Первые десятилетия 16 в. ознаменовались крупными крестьянскими восстаниями, наиболее значительным из которых было Чан Као восстание в 1516-24. С того же времени южные и западные районы, ранее вошедшие в состав Дайвьета, стали базой феодальных домов (Мак, Нгуен, Чинь), боровшихся с центральным правительством. К середине 16 в. центральное правительство династии Ле почти полностью утратило контроль над страной. Фактически власть осуществлялась феодальным домом Мак. В ходе непрерывных внутренних войн между домами Мак, Нгуен и Чинь за верховную власть всё большую роль играли мелкие и средние феодалы-воины, получавшие за службу земли; быстро росло поместное землевладение. Со 2-й половины 16 в. во В. начинают проникать иностранные миссионеры и купцы (португальцы, испанцы, голландцы, англичане, французы), к услугам которых прибегали феодалы, ведшие междоусобные войны (покупка у купцов европейских видов оружия и пр.). К концу 16 в. политическая власть в стране перешла от дома Мак к домам Чинь и Нгуен. К 30-м гг. 17 в. государство Дайвьет при сохранении номинальной власти династии Ле фактически раскололось на 2 феодальных владения: Чиней - на С. и Нгуенов - на Ю., между которыми велись непрерывные войны. К концу 17 в. Чини завершили освоение северо-западных районов В., а Нгуены начали закрепляться на территории современного Южного В.
С середины 17 в. интенсивно происходил связанный с ростом производительных сил процесс распада общины, которая подвергалась двойной эксплуатации: со стороны старого феодально-бюрократического аппарата и владельцев поместий. Большую роль в 18 в. начали играть ремесленники, купечество, горнопромышленники.
Ухудшение положения крестьянства к последней трети 18 в. обусловило новый подъём крестьянской борьбы. Центром крестьянского движения стали густонаселённые северные районы государства Нгуенов, где в 1771 началось самое крупное в истории феодального В. крестьянское восстание. В 1786 крестьянская армия тэйшонов заняла всю территорию государства Чиней. Антифеодальная борьба вьетнамского крестьянства проходила под лозунгом возвращения власти династии Ле. После формального восстановления правления династии Ле (1786) фактическая власть в стране оказалась в руках тэйшонов, объединивших всю территорию В. Попытка Ле установить свой действительный статус привела к свержению тэйшонами династии Ле в 1789. К 1802 феодалы Ю., возглавляемые Нгуен Фук Анем, при поддержке французских купцов и миссионеров подавили восстание тэйшонов.
До французской колонизации научные и технические знания развивались под влиянием китайской науки и техники. В конце 19 - начале 20 вв. французскими учёными во В. велись исследования климата, методов борьбы с инфекционными заболеваниями. Для выявления минеральных ресурсов страны была организована геологическая служба. Производились топографические и картографические работы, главным образом в военных целях.
Философия. В раннеклассовом обществе (3-1 вв. до н. э.) возникла самостоятельная, по-видимому, политеистическая система религиозно-мифологических воззрений, от которой сохранилось немногое. В первые века н. э. из Индии и Китая проникают религиозные и философские течения: буддийская философия, конфуцианство. Образуется комплекс мистических взглядов, условно называемый даосизмом, хотя и резко отличный от собственно даосизма (китайского) отсутствием цельной системы философских воззрений, тесной связью с магической практикой, культом местных богов и т.п.
С 6 по 10 вв. во вьетнамской философии преобладающим направлением был буддизм дхьяны (вьетнамский - тхиен). С конца 11 - начала 12 вв. начинается борьба между философией дхьяны и конфуцианской философией, закончившаяся в конце 14 в. победой конфуцианства, ставшего господствующей, но не единственной философией во В. Конфуцианство в преобразованной китайским мыслителем Чжу Си форме было основным философским течением во В. вплоть до 16 в. Буддийская философия отошла на второй план, её представители преследовались, но в сфере частной жизни господствующего класса и среди основной массы населения она, как и даосизм, сохранила прочные позиции.
В 16-18 вв. конфуцианская чжусианская философия переживала кризис, связанный с изменениями в социальной структуре В., ослаблением роли государства в экономической и политической жизни общества (Нгуен Бинь Кхием, 16 в.). Наблюдался новый подъём буддизма, одним из наиболее крупных представителей которого выступил Нгуен За Тхиеу. В 18 в. обе философии стали практически равноправны. Однако среди народных масс по-прежнему преобладали воззрения, связанные с культом неба, оформленным в понятиях даосского учения, и культом предков. В 18 - начале 19 вв. проявились первые попытки создания стихийно-материалистического мировоззрения (Ле Кюи Дон, Фан Хюи Тю и др.). В 19 в. в образованных слоях вьетнамского общества распространилась христианская философия (Нгуен Чыонг То и др.).
Отсутствие доминирующей философской концепции, стихийное формирование материалистических взглядов, распространение в образованной среде христианства - всё это, после падения вьетнамской монархии и захвата страны французскими колонизаторами, привело на рубеже 20 в. к уменьшению влияния традиционных религиозных учений; конфуцианство и буддизм стали играть всё меньшую роль в развитии философской мысли. Однако с 30-х гг. буддийская философия вступила в период "модернизации", выразившейся в требовании более активного участия в общественной жизни.
С начала 20 в. начинает распространяться материализм, но самостоятельных материалистических систем выработано не было. Наибольшей популярностью в среде мелкобуржуазной интеллигенции в то время пользовалось учение китайского мыслителя и революционного демократа Сунь Ят-сена. Наиболее крупными философами в начале 20 в. явились Фан Бой Тяу и Фан Тю Чинь. В 30-40-е гг. имели место попытки создания конформистской философии, синтезирующей чжусианское конфуцианство с европейскими идеалистическими концепциями (Фам Кюинь, Нгуен Ван Винь).
Марксистская мысль формируется во В. с начала 20-х гг., когда появляются первые произведения Хо Ши Мина и первые переводы марксистских работ ("Манифест Коммунистической партии" и др.). С этого времени марксистская философия всё больше распространяется; в 30-40-е гг. разрабатывались преимущественно проблемы эстетики и литературоведения. Создание во В. в 1930 Коммунистической партии имело важное значение для укрепления позиций марксистской идеологии. После победы революции в августе 1945 и образования ДРВ марксистская философия становится там преобладающей.
Архитектура и изобразительное искусство
Древнейшие памятники художественной культуры на территории В. (в том числе бронзовые барабаны "нгок лу" с рельефными изображениями сцен народной жизни, зверей и птиц) относятся к первым векам до н. э. Расцвет искусства В. наступает в 1-м тыс. и связан с образованием государства Тьямпа (Центральный В.). Искусство тьямов испытало влияние культуры Индии и отчасти кхмеров. В городах Мишоне и Донгзыонге сохранились руины буддийских и брахманских храмов 7-10 вв., в их числе Бо-Кхат-Ре-Соа (Бхадрешвара, 10 в.), классический образец "калана" - кирпичного башнеобразного храма, отличающегося стройностью пропорций. Скульптура тьямов связана с архитектурой. Играя преимущественно декоративную роль, она достигает большой пластической выразительности. Лучшие её образцы (7-10 вв.) обнаружены в развалинах храмов Чакье (среди которых - горельефы пьедестала, изображающие танцовщиц и музыкантов; 10 в.?), Мишона и Донгзыонга. Особое место в тьямской скульптуре занимают изображения животных и фантастических существ. Высокого уровня достигло ремесло тьямов. Сохранились золотые и серебряные изделия (диадемы, ларцы, вазы, чаши и т.д.) из сокровищниц тьямских царей, а также обнаруженные раскопками в Мишоне, Понагаре и других местах. С 11 в. в искусстве Центрального В. появляются черты упадка (пропорции храмов становятся тяжеловесными, а декор сухим и измельчённым). Этими особенностями отмечены каланы 11-12 вв. "Золотая башня", "Серебряная башня", "Медная башня" (все близ современного г. Куинён).
Искусство Северного В. вступило в период расцвета в 11-13 вв. В его произведениях проявилось некоторое китайское влияние. Сооружаются многоярусные башни (в том числе в Биньсоне, около Виньйена, 10-11 вв.), храмовые ансамбли, для которых характерны связь с природой, симметричность плана, использование в постройках деревянного каркаса ("Храм литературы", посвящённый Конфуцию, в Ханое, основан в 1070; "Храм великого Будды" близ Ханоя, 13 в.). Уникальна деревянная пагода Дьен-Бо (Мот-Кот) на одном столбе (1049, восстановлена в 1955) в Ханое. В числе сохранившихся сооружений последующих веков - храмовые комплексы Бут-Тап близ Ханоя (до 14 в.), Кэо в провинции Тхайбинь (17 в.) и многоколонная постройка типа "динь" в деревне Диньбанг близ Ханоя (18 в.), предназначавшаяся для собраний, судов и т.д., но служившая также храмом. Поздние дворцы отличаются обильным применением в отделке резьбы и лака (в том числе "Дворец совершенной гармонии" в г. Хюэ, 1805-1833). В скульптуре В. с 15 в. появляются изображения канонизированных умерших священнослужителей, отмеченные точным следованием натуре (например, статуя мудреца Тует Шона из пагоды Тай-Фьюнг, 15 в.). Живопись 15-19 вв. представлена храмовыми росписями, пейзажами, погребальными портретами. Развитие получил народный лубок. Из художественных ремёсел распространены резьба по слоновой кости, дереву, сочетающаяся с инкрустацией костью и перламутром, литьё из металла, плетение из камыша, а также изготовление лаковых изделий с росписями цветными и золотыми лаками.