В целом, объем выпуска продукции машиностроительного комплекса в сопоставимых ценах сложился в 1997г. на уровне 98% по отношению к 1996г. 2
Помимо неблагоприятной динамики, в комплексе продолжаются регрессивные отраслевые структурные сдвиги. Поскольку в 1997 г. капитальные вложения за счет всех источников финансирования в целом по экономике сократились на 16%, произошло снижение до 13,5% против 14,3% в 1996 г. удельного веса отраслей, образующих инвестиционный сектор комплекса.3
В региональном разрезе ситуация, в общем, аналогичная. Так, в Центральном экономическом районе удельный вес машиностроительной продукции снизился с 25,4 до 21.6% (в Москве эти показатели составляют соответственно 6,5 и 5,4%, Московской области — 5.4 и 2,8%, Тульской - 1,5 и 0,8%, Ярославской - 2,8 и 2.3%). В Уральском районе доля машиностроения сократилась с 17,8 до 13,4%, в том числе в Удмуртской Республике с 2,7 до 0.5%. В Западно-Сибирском — с 7 до 6,1%. Такой процесс наблюдается в Восточно-Сибирском. Дальневосточном. Северо-Кавказском, Центрально-Черноземном экономических районах.1
Между тем в отдельных экономических районах (Волго-Вятском и Поволжском) наметился рост этого показателя, в основном за счет индустрии Нижегородской, Самарской, Ульяновской областей и Республики Татарстан, где предприятия машиностроения лучше адаптируются к рыночным отношениям.2
В условиях, отличающихся отсутствием стимулов к инвестированию и расширению производства, повышению качества продукции и снижению издержек, внедрению инноваций, а также жесткой по отношению к товаропроизводителям монетарной политикой, ситуация для развития общего машиностроения по-прежнему неблагоприятна.
Вместе с тем надо учитывать уже происшедшее, и прежде всего то, что отрасль стоит на грани утраты технологического потенциала. Начиная с 1991г. капитальные вложения не покрывают выбытие и износ основных фондов. Происходит стихийное разрушение мощностей, что усиливает несопряженность производств. Нарастает качественная деградация производственного аппарата, из-за чего конкурентоспособность выпускаемой продукции резко падает.3
Особенно тревожно закрепление тенденции к деиндустриализации и дезинтеграции предприятий со сложными технологическими циклами, вынуждающей их заниматься натуральным хозяйством, отвергать в ряде случаев сложившуюся кооперацию и специализацию. Высокие тарифы на железнодорожные перевозки и цены на комплектующие изделия привели к тому, что многие предприятия общего машиностроения перешли на освоение агрегатного производства у себя.
В комплексе велики потери инновационного задела, они объективно препятствуют росту конкурентоспособности продукции машиностроения не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.
Под воздействием осуществляемых экономических преобразований в машиностроительном комплексе России сложилась принципиально новая ситуация. Производство все более ориентируется на платежеспособный спрос. Однако особенность тут такова: со стороны прежнего основного потребителя — государства — он резко сократился, а хозяйствующие субъекты не компенсируют этого сокращения, особенно на сложную продукцию, отдавая предпочтение более дешевому и простому оборудованию.
При сохранении существующих условий, когда в экономике нет нормальных стимулов к расширенному воспроизводству и полномасштабного инвестирования, прогнозировать кардинальные перемены к лучшему не приходится.
Некоторое оживление производства в общем машиностроении практически не отразится на повышении спроса на технологическое оборудование, так как его парк в отраслях промышленности используется в настоящее время менее чем на 50%. По мере увеличения производства машиностроительной продукции на предприятиях первоначально будет повышаться загрузка уже имеющихся основных средств, идти накопление капитала и только затем может появиться перспектива технического перевооружения, а следовательно, приобретения нового оборудования и увеличения его производства.
Объясняемый слабостью побудительных мотивов к производственному инвестированию, малоактивный спрос негосударственного сектора на технологическое оборудование делает настоятельной необходимость осуществления государственной поддержки предприятий отрасли в рамках целевой федеральной программы. Это экономически, а порой и стратегически эффективно, особенно в случае импортозамещения.
В подотрасли вагоностроения объемы производства определяются финансовыми возможностями основного заказчика — МПС России. Не секрет, что они ограничены и не позволяют существенно наращивать выпуск так необходимого российским железным дорогам подвижного состава. В связи с этим объемы производства в 1997 г. возросли незначительно (по грузовым вагонам на 3%)1.
Предвидится изменение структуры выпуска пассажирских вагонов. Так, АО "Тверской вагонзавод" наращивает выпуск пассажирских купейных вагонов, соответствующих современным требованиям комфортности и безопасности движения. Тем самым создается возможность прекратить их импорт из Германии. Удельный вес купейных вагонов в общем выпуске пассажирских вагонов локомотивной тяги возрос в 1997 г. до 39%. На АО "Демиховский машзавод" организован выпуск вагонов электропоездов вместо приобретаемых в Латвии. Введенные на данном предприятии в 1994г. мощности по производству 534 вагонов позволяют выпускать компактные электропоезда. Кроме того, организован выпуск (в небольшом количестве) вагонов электропоездов на Торжокском вагонзаводе.2
В 1997 г. наметилась тенденция стабилизации объемов производства по некоторым видам продукции общего машиностроения, а по отдельным — увеличение выпуска.
Однако параметры обновления выпускаемой продукции ухудшились. Это явление свидетельствует о том, что в отрасли не происходит адаптации к новым условиям функционирования за счет качественных сдвигов. За последние три года интенсивность обновления снизилась на 40%, а доля впервые осваиваемой техники — в два раза. Здесь преимущественно способны тиражировать устаревшую технику и соответственно устаревшие технологии.1
Итак, состояние развития машиностроительного комплекса России предопределяется не просто спросовыми, а инвестиционными ограничениями. Именно они тормозят реструктуризацию на качественной основе с приращением конкурентоспособности производства и выпускаемой продукции. Спад капитальных вложений в несколько раз превысил уровень, предельно допустимый для воспроизводства основных фондов, технологий и научно-технических заделов, а также для функционирования инвестиционного комплекса. Такой предельный уровень, оцененный специалистами Института народнохозяйственного прогнозирования РАН в 16—30% (к 1990 г.), превышен по отдельным предприятиям в 2—5 раз.2
Даже если в стране прекратится снижение инвестиционной активности и произойдет некоторое увеличение объемов капитальных вложений в силу действия сложившихся инерционных факторов и отсутствия достаточных финансовых средств у потенциальных инвесторов не удастся стабилизировать спрос на внутреннем рынке по всем основным группам технологического оборудования.
Практически все крупные предприятия общего машиностроения уже акционированы. В 1995 г. ускоренными темпами продолжалась приватизация научных организаций отрасли. В 1996 г. в прямом государственном управлении осталось примерно 7% предприятий (против 14% на начало 1995г.). На приватизированных предприятиях будет производиться 98,9% продукции от общего объема по машиностроению, а доля работающих составит 97,4%3.
Из общего количества предприятий и организаций, остающихся в прямом государственном управлении, 29 предприятий и организаций предполагается преобразовать в казенные заводы. Сдерживающим фактором в преобразовании федеральных государственных предприятий в федеральные казенные предприятия является ограниченность средств бюджета для выкупа их кредиторской задолженности.