Подобное возвеличивание короля в немалой мере поддерживало ту полубожественную атмосферу, которую Людовик XIV вокруг себя создавал и заботливо культивировал. С 1682 года Версаль становится постоянной его резиденцией, и вскоре сюда переселяется весь придворный штат. Возникает тщательно разработанный придворный этикет с неукоснительным кодексом поведения. Попав в милость к королю, можно было сделать головокружительную карьеру. Вот почему многие пылающие надеждами придворные тянулись в Версаль, целыми днями - нередко совершенно понапрасну - толпясь в королевских гостиных, дабы в один прекрасный день вдруг сподобиться чести присутствовать при утреннем или вечернем туалете его величества.
Людовик XIV умер в 1715 году. Его наследник Людовик XV нанял придворным архитектором Жака Анжа Габриэля. Среди многих его работ следует назвать здание Оперы и знаменитый Малый Трианон - изящный, миниатюрный замок, в котором жила впоследствии Мария Антуанетта. При Людовике XVI к нему была пристроена еще и элегантная библиотека. Но история тем временем уже вершила свой неотвратимый и роковой ход, и в октябре 1789 года Французская революция достигла королевского дворца.
А через сто лет…
Вот уже больше сотни лет Эйфелева башня остается эмблемой Парижа, изящно и горделиво вознося к небу свой ажурный силуэт, известный во всем мире. Но в ней можно видеть и символ новой индустриальной эпохи, ибо отважный вызов высоте, испокон веков вдохновлявший зодчих, осуществлен здесь на уровне небывалых прежде технических возможностей конца XIX века.
В ту пору ускорение технического прогресса повлекло за собой революционные изменения в архитектуре и строительстве. В различных странах мира возникают проекты грандиозных сооружений высотой в несколько сот метров. Многие из этих начинаний терпят крах, само осуществление подобных проектов ставится под сомнение. Но во Франции инженер Гюстав Эйфель твердо верил в их скорое торжество. В конце 1884 года он и возглавляемая им компания разрабатывают проект строительства башни высотой около 300 метров. Большая заслуга в этом деле принадлежит и главному плановику Эйфеля, Морису Кёшлину. А в 1886 году в Париже объявляется конкурс архитектурных проектов для Всемирной выставки 1889 года. Выставка должна была продемонстрировать достижения технического прогресса. Организационный комитет уведомил общественность, что среди конкурсных заданий есть и проект башни из стальных конструкций высотой в 1000 футов (304,8 метра). Возможно, уже в ту пору имелся в виду совершенно конкретный проект Гюстава Эйфеля. Всего было подано более ста проектов, но в конце концов лучшей была признана конструкция Эйфеля. Теперь - за каких-нибудь два года - ему предстояло ее возвести.
В горизонтальной проекции Эйфелева башня опирается на квадрат площадью в 1,6 гектара. Вместе с антенной ее высота составляет 320,75 метра, она весит 8600 тонн, и, как уверяют специалисты, в процессе ее постройки было заклепано 2,5 миллиона заклепок. 12 000 деталей для башни изготовлялись по точнейшим чертежам. Самая высокая по тем временам башня в мире была смонтирована 250 рабочими в поразительно короткий срок.
Эйфель до этого построил несколько железнодорожных мостов и славился своим умением находить неординарные инженерные решения сложных технических проблем. Только благодаря его способности планировать все заранее и вести работы с максимальной точностью башня была построена столь быстро. 16 опор, на которых держится башня (по четыре в каждой из четырех «ног»), были снабжены гидравлическими подъемными устройствами, дабы обеспечить абсолютно точный горизонтальный уровень первой платформы. И хотя нивелировка потребовалась незначительная, без этих домкратов поставить башню не удалось бы никогда.
Затем на первой платформе был открыт ресторан. Надо ли объяснять, каким успехом он пользовался во время выставки? На второй платформе, на высоте 116 метров, газета «Фигаро» оборудовала свою редакцию.
Башня, возведенная за 26 месяцев, оставалась самым высоким сооружением в мире до 1931 года, когда в Нью-Иорк-сити был построен небоскреб Эмпайрстейт-билдинг. За время работы Всемирной выставки ее посетили два миллиона человек. Они могли воспользоваться лифтами, чтобы подняться на первую, вторую или третью платформы, и даже забирались пешком на верхушку башни.
Из века двадцатого в древний Египет….
В долине Нила развивалась одна из величайших культур древности. Следы ее сохранялись в течение долгих столетий благодаря сухому климату Египта. Особое благоговение вызывают невероятных размеров строительные сооружения и монументы. Например, Пирамида Хеопса занимает площадь 5,3 гектара. Особенно восхищают в этой древней культуре гробницы с завернутыми в льняные пелены мумиями, а также стены и колонны храмов, покрытые иероглифами. Священные знаки, как еще называют иероглифы, считаются одним из старейших видов письменности на земле.
Экономическое положение Египта всегда зависело от уровня воды в Ниле и от солнца. Каждый год, как правило в июле, великая река выходила из берегов, затопляла с обеих сторон землю и оставляла за собой полезный для посевов черный ил. Отсюда происходит и собственно египетское название страны - Кемет, что означает «черная земля». Если же когда-нибудь паводка не было, то это приводило к голоду и нужде. Toгда исполнялось множество религиозных обрядов, якобы способных вызвать животворный поток. Фараон, он же царь и верховный жрец, играл при этом значительную роль, считаясь сыном богов, их зримым воплощением.
Около 2900 года до н. э. Египет объединился в единое государство. Мемфис, расположенный к югу от дельты Нила, стал его столицей. Начиная с этого момента, историки делят историю Египта на три важнейших периода (царства). Между ними были так называемые переходные периоды. Древнее царство (с XXVII до XX века до н. э.) было эпохой строительства огромных пирамид. Своего высшего выражения она достигла в строительстве мощного комплекса пирамид возле Гизе.
Сегодня пирамидам около 4000 лет. Стремящаяся ввысь конструкция должна была символизировать вознесение усопшего фараона к его отцу, богу Солнца.
Среднее царство (с XXI до XVII века до н. э.) явилось еще одним периодом богатства и благосостояния. Однако золотая эпоха Египта наступила вместе с Новым царством (с XVI до XI века до н. э.). Тогда столицей были Фивы (нынешний Луксор). Неслыханные свои богатства фараоны вкладывали в строительство гигантских храмовых сооружений, которые пышно украшались статуями, обелисками, сфинксами, рельефами и настенными росписями. Карнакский храмовый ансамбль в Фивах был самым большим. Некрополем фараонов являлась Долина Царей. Их хоронили вместе с погребальными дарами невероятной ценности.
В древней египетской религии вера в жизнь после смерти играла большую роль. Богатых покойников бальзамировали, используя исключительно высокоразвитую технологию. Простые смертные должны были обходиться без мумификации, потому что это было слишком дорого. При помощи бальзамирования покойник уж точно должен был попасть в Царство Смерти, где его ожидала примерно такая же жизнь, как в этом мире. В гробницах есть много настенных росписей, где представлена эта жизнь после смерти. Усопшим клали в могилу миниатюрные фигурки, они должны были стать на том свете слугами. Тут же ставили мебель, клали одежду и оружие, обеспечивали хлебом, сушеной рыбой, давали с собой часть барана.
Бальзамировали, однако, не только людей: были обнаружены кладбища, заполненные тысячами мумифицированных кошек, собак, соколов, павианов и крокодилов.
Египетские боги и богини присутствуют повсюду - в виде статуй, в резьбе и настенной росписи. У бога Неба Хора - голова сокола, у богини Любви Хатхор - уши и рога коровы. Расшифровать смысл подобных изображений не удалось и до сих пор. Но ни в какой другой культуре, кроме египетской, боги не были так часто представлены в виде животных - это еще одна загадка Древнего Египта.
Пирамида Хеопса стоит на краю пустыни к западу от Нила. Она была построена фараоном Хуфу (2590-2568 годы до н. э.). Его имя по-гречески звучало: Хеопс. Два царя из следующих династий, Хефрен и Микерин, построили совсем рядом с этой другие пирамиды. Три пирамиды вместе составляют самый, наверное, известный в мире комплекс построек, на который вот уже в течение многих столетий смотрят с восхищением и благоговением.
Благоговение весьма оправдано. Высота пирамиды Хеопса - 138 метров (а изначально была даже 147 метров), она выстроена из 1 двух с половиной миллионов известняковых блоков, которые вывозились из ближайшей, каменоломни и весят в среднем по две с половиной тонны.
Строительное сооружение общим весом более шести миллионов тонн могло быть возведено только с помощью подъемных механизмов, катков и впряженных в сани быков.
Несмотря на примитивность этих средств, строительство велось с невероятной, просто непостижимой точностью. Пирамида стоит на специально подготовленной плоскости, которая по горизонтали дает отклонение меньше двух сантиметров. Основание пирамиды - квадратное, а длина одной стороны составляет 227,5 метра. Четыре ее стороны с самым незначительным смещением обращены на север, юг, восток и запад.
Никто не знает, почему подобное совершенство было столь важным. Никто не может объяснить и того, почему эта пирамида вообще была построена.