Смекни!
smekni.com

Вьетнам (стр. 2 из 5)

Животный мир. Территория В. входит в пределы Индийско-Индокитайской подобласти Индо-Малайской зоогеографической области. Наиболее характерные животные: влажных лесов - гиббоны, макаки, медведи (тибетский и малайский), тигр, древесные виверры, белки, летяги, огромный питон-удав, крупные вараны (ящерицы), белый и зелёный попугаи; саванновых лесов и саванн - индийский слон, однорогий и двурогий носороги (все они редки), антилопы, олени, дикие быки, кабаны, дикобраз, павлины, орлы, куропатки, дикие куры и др. В дельтах рек и болотах обитают розовый фламинго, аисты, пеликан, цапля, дикие утки, гуси и др. Речная фауна: рыбы семейства карповых (пескарь, карп, окунь, щука) и др.

Природные районы. 1) Пояс приморских низменностей - цепь низменностей, в основном равнин, преимущественно с культурным ландшафтом, разделённых невысокими горными отрогами: а) в северной части В. - низменности с прохладной зимой и летним максимумом осадков; б) в средней части В. - с тёплой зимой и осенне-зимним максимумом осадков; в) в южной части В. - с жаркой, очень сухой зимой и летним максимумом осадков. 2) Горный пояс - цепь горных и плоскогорных участков, разделённых глубоко врезанными (местами - ниже 200 м над уровнем моря.) долинами. Преимущественно лесная растительность. Высотная поясность ландшафтов. 3) Пояс плато - серия ровных или холмистых плато к З. от южной части горной области на высотах 200-1000 м. Тёплый климат с сухой зимой, саванны, саванновые леса.

Исторический очерк

Период первобытнообщинного строя и начало классового общества (до 3 в.). На территории центрального В. сохранились памятники материальной культуры нижнего палеолита в мезолите и раннем неолите здесь существовала своеобразная бакшонско-хоабиньская культура. В период развитого неолита В. вошёл в область культур, характеризующихся употреблением "плечикового топора" и керамики со штампованным орнаментом. Металлические орудия появились в конце 2-го тыс. до н. э., поздний этап эпохи бронзы наступил в середине 1-го тыс. до н. э. На рубеже н. э. совершился переход к железному веку. В период неолита и ранней бронзы население бассейна р. Хонгха и низовьев р. Меконг по своему антропологическому облику относилось к индонезийскому антропологическому типу и говорило, по-видимому, на языке австроазиатской семьи. Основными занятиями населения этих районов в 3-1-м тыс. до н. э. были земледелие, отчасти рыболовство, в меньшей степени охота. У племён, населявших территорию В., господствовали первобытнообщинные отношения. Вопрос о формировании непосредственных предков вьетнамцев (лаквьетов) связан с историей этнической группы вьет (юэ), в 1-м тыс. до н. э. занимавшей низовья р. Янцзы, а затем начавшей перемещаться к Ю., в бассейны рр. Сицзян и Хонгха, где она смешивалась с местным населением (протоиндонезийскими и австроазиатскими племенами).

Процесс разложения первобытнообщинного строя у племён, населявших территорию Северного В., ускоренный перемещением сюда части вьетов, привёл в 257 до н. э. к образованию раннеклассового государства Аулак, которое в 207 до н. э. попало в зависимость от вьетского государства Намвьет, сформировавшегося во 2-й половине 3 в. до н. э. в бассейне р. Сицзян. В 111 до н. э. Аулак вместе с Намвьетом был захвачен империей Западный Хань. Восстание (40-43 н. э.) лаквьетов и последовавшие за ним во 2-й половине 1 в. и особенно во 2 в. многочисленные выступления лаквьетов против ханьских завоевателей вынудили ханьские власти отказаться от политики ассимиляции. Фактическая власть в стране постепенно переходила к местной служилой знати (куанам). В центральной части территории современного В. во 2 в. у племён индонезийской языковой семьи - тьямов сложилось классовое общество и государство Тьямпа.

Период феодализма (3 - середина 80-х гг.19 вв.). Вьетнам до начала 19 в. В 3-4 вв. на территории Северного В. зарождаются феодальные отношения. В это же время на базе лаквьетов начала складываться вьетнамская народность, формирование которой завершилось к началу 10 в. В 544 вьетнамцы под руководством крупного куана Ли Бона изгнали китайского губернатора. На территории Северного В. возникло независимое вьетнамское раннефеодальное государство Вансуан, которое в 603 было завоёвано китайской династией Суй. Фактическая власть в стране по-прежнему оставалась в руках вьетнамских куанов и вьетнамской феодальной земельной аристократии. В период династии Тан (правила в Китае в 618-907) на территории Северного В. было создано (622) Общее управление Аньнань.

К 10 в. феодальный способ производства стал господствующим во В. По своему социально-экономическому развитию вьетнамское общество находилось на уровне наиболее развитых феодальных обществ Дальнего Востока (Китай, Япония, Корея). Одновременно сложился в основных чертах самобытный тип вьетнамской материальной и духовной культуры, усвоившей многие достижения культуры китайского народа. В начале 10 в. была восстановлена независимость вьетнамского государства. В 939 при династии НГО (правила в 939-965) вьетнамские феодалы окончательно освободились от китайского господства. Основой феодальных отношений в стране была верховная собственность монарха (вуа) на всю землю. Земля обрабатывалась общинниками, зависимыми или непосредственно от феодального государства или от феодалов-чиновников, которые получали ренту-налог от общин, переданных в их временное владение. В то же время значительная часть общин находилась в зависимости от крупных наследственных феодалов (сы куанов). Сы куаны стремились стать полностью самостоятельными в своих уделах. В 945-967 в результате усиления межфеодальных распрей В. стал распадаться на владения сы куанов. Вуа династии Динь (правила в 968-981) повели борьбу против сы куанов за создание централизованного государства. Страна получила новое официальное название - Дайковьет (Великий древний Вьет). К 980 часть сы куанов была лишена своих владений, земли остальных раздроблены на новые административные единицы, политический контроль над которыми перешёл к чиновникам. Эта борьба продолжалась и при династии Ранних Ле (правила в 981-1009). В последней четверти 10 в. сы куаны со своими феодальными дружинами перестали играть какую-либо роль; в стране была создана регулярная армия.

В 1-й половине 11 в. в Дайковьете стало оформляться централизованное феодальное государство, эксплуатировавшее крестьян-общинников с помощью разветвлённого феодально-бюрократического аппарата. В общинах развивались различные ремёсла, ремесленники сосредоточивались также в городах и в цеховых поселениях (фаунг). Средние и мелкие феодалы в основном были представлены служилой феодальной бюрократией. Часть общинников находилась в личной зависимости от крупных светских (члены королевской семьи и титулованная знать) и духовных феодалов (буддийские монастыри; буддийское церковные землевладение получило широкое распространение с 10 в.). Власть феодального государства опиралась на регулярную армию и королевскую гвардию.

Укрепившееся вьетнамское государство (с 1069 называемое Дайвьет - Великий Вьет) начало во 2-й половине 11 в. борьбу за расширение своих владений. Война с Сунской империей (1075-77) привела к присоединению территории племён нунг (современная провинция Каобанг). В 1069 были заняты северные провинции Тьямпы (на территории современных провинций Куангбинь и Куангчи). В начале 12 - начале 13 вв. В. вёл длительные войны с Камбоджей. В 1257-88 Дайвьет трижды подвергся вторжению огромных монгольских армий, но отстоял свою независимость. В борьбе против монголов, охватившей весь народ, выдающуюся роль сыграл полководец Чан Хынг Дао. В конце 13 в. Дайвьет вёл борьбу с лаосским государством Лансанг на Среднем Меконге; по договору с Тьямпой в 1307 Дайвьетом были приобретены также области О и Ри (территории современной провинции Тхыатхьен).

Тяжелые воины 2-й половины 13 - начала 14 вв. привели к усилению налогового бремени, возлагаемого на крестьян. Власть крупных феодалов укреплялась, а власть вуа ослабевала. Во 2-й половине 14 в. нарастали крестьянские восстания (особенно значительное в 1379 в дельте р. Хонгха). В 1377 Тьямпа вторглась в Южный Дайвьет. В обстановке крестьянских восстаний, военных поражений и упадка центральной власти феодальная бюрократия начала объединяться вокруг Хо Кюи Ли, фактического правителя страны с 1378. Укрепив армию и отбив нападения Тьямпы, он приступил в 1389 к проведению реформ, в том числе земельной (1397). Реформы имели целью подорвать власть крупных феодалов, упрочить положение центральной власти и феодальной бюрократии. Переход власти к династии Хо (правила в 1400-07) сопровождался усилением централизации. Реформаторская деятельность Хо встретила ожесточённое сопротивление крупных феодалов, которые обратились за помощью к Китаю. В 1407 китайская армия вторглась в страну, династия Хо была низложена, многие реформы отменены. В ответ на оккупацию и жестокий произвол китайских феодалов началось массовое освободительное движение. В 1427 агрессоры были изгнаны из Дайвьета. Победа в освободительной войне и наличие сильной армии позволили вождю восставших Ле Лои, основавшему династию Поздних Ле (правила в 1428-1789), и его ближайшим преемникам продолжать реформы по упрочению централизации, начатые при династии Хо. В 15 в. укрепилась государственная земельная собственность, быстро росли города, особенно в южной части страны, расширялась ирригационная сеть, развивалась внешняя и внутренняя торговля. Армия и чиновничий аппарат получили стройную организацию, чётко дифференцированную и централизованную. Конфуцианство становится официальной идеологией. При императоре Ле Тхань Тонге (правил в 1460-97) вьетнамское феодальное государство достигло наивысшего расцвета, к Дайвьету был присоединён ряд областей на З. и окончательно подчинена Тьямпа (1471).