бегства капитала» за рубеж долж­но стать создание такого инвестиционного климата в России, который стал бы привлекательным как для внутренних рос­сийских капиталов, так и для зарубежных инвестиций, ищущих прибыльного применения.

К комплексным СЭЗ можно отнести пять специальных эко­номических зон Китая, «открытые районы» КНР, а также бра­зильскую зону «Манаус», территорию «Огненная Земля» в Ар­гентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.

В 90-е годы активизируются процессы по формированию международных свободных экономических зон. Так, под­готовлен проект создания специальной экономической зоны Ту-манган (Туманцзян). Эта СЭЗ должна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР (см. рис. 10). Проект рассчитанна 20 лет, его стоимость на первом этапе — 90-110 млрд. долл. Создание этой зоны предполагает участие Японии, Южной Ко­реи, Монголии, Китая, КНДР и России. В свободной эконо­мической зоне будет построен крупный порт, многочисленные промышленные предприятия с использованием китайской и ко­рейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять на эти предприятия сырье и материалы для переработки. Предприни­матели, организовавшие производство в СЭЗ, будут пользовать­ся рядом льгот. Предусматривается, что зона будет иметь гибкие границы, к участию в совместном освоении смогут подключить­ся также и сопредельные районы.

Рис. 10. Зона международного сотрудничества «Туманган» (обозначена пунктирной линией)

Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном уровне привела к появлению так называемых «еврорегионов» как формы организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет собой добровольное объединение пограничных областей различных государств, пре­жде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации внешнеэкономических связей друг с другом. Высшие органы ка­ждой страны, осуществляющей свою деятельность в еврорегио-не, делегируют данной области полномочия, способствующие ин­тенсификации приграничных хозяйственных и иных связей. Ак­тивную роль в создании еврорегионов играют Польша, Слова­кия, Чехия, Венгрия, а также Украина и Беларусь. К середине 90-х годов созданы еврорегионы «Карпаты», «Буг», «Помера-ния».

В 1994 г. подписано соглашение о создании российско-китайской торговой приграничной зоны в районе китайского города Суйфэнхэ. Совместное образование или использование приграничных свободных экономических зон с сопредельными странами ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе с Китаем, Финляндией, Норвегией, в Калининградской области, может способствовать развитию приграничной торговли, реали­зации крупных совместных проектов на основе использования сырьевых ресурсов и производственных мощностей обеих сто­рон, прежде всего, российской. В 90-е годы возникла миграция рабочей силы в Россию из стран ближнего зарубежья: Украины, Белоруссии, Молдавии. Причины этой миграции чисто экономические — рабочие из этих стран едут на заработки в Россию. Крупнейшим импортером ра­бочей силы является Москва — в ней работают около 70 тыс. иностранных рабочих и специалистов из 78 стран мира. Им­мигранты составляют 46% московских строителей, 34% работ­ников столичного транспорта. За ней идут Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные области (соответственно, 27,3 и 18,2 тыс. человек). Подавляющее большинство — 247,2 тыс. че­ловек, т. е. 85% от общей численности задействованы в отраслях материального производства.

Основными причинами привлечения иностранных работни­ков на российские предприятия является нехватка рабочих от­дельных профессий и специальностей, а также нежелание мест­ного населения выполнять предлагаемую работу. Такая ситу­ация характерна практически для всех отраслей производства, но чаще всего для предприятий добывающей промышленности, строительства, сельского хозяйства.

К числу других причин использования иностранных работ­ников относится необходимость сохранения сложившихся кол­лективов предприятий. Это касается прежде всего предприя­тий нефтегазовой и нефтедобывающей промышленности Севе­ра России. Долгие годы комплектование кадров таких объектов проводилось не только путем подготовки местного населения, но прежде всего за счет привлечения работников по оргнабору (главным образом, с Украины).

Одна из основных причин использования иностранной ра­бочей силы из стран ближнего зарубежья в приграничных ре­гионах — ее экономическая выгодность.

Система экономических связей, возникающих между госу­дарствами в связи с миграцией рабочей силы, сопровождается потоком товаров и капиталов, включая денежные переводы на родину иммигрантов, а также выплату субсидий и компенсаций странам, экспортирующим рабочую силу. Конкретный эффект для страны, принимающей рабочую силу:

— повышение конкурентоспособности ее товаров вследствие уменьшения издержек производства, связанных с более низкой ценой иностранной рабочей силы;

— иностранные рабочие, предъявляя дополнительный спрос , на товары и услуги, стимулируют рост производства и дополнительную занятость в стране пребывания;

— при импорте квалифицированной рабочей силы принима­ющая страна экономит на затратах на образование и профессиональную подготовку;

иностранные рабочие часто рассматриваются как опреде­ленный амортизатор в случае кризисов и безработицы, так как они первыми могут быть уволены;

иностранные работники не обеспечиваются пенсиями и не учитываются при реализации разного рода социальных программ.

Россия на международном рынке труда

Вхождение России как равноправного партнера в мировое экономическое сообщество неизбежно связано, помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международ­ная миграция рабочей силы.

Россия с запозданием включилась в международные процес­сы миграции населения. Импортируя рабочую силу, она лишь в начале 90-х годов открыла вопрос об экспорте своей рабочей силы.

С принятием «Закона о занятости» (1991 г.) всем гражданам России предоставлено юридическое право выезжать за рубеж на работу. Осуществить это право человек может либо в соответ­ствии с межправительственными соглашениями, используя спе­циальные агентства, либо сам, найдя работу за границей.

По прогнозам, сделанным в начале 90-х годов, число россий­ских эмигрантов к 2000 г. может достигнуть 25 млн. человек. Это породило опасения о грядущей российской экспансии на Запад. В результате развитые европейские страны ввели ряд барьеров, затрудняющих переселение российских граждан в эти страны.

Цифры реальной эмиграции рабочей силы свидетельствуют о следующем: в 1990-1995 гг. среднегодовая численность эмигран­тов составляла 100-105 тыс. человек. В это число не включены выезжающие на временную работу, часто без соответствующегооформления. Какая-то часть выехала за рубеж по «своим кана­лам». Так что миллионы выезжающих работников из России — это пока только прогноз и предположения.

Экономическая миграция из России определяется следую­щими факторами: во-первых, более высоким уровнем жизни в промышленно развитых странах и выгодными материальны­ми условиями, предлагаемыми другими странами; во-вторых, ограничением численности выезжающих емкостью рынков тру­да принимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации, непризна­нием большинством стран мира дипломов о высшем образова­нии, языковым барьером. Поэтому выезжать будет преимуще­ственно высококвалифицированная и мобильная часть населе­ния.

Признавая необходимость экспорта рабочей силы за рубеж (хотя есть и его противники), к числу положительных факторов, сопровождающих этот процесс, относят следующие:

— снижение давления на внутренний рынок труда;

— минимизация существующих в его структуре дисбалансов;

— уменьшение безработицы;

— финансовые поступления от мигрантов;

— повышение профессионального и культурного уровня ра­ботников-мигрантов.

Для упорядочения российской трудовой миграции, осуще­ствления социальной защиты наших сограждан российское пра­вительство предприняло ряд шагов. Так, заключены межпра­вительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и мно­гостороннее, соглашение государств — участников СНГ.

Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян.

Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов и, прежде всего, неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны стран-экспортеров рабочей силы). Кроме того, помимо полити­ки квотирования, западные страны в отношении иностранной рабочей силы готовят и другие барьеры.

Так, по прогнозам Германского Федерального института за­нятости, в связи с созданием единого внутреннего рынка ЕС

страны этого блока будут неохотно привлекать работников из-за рубежа. Вероятно, 40% всех новых рабочих мест будет создано в Великобритании и Германии, из них около 25% — в промыш­ленности, 50% — в оптовой и розничной торговле, транспорте, строительстве. По мнению большинства европейских экспертов, эти страны при отсутствии роста населения скорее предпочтут внедрение новых трудосберегающих технологий и активное ис­пользование труда женщин.