В конце 80-х годов около 270 млн жителей Земли были больны малярией, 200 млн — шистозоматозом. Количество жертв других “экзотических” заболеваний измерялось такими цифрами: речная слепота (онхоцер-коз) — 17 млн, проказа — 12 млн и т. д. Основная зона их распространения — опять-таки Тропическая Африка.
Однако, как гласит заглавие этого раздела, болезни не знают границ. Так, время от времени даже в наиболее развитых странах появляются вспышки чумы (так, если в 1988 году в СССР было зарегистрировано 2 случая этой болезни, то в (^ША — 14). Ежегодно в мире регистрируется от 500 до 600 случаев чумы, и, к сожалению, разговор о полной ликвидации этого заболевания ни у нас в стране, ни тем более в мире вести нельзя, поскольку возбудитель чумы циркулирует в природе среди более чем 260 грызунов и мелких хищников, которые болеют чумой так же, как и человек.
Во многих странах серьезной проблемой остается гепатит. Учитывая, что вирусный гепатит часто переходит в хроническую форму с осложнениями типа цирроза и первичного рака печени. Всемирная организация здравоохранения разработала стратегию борьбы с этим заболеванием и содействует передаче технологии изготовления вакцины десяткам стран. Общепланетарное, глобальное значение имеют проблемы ликвидации онкологических заболеваний (при этом в первую очередь — в индустриально развитых странах), паралитического полиомиелита, сердечно-сосудистых и других болезней. Не следует забывать также, что наиболее массовой инфекцией в современном мире остается знакомый нам грипп. Что же касается СПИДа — о нем отдельный разговор.
Обуявший человечество страх перед этой болезнью не исчезает, а данное ей название “чума XX века” не утрачивает своей зловещей актуальности. СПИД стремительно распространяется по миру и не желает признавать национальных границ. В 1990 году его эпидемия охватывала уже 156 стран, расположенных на всех континентах, а общее количество больных этой страшной болезнью составляло около 300 тыс. человек. Более того, по мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), реальная цифра больных СПИДом превышала 600 тыс. человек, так как во многих развивающихся странах надежной статистики по этому вопросу просто не существует.
Пожар эпидемии разгорается все сильнее, пламя охватывает все новые и новые регионы мира. При этом больше всего больных в Америке (около половины), затем идут в порядке очередности Африка, Европа, Азия и Австралия. К 2000 году ожидается наличие примерно 20 млн носителей вируса СПИДа (в 1990 году их было около 8 млн человек), многие из которых окажутся его жертвами.
Что же это за напасть такая, откуда она объявилась, что способствует ее распространению и как с ней бороться? Думается, что если бы существовали готовые ответы на все эти вопросы, то страх перед этой болезнью давно уже пошел бы на убыль.
Как вы, наверное, знаете СПИД расшифровывается следующим образом: Синдром Приобретенного Иммунодефицита. Это болезнь иммунной системы человека, когда она не в состоянии справиться с вирусом, творящим свое “черное дело” и часто приводящим к летальному (т. е. смертельному) исходу. В литературе приводятся такие основные симптомы этой болезни: 1) увеличение лимфатических узлов, причем сразу в нескольких местах — на шее, в локтевых сгибах, подмышками, в паху; 2) длительная — больше месяца — температура (37—39 °С без установленной причины); 3) прогрессирующая потеря веса несмотря на сохранение прежнего режима питания; 4) частые гнойные и воспалительные поражения половых органов и кожи; 5) длительные расстройства стула.
Полезно знать, что существует два вируса СПИДа. Второй из них, обнаруженный совсем недавно (в 1986 г.), оказался очень похожим на вирус зеленой обезьяны, живущей в некоторых странах Африки. Это обстоятельство послужило основанием для утверждения об “африканском следе” СПИДа. Скорее всего это преждевременный вывод. Во-первых, среди больных и инфицированных СПИДом этот вирус крайне редок. А во-вторых, происхождение самого распространенного вируса, который покоряет ныне Америку, Европу и многие другие страны, установить не удается и по сей день. Анализы крови, законсервированной десятки лет назад, свидетельствуют об отсутствии этого страшного вируса в прошлом в Африке.
Надеемся, что не откроем для тебя, юный читатель, Америку, если напомним, что главными распространителями СПИДа в мире служат наркоманы, гомосексуалисты, проститутки. Это те лица, которых традиционно относят к так называемым группам риска. Прямая причастность многих этих лиц к дну человеческого общества еще недавно служила основанием для пропаганды резких санкций против больных СПИДом, вплоть до их отселения в специальные резервации, на отдельные острова и т.д.
СПИД — это не первая эпидемия, постигшая человечество. Идея же отселения больных попросту абсурдна. Как быть, например, с жителями Нью-Йорка, где этой болезнью заражен каждый четвертый в возрасте от 25 до 44 лет? Как поступить с десятками тысяч людей в Заире, Уганде, Бразилии, Франции, многие из которых являются безвинными жертвами СПИДа, так как заразились не вследствие нравственного растления, а по причине случайного занесения вируса? Гуманно ли будет лишать последних радостей грудных детей, инфицированных вирусом от грязных шприцев или даже вследствие легкомыслия непутевых родителей? В жизни не все так просто.
СПИД — это редкое заболевание, при котором решающую роль играет нравственность, духовный мир человека. Ведь именно бездуховность порождает половую распущенность, наркоманию и другие социальные пороки, служащие благодатной почвой для распространения СПИДа.
Тебя, юный читатель, интересует, конечно, оценка степени опасности СПИДа в нашей стране. К сожалению, эта болезнь — уже “с нами”. Масштабы ее распространения пока, к счастью, не идут ни в какое сравнение с числом зараженных в ведущей стране мира — США. Цифра больных и вирусоносителей по отношению к численности населения страны мизерна (в 1990 году их было менее 500). И все же эта цифра и лестные оценки зарубежных специалистов не могут компенсировать чувства боли за неубереженных детей Элисты, Волгограда, Ростова-на-До-ну, ставших жертвами преступной халатности медиков.
Очень грустно, что СПИД пришел к нам как раз тогда, когда организм страны ослаблен бедностью и разрухой, когда наше здравоохранение — эта иммунная система государства — представляет жалкое зрелище: нет лекарств, соответствующего оборудования, специализированных клиник и т. д. Слаба антиспидовая пропаганда. Еще несколько лет тому назад руководители нашего здравоохранения боялись даже произнести вслух иностранное слово “гомосексуализм”, без анализа причин и масштабов распространения которого невозможна любая антиспидовая пропаганда.
В большинстве стран мира уже созданы общенациональные программы борьбы со СПИДом, в нашей же стране такая программа только создается. В который раз мы теряем время. Необходим целый комплекс срочных мер, включающих воспитание у молодежи высоких нравственных устоев, здорового образа жизни. В странах Запада сегодня наибольший эффект дает разъяснительная, профилактическая работа среди населения по предупреждению распространения половым путем. У нас же она — все еще убогая. Нравственно-половое воспитание в большинстве наших школ находится на чрезвычайно низком уровне. Здесь боятся даже выговорить слово “презерватив”, тогда как на Западе первоклассники знают не только само это слово, но и то, что с помощью этой вещи можно уберечься от смертельной опасности.
Усиление антиспидовой пропаганды предполагает решение насущных проблем материального обеспечения. Как, например, убеждать медицинскую сестру использовать только стерильные инструменты, когда не хватает многоразовых шприцев? Совершенно очевидно, что без устранения подобных дефицитов всякие разговоры об антиспидовой пропаганде не очень серьезны.
И последнее. В мире сегодня ведутся усиленные поиски лекарственных препаратов, которые могли бы поставить заслон эпидемии СПИДа. Увы, надежной вакцины от этого страшного заболевания еще не найдено. Одновременно идут поиски препарата, чтобы вакцинировать тех, кто еще не заражен.
Очень сложная проблема сегодня — отсутствие живой модели, животных, имеющих иммунную систему, достаточно схожую с человеческой,— это сдерживает проведение необходимых испытаний. Экспериментировать же сразу на человеке очень опасно.
В любом случае вакцинация человечества — это не такая уж простая задача. Вспомним историю с оспой. Даже имея вакцину, потребовалось много десятилетий, чтобы окончательно победить эту опасную болезнь. Поэтому если даже ученым будет сопутствовать удача и вакцина против СПИДа появится через 2—3 года, то для получения ощутимого результата понадобится еще масса времени.
Пока же единственным “рецептом” и “вакциной” против СПИДа остаются санитарное просвещение населения, пропаганда высоких нравственных принципов — особенно среди детей и подростков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Две лягушки попали в горшок со сливками. Одна сказала: это конец, сложила лапки и захлебнулась. Другая барахталась, барахталась... сбила под собой комок масла и выбралась из горшка. (Притча).
Как бы хотелось видеть судьбу человечества в образе не первой, а второй из лягушек. Хотя, по правде говоря, твердой уверенности у народов в завтрашнем дне пока нет.
Вопреки чаяниям миллиардов людей географическое единство мира до сих пор не подкреплено единством живущих на Земле народов. Сокращение географических расстояний не сопровождается сокращением расстояний общественных, социальных, национальных, государственных, политических, которые до последнего времени оставались прежними...
Наша планета все еще остается по-детски беззащитной перед адской силой разбуженных сил природы. Страшно даже подумать, к чему может привести невежественное использование могущества цивилизации — атомного ядра? Неужели жизнь, которая развивалась на Земле 5 млрд лет, будет в считанные секунды полностью уничтожена и поколению 2000 года будет просто негде жить? Неужели наша голубая планета когда-нибудь может стать гигантской братской могилой человечества, над которой уже никогда не зажжется ни Вечный огонь, ни огонь Прометея?