Смекни!
smekni.com

Вьетнам (стр. 4 из 5)

Господство французских колонизаторов (начавшееся с середины 19 в.) затормозило развитие национальной культуры. В городах возникли европейские кварталы, в которых с конца 19 в. появились комфортабельные жилые и общественные здания, построенные, под влиянием стилей европейской архитектуры (модерн, функционализм). Районы, заселённые вьетнамцами были крайне неблагоустроены. Промышленные предприятия размещались вплотную к жилищам; в портовых городах берега рек и морских бухт были заняты хаотично расположенными портовыми строениями.

Основанная в 1925 Высшая школа изящных искусств в Ханое, знакомя вьетнамских художников с западноевропейским искусством и давая им профессиональные навыки, насаждала принципы европейского академического и салонного искусства.

Театр

Сведения о театре В. до 19 в. скудны и отрывочны. Традиционные его жанры - тео и туонг. Тео - народный театр. Искусство этого театра изустно передавалось из поколения в поколение. Сюжеты черпались из истории, сказок, легенд, поэм. Возникновение тео связано с празднествами, которыми ежегодно отмечался сбор урожая в дельте р. Хонгха. Для тео характерна импровизация. Основные персонажи этих представлений крестьяне (в спектаклях участвуют мужчины и женщины). Тео тесно связано с народной музыкой и танцами. Действие сопровождается хором. Музыка, танцы и пение чаще всего рассказывают о с.-х. процессах (возделывание риса и др.). Отдельные элементы танца (условные движения кистей рук в танцах с веером и др.) раскрывают содержание пьесы. Представления устраивались во дворах культовых домов и пагод, зрители сидели на полу, окружая с трёх сторон место, где разыгрывалось действие. Спектакли тео обличали общественные пороки, сатирически изображая феодалов и представителей французских колониальных властей, воспевали доблесть народа. Наиболее известен выступавший в жанре тео театральный деятель и драматург Нгуен Динь Нги, создавший около 50 пьес, как исторических ("Героиня великого Юга", "На голове бешеного слона"), так и остро комедийных, сатирических. В его театре сотрудничали популярные актёры, среди них известный артист Нгуен Ван Тхинь.

Театр туонг - классический театр В. - возник между 11-13 вв. на С. страны как придворное зрелище. В своём развитии туонг испытал некоторое влияние китайского классического театра, заимствовал обрядовые и символические костюмы, условный грим. В туонге сохраняются условные жесты, костюмы, манера исполнения, интонации. Декорации отсутствуют. Большое место в репертуаре занимают пьесы, рассказывающие о событиях национальной истории, истории Китая. Нередко в основу спектакля положены сюжеты вьетнамской мифологии или переработки произведений китайской классической литературы и драмы. Кроме придворных трупп театра туонг, существовали и бродячие труппы, вносившие в искусство туонг демократические тенденции. К середине 19 в. туонг обогатился новым содержанием, в числе действующих лиц появились представители народа. Действие в туонге разделяется на акты. Неотъемлемой частью спектакля являются музыка и танцы, способствующие раскрытию характера героя. Декламация ведётся нараспев, на высоких регистрах. К лучшим достижениям театра туонг в начале 20 в. относятся исторические пьесы драматургов Ханоя Нгуен Хыу Тиена "Фениксы Донг А" (о героях борьбы против монгольского нашествия - полководцах Чан Хынг Дао и Фам Нгу Лао) и Хоанг Танг Би "Месть за мужа и долг перед родиной" (о сёстрах Чынг, возглавивших в 1 в. восстание против иноземных завоевателей). Образы предателей в этих пьесах недвусмысленно указывали на тех, кто в новое время служил колонизаторам.

Театр кай-лыонг, или обновлённый театр, сформировался к 20-м гг. 20 в. Представление сопровождается музыкой, существуют занавес и декорации. Действие пьесы делится на акты. Сюжеты используются самые разнообразные: из жизни вьетнамского общества начала 20 в., исторические сюжеты, легенды, часто перерабатываются пьесы европейского театра, сценарии фильмов. Для развития театра кай-лыонга немало сделал поэт Тхе Лы, который в 1942-43 создал труппу, носившую его имя.

Кить-ной - современный "разговорный", или драматический, театр, появился также в 20-е гг. 20 в. Первые спектакли - комедии Мольера, затем пьесы вьетнамских авторов ("Друг и жена" Ву Динь Лонга, "Деньги" By Гуен Дака и др.). Была поставлена комедия, написанная Хо Ши Мином, - "Бамбуковый дракон" (1920-е гг.), в которой высмеивается король-марионетка.

Государственный строй

Действующая конституция вступила в силу с 1 января 1960. Конституция закрепляет руководящую и направляющую роль во всей общественной и государственной жизни Партии трудящихся В.

Главой государства является президент ДРВ (избирается Национальным собранием на 4 года). Президент назначает и смещает членов правительства, публикует законы и указы, объявляет амнистию, состояние войны или военное положение, ратифицирует международные договоры, назначает дипломатических представителей, возглавляет вооружённые силы и председательствует в Совете национальной обороны. В качестве консультативного органа при президенте функционирует Особое политическое совещание, призванное обсуждать важнейшие общественно-политические проблемы.

Высший орган государственной власти и единственный законодательный орган - однопалатное Национальное собрание, депутаты которого избираются на 4 года по норме 1 депутат от 50 тыс. населения (промышленные районы с населением в 10-30 тыс. представлены 1 депутатом каждый). Национальные меньшинства имеют гарантированное представительство в Национальном собрании в количестве 1/7 общего числа депутатов. Национальное собрание образует из числа своих депутатов Постоянный комитет Национального собрания.

Правительство ДРВ - Совет Министров - образуется Национальным собранием по представлению президента.

Органами государственной власти во всех административно-территориальных единицах являются народные советы, избираемые населением в провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения на 3 года, в уездах, посёлках и сёлах - на 2 года. Исполнительными органами народных советов всех ступеней являются их исполнительные комитеты.

В соответствии с конституцией и избирательным законом от 14 января 1960 в ДРВ введено всеобщее прямое избирательное право при тайном голосовании. Активное избирательное право предоставляется всем гражданам, достигшим 18 лет, пассивное - 21 года.

Высшая судебная инстанция - Верховный народный суд, председатель которого избирается Национальным собранием на 5 лет. В провинциях, уездах, городах и автономных районах имеются народные суды. Надзор за соблюдением законности возложен на Верховную народную прокуратуру.

Население

Естественный прирост населения в среднем за год (в 1963-69) - примерно 3%. По территории население размещается крайне неравномерно и в основном сконцентрировано в районе дельты р. Хонгха и на прибрежной равнине, где плотность достигает 500, а местами 1500 человек на 1 км2. Преобладают небольшие города и крупные сёла. Городского населения около 20% (1965). Крупные города: Ханой (414,6 тыс. жителей, с пригородами 643,6 тыс. жителей, 1960), Хайфон (182,5 тыс. жителей, с пригородами 369,2 тыс. жителей), Намдинь (86 тыс. жителей).

Экономико-географический очерк

Победа Августовской революции 1945 создала предпосылки для социалистического развития ДРВ. На первом этапе народно-демократического развития ДРВ вынуждена была направить все усилия на отпор иностранной агрессии и в условиях развернувшейся войны Сопротивления (1945-54) начать те социально-экономические преобразования, которые явились бы основой для социалистического переустройства экономики. После окончания войны экономика страны оказалась в крайне тяжёлом состоянии, главным образом из-за разрушений, причинённых длительными военными действиями, нарушением традиционных хозяйственных связей северных и южных районов, а также вывозом части промышленного оборудования и материальных ценностей национальной буржуазией и французскими капиталистами за границу или в Южный В.

В годы послевоенного восстановления народного хозяйства, в 1955-57, в итоге выполнения трёх одногодичных планов в основном был достигнут довоенный уровень. С.-х. производство несколько превысило довоенный уровень, увеличилось производство продовольственных и технических культур. Произошли сдвиги в промышленности, восстановлено большинство крупных промышленных предприятий, построено заново много новых промышленных объектов. Экономическая политика была направлена на ограничение, преобразование и использование частнокапиталистических элементов в интересах социалистического строительства. В результате завершения аграрной реформы (за исключением горных районов) была ликвидирована феодальная собственность на землю и земля помещиков и других эксплуататоров безвозмездно распределена среди малоземельных крестьян. Были организованы группы трудовой взаимопомощи и госхозы, начали создаваться производственные кооперативы. К концу восстановительного периода и к началу нового этапа социалистических преобразований и социалистического строительства экономика ДРВ всё ещё испытывала тяжёлое наследие феодализма и капитализма и характеризовалась отсталым сельским хозяйством, основанным на индивидуальном крестьянском хозяйстве, и слаборазвитой промышленностью. Существовали различные формы собственности, в народном хозяйстве имелось 5 секторов - государственный, кооперативный, мелкотоварный, частнокапиталистический, государственный капиталистический. Социалистический сектор обеспечивал почти 60% производства промышленной продукции, около 25% валовой продукции промышленного и кустарного производства, 61% оборота оптовой торговли и 29,5% оборота розничной торговли (36,7% с учётом торговли через различные формы государственного капитализма), 98% внешней торговли. Он безраздельно господствовал на железнодорожном транспорте и в банковской системе. В сельском хозяйстве на социалистический сектор приходилось всего 0,14% (20 госхозов). Кооперативный сектор производил 9,8% с.-х. и 7,2% промышленной и кустарной продукции; на мелкотоварный сектор приходилось 80% с.-х. и 50,2% промышленного и кустарного производства; частнокапиталистический сектор сосредоточивал 10% с.-х. и 14,2% промышленного и кустарного производства.