Смекни!
smekni.com

Все об Индии (стр. 9 из 13)

Принадлежность к касте определяет все обычаи: члены касты рождаются, воспитываются, вступают в брак, дают имена своим детям, обучают их, сообщают им специальные знания, отправляют все риту­альные церемонии и, наконец, после смерти бывают преданы сожжению (а некоторые - погребению) -все это происходит и производится в соответствии с теми правилами, которые предписаны каждой касте древним религиозным законом. Каждая каста живет в соответствии со своей дхармой - с тем сводом предписаний и запретов, создание которого предписывается богам, божественному откровению. Дхарма определяет нормы поведения членов каждой касты, регулирует их поступки, и даже чувства. С детских лет человек вырастает в сознании абсолютной нерушимости законов дхармы, их неизбежности. Например, дхарма каждой касты диктует ей внутрибрачие - только девушка из твоей касты воспитана в такой же дхарме, как ты, поэтому только она может стать твоей женой матерью твоих детей. Межкастовые браки в Индии - большая редкость.

Согласно индуизму, бог Брахма сначала создал четыре касты. Из своей головы он произвел касту брахманов (жрецов) - высшее сословие (варну) общества. К этой касте относились также крупные и средние феодалы - словом, верхушка общества. Из своих рук и плеч бог Брахма создал кшатриев, или воинов, которые должны были защищать общество, из бедер - касту вайшьев (торговцев, ремесленников и земледельцев), которым вменялось в обязанность снабжать и кормить людей. Наконец, из ног он создал низшую касту шудра - касту рабов и слуг. Нетрудно заметить, что касту с самого начала определяла прежде всего профессия, которая, как правило, переходила от отца к сыну, зачастую не изменяясь на протяжении жизни десятков поколений. Со временем увеличивалось число профессий и, соответственно, каст. Перед второй мировой войной в стране насчитывалось 3,5 тыс. раз­личных каст и подкаст. После войны ни одна перепись населения этот вопрос не включала. Поэтому в наши дни их число в различных источниках оценивается от 2 до 5 тысяч.

В сословно-кастовой системе индуизма есть еще одна, самая низкая категория - неприкасаемых, или париев, к которой относится наиболее отверженная и бесправная часть населения. По преданию, все, что не подошло для создания четырех каст, бог Брахма отбросил в сторону, в неведомую темноту. Из этих остатков и вышли неприкасаемые, которым предназначались профессии, считающиеся в индуизме нечистыми - обработка кожи, уборка мусора, нечистот, стирка и т. п. Индуизм запрещает общение с неприкасаемыми лицам из всех четырех каст. Считается, что даже прикосновение к ним оскверняет верующего индуса. А ведь перед второй мировой войной таких неприкасаемых было 85 млн, да и теперь по некоторым оценкам их не менее 60 - 80 млн человек.

Конституция Индии в законодательном порядке отменила кастовое деление и кастовое неравноправное, связанные с древними предрассудками. Само слово <чамар> (<неприкасаемый>) выведено из оборота и заменено словом <хариджаны> (<дети Бога>), предложенным Махатмой Ганди еще в 20-х годах. И тем не менее резкое кастовое расслоение по-прежнему еще сохраняется, в особенности в сельской местности. Выходцы из высших каст, составляю всего 17% населения, преобладают среди государственных служащих. До сих пор крайне редки браки между представителями высших и низших каст.

Вторая по значению религия Индии - ислам. Мусульмане составляют 11 % всего населения, среди них резко преобладают сунниты, но есть и шииты. Мусульмане составляют 2/3 всех жителей только, в северном штате Джамму и Кашмир. В штатах Уттар-Прадеш, Западная Бенгалия, Ассам, Керала они хотя и не преобладают, но образуют значительную прослойку. В семейно-брачных отношениях мусульмане придерживаются предписаний шариата, но многоженство во всех религиозных общинах страны запрещено законом.

Последователи стальных религий в общей численности населения Индии составляют всего от 0,5% до 2,6%, но с учетом размеров этой численности абсолютные цифры и здесь выглядят достаточно внушительно: христиан в стране 18 млн, сикхов - 15 млн, буддистов - 5 млн, джайнов - 4 млн. Христиане живут главным образом в южных штатах,- особенно в Керале и в Нагаленде.

Сикхизм получил распространение в Пенджабе, где приверженцы этой религии составляют половину всего населения. Сикхизм, как религия, и возник в Пенджабе еще в XV веке. Как бы отражая гео­графическое положение этого штата на границе зон индуистского и мусульманского влияния, сикхизм сочетает в себе элементы этих двух религий, но в то же время существенно отличается от них. На­пример, в отличие от индуизма он запрещает идолопоклонство, деление общества на касты, не признает очистительных церемоний при рождении и смерти, проповедует единобожие. В сикхских храмах: нет изображений богов. Выделяются сикхи и внешне. Мужчины сикхи (все они добавляют к своему имени приставку <сингх>, что значит <лев>) носят длинные волосы, собранные в пучок на макушке и покрытые красочным тюрбаном, длинные бороды, не бреют усы. Принадлежностью каждого сикха является также кинжал.

Буддизм зародился в Северной Индии в середине I тысячелетия - до н. э. Но в наши дни его исповедует менее 2% ее населения - часть жителей штатов Махараштра, Джамму и Кашмир и Сикким. Джайнизм возник в одно время с буддизмом и также в Северной Индии. Он вобрал в себя учение индуизма о перерождении душ и воздаяния за поступки. Наряду с этим он проповедует еще более строгие правила не причинения вреда любым живым существам. Поскольку же вспашка земли может повлечь за собой уничтожение живых существ - червей, насекомых, среди джайнов всегда преобладали не земледельцы, а торговцы, ремесленники, ростовщики. Этические предписания джайнизма включают обеты правдивости, сдержанности, бесстрастности, строгий запрет воровства.

Довольно сложный религиозный состав населения Индии, как и этнический состав, накладывает отпечаток на всю внутриполитическую ситуацию в стране, приводя к почти не прекращающимся рели­гиозным противоречиям. Прежде всего, это противоречия между индуистами и мусульманами, индуистами и сикхами.

Кровавые столкновения между индуистами и мусульманами на религиозно-общинной почве время от времени буквально потрясают страну. Чаще всего они происходят в мусульманском штате Джамму и Кашмир. Но случаются и в других штатах. Так, в декабре 1992 года индуистские религиозные фанатики разрушили в городе Айодхья (штат Уттар-Прадеш) мусульманскую мечеть Бабри-Масджит, чтобы построить на ее месте индуистский храм в честь бога Рамы. (Согласно преданию именно в Айодхье – и это описано в <Рамаяне> - правил царь Джашаратха, одним из сыновей которого был Рама, вернувшийся сюда после дальних странствий и занявший престол своих предков.) Подобная акция вы­звала вспышку идуистско-мусуйьманских столкновений по всей стране и привела к гибели более 1 тыс. человек. В ряде других стран индуистские храмы подверглись нападению со стороны мусульман. В штате Уттаррадеш было введено прямое президентское правление, а правительство штата было смещено как не выполнившее свои конституционные обязанности и потакавшее религиозным фанатикам. Однако нельзя не учитывать, что в стране есть крупные силы, выступающие за возрождение индусских ценностей, - вплоть до создания индусского государства Хинду раштра. Во главе подобного движения стоит фундаменталистская <Бхаратия Джанатз парти> (БДП).

В Пенджабе религиозно-общинные распри особенно усилились после того как местные сепаратистские группировки начали призывать к отделению районов, населенных преимущественно сикхами, от Индии и созданию независимого религиозного государства сикхов - Халистана. Своим штабом и опорной базой сепаратисты сделали комплекс знаменитого Золотого храма в городе Амритсаре - центре сикхизма, само название которого означает <хранилище амриты> (божественного нектара). В октябре 1984 года двое военнослужащих-сикхов из состава личной охраны премьер-министра совершили покушение на жизнь Индиры Ганди и убили ее. А в 1991 году жертвой аналогичного покушения стал сменивший Индиру Ганди на посту премьер-министра ее сын Раджив Ганди. Однако на этот раз заговор был инспирирован тамильскими националистами, действующими на юге страны.

Культура и Религия

Жреческие школы в поздневедийский период.

Ведийские тексты передавались изустно и хранились в жреческих школах. Они разрабатывали нормы организации ритуалов и способы их интерпретации в рамках трех основных вед. Ветви жреческих школ (шакхи) дробились и обособлялись, ведийские тексты хранились ими в разных редакциях, которые находились в монопольном владении традиции учителей и учеников. Представители разных традиций собирались на "ассамблеи" для обсуждений-диспутов. В них принимали участие и странствующие учителя. Так складывались центры жреческой образованности, упрочивался профессионализм в области знания, и появлялись специализированные дисциплины, например, разработка сакрального языка ведийских мантр.

Диспуты и дискуссии были основным модусом существования жреческих школ. Брахманические тексты, являясь своеобразными антологиями, дают возможность получить представление о становлении теоретической рефлексии. Деятельность школ была важна для становления будущей философии.