"Житие князя Андрея Боголюбского" связывает строительство этой церкви еще с одним событием - гибелью от ран юного князя Изяслава Андреевича после похода 1164 г. в Волжскую Болгарию.
Церковь Покрова достойно венчает короткий, но исключительно плодотворный градостроительный период Андрея Боголюбского. Совершенная красота, таинственная глубина рельефов, мемориальный и церковно-исторический смысл - так много всего соединилось в этом небольшом, одиноко стоящем уже более восьми веков храме. Облик храма, такой законченный и цельный, первоначально был иным. Храм окружала галерея, а холм, на котором он стоит, был облицован белым камнем. Царственная ступенчатая церковь продолжала Боголюбовский замок и стольный Владимир, а пристань на оживленном речном пути обеспечивала князю могущество. Сейчас, спустя века, ничто не напоминает о политической злобе дня, лишь совершенная красота смягчает и трогает душу.
В настоящее время храм Покрова, как и прежде, приписан к Боголюбовскому монастырю; совместно используется музеем-заповедником и церковью; внесен в список мирового наследия ЮНЕСКО.
Из России переместимся в Западную Европу. Начнем с «Вечного города»…
Рим и до постройки Колизея располагал несколькими амфитеатрами, но после грандиозного пожара в 64 году н. э. понадобилось новое сооружение. Римский император Веспасиан, правивший с 69 года н. э., распорядился начать строительство амфитеатра, который должен был носить имя новой императорской династии и превзойти все предшествовавшие невиданными прежде размерами и красотой.
Амфитеатр — римское изобретение. Он состоял из арены эллиптической формы, окруженный выстроенными ярусами рядов сидячих трибун, находясь на которых, многочисленная публика, не подвергая себя риску, могла наблюдать захватывающие кровопролитные зрелища. Здесь проводились бои гладиаторов и выводили напоказ экзотических диких зверей, чтобы потом на глазах завороженной толпы стравить их Друг с другом в смертельной схватке.
Амфитеатр Веспасиана (из рода Флавиев) поначалу называли флавиевым. Он был возведен на дне искусственного водоема, вырытого при предшественнике Веспасиана, императоре Нероне, для его знаменитого роскошного Золотого дома. Подобный выбор места был весьма выгоден не только с технической, но и с политической точки зрения, как бы демонстрируя разрыв с прежней нероновской роскошью. Веспасиан разрабатывал планы строительства с не меньшим, чем Нерон, размахом, но это было строительство для общественных нужд, а вовсе не для ублажения личных капризов императора. По иронии судьбы Нерон впоследствии как бы отомстил Веспасиану за столь откровенное пренебрежение: с VIII века Флавиев амфитеатр получает название Колизей (от латинского colosseus — громадный) и есть основания полагать, что этим именем он обязан колоссальной статуе Нерона, которая стояла неподалеку. (Веспасиан не захотел ее сносить, распорядился только заменить у скульптуры голову и переименовать ее в статую Аполлона.)
В окружности Колизей достигает почти 500 метров, в высоту — 48,5 метра. Колизей построен из травертина, туфа и кирпича. Он был торжественно освящен в 80 году н. э. уже наследником Веспасиана, императором Титом, причем на этой церемонии публике было показано 5000 диких зверей. Но и тогда, несмотря на официальное открытие, строительство еще не было полностью закончено.
Последняя, верхняя трибуна для зрителей была достроена лишь при преемнике Тита, императоре Домициане.
Отличительная особенность этого сооружения — большое число ярусов. Его архитектура показывает, сколь гениально просто можно упорядочить и направить движение несметных людских скопищ. Сложная система лестничных маршей и проходов обеспечивала беспрепятственный и легкий доступ на трибуны к сидячим местам. И это притом, что трибуны амфитеатра вмещали около 50 000 зрителей. Вся эта публика заполняла Колизей не более чем за 10 минут.
Но еще более важной задачей было устройство пути, по которому на арену доставлялись звери. Создатели Колизея сконструировали хитроумную систему проходов и подъемников, по которым дикие, разъяренные звери, выпущенные из своих клеток в подземелье, попадали прямо на арену. Многие компоненты этой сложной системы сохранились до наших дней, равно как тумбы и консоли на последнем, четвертом этаже. Когда-то на них держались опорные мачты, на которых при необходимости над всей ареной амфитеатра натягивалась огромная парусиновая крыша. Хитроумный механизм, состоявший из парусов, канатов и подъемных блоков, приводили в действие приставленные к нему моряки.
Благодаря столь богатой технической оснащенности и четкой организации размещения зрителей, Колизей приобрел славу архитектурного сооружения, намного опередившего свою эпоху. Конструктивные принципы его постройки поражают и поныне.
На церемонии открытия Колизея публике было показано 5000 диких зверей. На вилле Боргезе в Риме есть мозаика с изображением сцен боя на арене. Бык и олень, лев и даже страус считались достойными противниками бестиария. Так называли человека, которому на арене была уготована роль, сходная с ролью матадора. (На некоторых из сохранившихся римских амфитеатров и по сей день проводятся корриды). Необычайный интерес древних римлян к экзотическим животным, похоже, берет истоки задолго до постройки Колизея, еще с тех времен, когда по улицам города водили карфагенских слонов, демонстрируя их в качестве военных трофеев. Сражения гладиаторов тоже имеют свою давнюю традицию. Существует гипотеза, что они происходят от погребального обряда этрусков. По большей части бои гладиаторов были состязанием тренированных и равных по силам соперников но иногда это был трагический и кровавый спектакль, в котором силой заставляли участвовать пленных.
Собор Святого Петра - огромный храм, возведенный над могилой апостола в Риме. В строительстве его участвовали почти все знаменитые итальянские зодчие XVI столетия.
Собор Святого Петра занимает площадь в 22 067 квадратных метров и до 1990 года, когда он был превзойден еще более монументальной церковью Пресвятой Девы в Ямусукро, столице африканского государства Кот-Д'Ивуар, оставался самым большим христианским храмом на нашей планете. Размеры его просто потрясают, но не менее потрясает и драматическая история его строительства, узнавая которую, все больше удивляешься тому, что храм вообще был завершен.
Собор, каким мы видим его сегодня, обязан своим именем человеку, который в I веке нашей эры принял мученическую смерть за свою веру: в 64 году н. э., в царствование императора Нерона, апостол Петр был распят на кресте, а затем похоронен на городском кладбище. Вскоре могила апостола становится объектом паломничества. Признавший христианство римский император Константин повелел воздвигнуть над могилой Петра базилику, которая простояла на этом месте более тысячелетия. Когда она совсем обветшала, папа римский Николай V в 1452 году приказал начать строительство грандиозного нового собора. Но после его смерти в 1455 году работы были приостановлены. С тех пор подрядчики и зодчие то и дело сменяли друг друга, поэтому на завершение храма ушло еще около 170 лет.
Сперва архитектор Браманте в 1506 году взялся за решительную переделку всего здания, замыслив увенчать его огромным куполом. Но в 1514 году он умер, и работы были поручены Рафаэлю. Однако в 1520 году скончался и Рафаэль, а после его смерти в проект опять были внесены изменения: от идеи большого купола решили отказаться, отдав предпочтение элементам готики. Когда, наконец, в 1546 году Микеланджело, которому уже перевалило за семьдесят, «во имя Бога, Пресвятой Девы и Святого Петра» взял на себя руководство строительством, он возобновил возведение купола.
Но и ему не суждено было дожить до освящения храма. Сооруженные уже после его смерти продольный неф, фасад и колонный зал нарушили архитектурное единство собора, что и сегодня заметно при подходе к нему со стороны площади.
18 ноября 1626 года собор наконец-то был освящен папой Урбаном VIII. Архитектурное оформление площади перед собором продвигалось куда более энергично и было осуществлено в 1656-1667 годах. Площадь, оформленная Бернини, окаймлена 284 тосканскими колоннами. Колоннаду украшают статуи святых. В самом соборе (высота его составляет 189 метров!) Бернини соорудил над папским алтарем огромный бронзовый балдахин, вознесенный витыми колоннами на высоту 29 метров, но эта его работа, в отличие от колоннады, безусловного и всеобщего одобрения не снискала.
Собор Святого Петра можно осмотреть весь, что называется, сверху донизу. С балкона, которым окаймлена башенка над куполом, открывается удивительная панорама Рима. Но можно спуститься и глубоко вниз, в раскопы под алтарем собора, где посетитель увидит остатки древнего римского кладбища, на котором была воздвигнута самая первая базилика в честь Святого Петра. Обнаруженное на этом месте надгробье, возможно, и является могилой Святого Петра, но для внесения окончательной ясности в этот вопрос недостает безусловных археологических доказательств.
Хотя этот грандиозный собор не каждому придется по вкусу (его убранство чересчур пышно и действует порой даже угнетающе), в душах большинства посетителей он оставляет поистине неизгладимый след.
Собор Святого Петра находится на территории Ватикана, признанного в 1929 году суверенным государством. Главой государства является папа римский. Ватикан печатает собственные деньги, выпускает газету, имеет свой вокзал и дипломатические представительства за рубежом, а также швейцарскую гвардию в экзотических мундирах, выполняющую функции полиции. В зданиях Ватикана, построенных в XIV-XVI веках, сосредоточены богатейшая полумиллионная библиотека и самое большое в мире собрание произведений искусства. На осмотр всех этих сокровищ культуры нужен не один месяц. Сикстинская капелла - домовая церковь, построенная архитектором Джованни де Дольчи в 1475 - 1481 годах, принадлежит к комплексу зданий и художественных галерей, доступных для посещений и пользующихся всемирной известностью благодаря фрескам Микеланджело. Они создавались в 1508 - 1512 годах и представляют библейские сцены всемирного потопа. Кроме того, кисти Микеланджело принадлежит написанная в 1535 - 1541 годах на восточной стене капеллы фреска «Страшный суд».