ГЛАВНЫЕ ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ МИРА
Содержание:
1. Введение………………………………………….1
2. Кремль…………………………….……………...2
3. Храм Покрова на Нерли…………………………4
4. Колизей…………………………………….……. 5
5. Собор Святого Петра…………………….………7
6. Парфенон…………………………………………8
7. Стоунхендж……………………………………....9
8. Версаль……………………………………….…..11
9. Эйфелева башня…………………………..……..12
10. Пирамиды…………………………………..……13
11. Софийский собор…………………………..……16
12. Тадж Махал……………………………….……..17
13. Великая Китайская стена……………………….18
14. Остров Пасхи……………………………………19
15. Статуя Свободы…………………………………21
16. Статуя Спасителя………………………………..23
17. Заключение………………………………………24
18. Список литературы………………………………25
Введение
Свет человеческого разума, пробившийся сквозь тьму 50 веков, дошел до нас в великих руинах - безмолвных свидетелях былого величия ушедших цивилизаций. Трудно себе представить, как много на самом деле знали наши далекие предки. Свое понимание законов природы и философское осмысление окружающего мира они донесли до нас в прекрасных мифах, притчах, легендах, сказках и, конечно же, в рукотворных шедеврах зодчества.
Два типа внешней среды окружают человека: природная и архитектурная. Для поклонения богам люди очень давно стали строить различные храмы и святилища. Древние магические ритуалы происходили на природе, но священное место должно было быть как-то оформлено и отмечено. Появляются первые стоящие каменные исполины - мегалиты. Спустя 5 тысяч лет они стоят, как вечные стражи, поставленные на своих местах в вертикальном положении древними строителями, которые освоили законы равновесия и тектоники. Древним святилищам придается определенная символическая форма, они до сих пор вселяют в нас чувства восхищения от возможностей человека, его благородных и прекрасных помыслов, его желания творить прекрасное.
В Средиземноморье, на Ближнем Востоке, в Индии и Китае возникли величайшие государства древности. Мы и не задумываемся над тем, как много мы от них унаследовали, даже не являясь прямыми потомками этих цивилизаций: государство как форму человеческого сообщества, законы, регулирующие отношения между людьми, и войны как крайние проявления человеческой нетерпимости друг к другу, письменность, систему счета, колесо, различные философские, научные и практические знания, не говоря уже об искусствах и ремеслах. Сейчас нам порой бывает трудно представить, как наши предки могли, не имея современной техники, создать огромные каменные монументы, которые мы, имея ее, не в состоянии сдвинуть с места, как они могли видеть в темноте, чувствовать цвет глубинных слоев камня, создавать на земле изображения, воспринимаемые только с очень большой высоты. Нас не покидает вопрос, откуда они все это знали и умели. Очень заманчиво объяснить это как дар либо внеземной, либо исчезнувшей, более древней цивилизации, о которой мы пока можем только строить догадки.
Но как бы то ни было, можно с уверенностью сказать, что люди, жившие в "доисторические" времена и жители великих государств древности были нашими учителями жизни на Земле, и мы должны, пытаясь разгадать все их тайны, с величайшим уважением относиться к ним и к их творениям.
Наиболее грандиозные творения прошлого люди, естественно, называли чудесами. Древний мир знал семь классических чудес. Почти пять тысячелетий назад было сотворено первое из них - пирамиды египетских фараонов, затем, двадцать веков спустя, второе - висячие сады в Вавилоне (VII в. до н.э.), за ним по одному в столетие - храм Артемиды в Эфесе (VI в. До н.э.), статуя Зевса в Олимпии (V в. до н.э.), Мавзолей в Галикарнасе (IV в. до н.э.) и, наконец, почти одновременно сразу два чуда - Колосс Родосский и маяк на острове Форосе (III в. До н.э.).
Это были поистине великие произведения древних мастеров, они поражали воображение современников своей монументальностью и красотой. Многие архитектурные сооружения разных времён и народов поражали воображение не только современников, но и потомков. И тогда говорили: «Это одно из семи чудес света», отдавая дань уважения, прославленным чудесам древности, признавая за ними первенство и совершенство. Говорили также: «Это восьмое чудо света», как бы приравнивая творение, к известным семи чудесам по уровню совершенства и грандиозным масштабам.
Я делаю попытку вообразить себе путешествие по странам и континентам с целью осмотреть, полюбоваться, восхититься и поразмышлять над таинственными и рукотворными творениями.
Перемещаясь во времени и в пространстве, с одного материка на другой, я попытаюсь осмотреть наиболее интересные для меня памятники культуры, шедевры архитектуры, образцы древнего и современного зодчества, каждое из которых является именно таким «восьмым чудом света», но, по-своему, единственным и неповторимым.
Начнем путешествие с России…
Кремль
Увенчанная золотыми куполами соборов и шатрами сторожевых башен, цитадель русских царей гордо возвышается над Москвой-рекой
Иван Грозный, первый русский царь, действительно имевший основания называть себя «царем всея Руси», был повенчан на царство в 1547 году в Московском Кремле. Кремлем называли в Древней Руси укрепленную часть города, но с этой поры так все чаще именуется лишь один Кремль - московский. Первоначально это была крепость, вокруг которой и строилась Москва - город, основанный в XII веке. Крепость имеет треугольные очертания и занимает участок земли площадью в 28 гектаров на берегу Москвы-реки. Она укрывала в своих стенах царские дворцы и несколько соборов и церквей. Его крепостные стены красного кирпича построены в XV столетии. Высота их колеблется от 5 до 19 метров, длина превышает 2 километра. Стены имеют 20 башен, некоторые из них увенчаны высокими шатрами. Главный вход в Кремль - со стороны Красной площади, через ворота Спасской башни. Колокольня Ивана Великого имеет высоту 81 метр, она возведена в 1505-1508 годах, а при царе Борисе Годунове была надстроена двумя ярусами. Это главная дозорная башня Кремля. Рядом с ней можно видеть самый большой в мире Царь-колокол, который отливали в 1733-1735 годах, весом в 200 тонн. Неподалеку от него находится еще одно чудо литейного искусства - Царь-пушка калибром 89 сантиметров и весом 40,6 тонны.
Во второй половине XV столетия царь Иван III вызвал итальянских зодчих, поручив им преобразить облик Кремля в истинный оплот царского величия. В 1491 году была построена Грановитая палата с прекрасным залом в стиле Возрождения, который и по сей день используется для торжественных церемоний. Сердцевиной Кремля является Соборная площадь. Успенский собор, где венчались на царство русские цари, был возведен в 70-е годы XV века. Внутри него недалеко от главного входа стоит изготовленный в 1551 году «мономахов трон» Ивана Грозного, уникальное произведение русских мастеров резьбы по дереву. Благовещенский собор, построенный в 1484-1489 годах, в 1547 году был разрушен пожаром, затем отстроен вновь и прославился в народе как Златоверхий, поскольку его купола и кровля покрыты золотом. Наконец, Архангельский собор, усыпальница русских царей, построен в русском стиле, хотя и обнаруживает в своем облике влияние итальянского Возрождения. Во всех трех соборах - замечательные иконы и фрески. Помимо этого в Кремле имеются и другие, менее значительные сооружения церковной архитектуры.
Большой Кремлевский дворец построен в 1849 году. Отсюда можно пройти в Теремной дворец, где находились личные покои русских царей. Это здание, первоначально возведенное в XVI веке, было в следующем столетии расширено и надстроено на два этажа. В специально сооруженном здании располагается Оружейная палата - музей, где представлены сокровища, собранные царской семьей на протяжении нескольких веков: гербы и оружие, короны и иные царские регалии, прекрасные троны, кареты и экипажи, платья и костюмы, всевозможные драгоценности, включая редкостные табакерки и пасхальные яйца работы Фаберже, пользовавшиеся особой любовью царской семьи. В Патриарших палатах, бывшей резиденции главы русской православной церкви, строительство которых началось в 1652 году, разместился теперь Музей прикладного искусства и быта России XVII века. В Кремле находится также здание бывшего Сената. Непосредственно перед ним за Кремлевской стеной простирается Красная площадь с мавзолеем, где покоится тело Ленина. На этой же площади стоит великолепный храм Василия Блаженного с разноцветными, нарядными куполами. Он был построен в 1552-1559 годах по велению Ивана Грозного и стал наряду с Кремлем еще одним символом России.
Сегодня Кремль кроме культурно-исторического имеет и важное политическое значение: здесь располагается резиденция президента Российской Федерации и работает его администрация.
На северо-востоке от Москвы лежит древняя Владимирская земля….
Недалеко от Владимира, посреди заливного луга, при впадении реки Нерли в Клязьму красуется белокаменная церковь Покрова 1165 г., одно из самых лирических творений древнерусских зодчих. Вокруг - полный покоя и поэзии луговой простор. Вольный воздух, высокое небо, пышные травы - и на взгорке, на берегу тихой старицы - нежный силуэт древней церкви. Издалека манит ее белый наряд посреди древесных крон. Изящество форм, грация силуэта, резная декорация преодолевают тяжесть камня. Рельефы - аркатурно-колончатый фриз, женские маски, сюжетные группы - складываются в целую систему, декоративную и философскую. Центральное место в ней принадлежит библейскому царю Давиду, чей образ связывается в богословии с идеей Покрова - покровительства Богоматери.
Во времена князя Андрея Боголюбского, строителя этой церкви, на Владимирской Руси приобретает известность событие из Византийской истории X в.: явление Богоматери во Влахернском храме Константинополя святым Андрею Юродивому и Епифанию при нападении на греков сарацин в день 1 октября - "Влахернское чудо". Тогда же во Владимире учреждается праздник Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (1 августа). В Византии на этот день приходилось празднование Животворящего креста. Белокаменный крест с высеченной на нем "Похвалой кресту", стоявший в XII в. на пути к церкви Покрова, хранится сейчас в Боголюбовском храме. Все эти празднования - "Влахернского чуда", Спаса и Богородицы, Животворящего креста - объединяет идея божественного покровительства, которая со временем оформилась в особый праздник Покрова Богородицы.