Смекни!
smekni.com

Горячий Ключ (стр. 1 из 2)

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

АДЫГЕЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

РЕФЕРАТ

по истории Кубани

НА ТЕМУ

Горячий Ключ

Выполнил: студент 1-го

курса

____________________

Преподаватель:

_____________

г. Майкоп

1999г.

ПЛАН

1. Географическое положение

2. История возникновения поселка.

3. Горячий ключ в годы войны

4. Заключение.

В 65 километрах от Краснодара, в живописной долине реки Псекупс, раскинулся небольшой курортный городок Горячий Ключ. Его улицы и окрестности утопают в бурной зелени. На склонах Коткха, Пшафа и горы Абадзехской еще сохранились могучие зеленые патриархи прошлых веков. Стройные стволы бука и граба, развесистые, в два обхвата, дубы подпирают вершинами голубой купол неба. Заросли ясени и клена, каштаны и липы нередко соседствуют с дикими яблонями, грушей и грецким орехом, занесенными в горы человеком. В древности местные племена верили, что, если за свою жизнь кто - то не посадил на земле хотя бы несколько деревьев, он никогда не попадет в рай. Поэтому весной и осенью, уходя в горы, люди захватывали с собой саженцы.

В местных лесах встречаются деревья и кустарники, несвойственные этому региону. Среди них реликтовая сосна, можжевельник и даже тис - древнейший представитель третичной эпохи.

Горы, с трех сторон окружающие Горячий Ключ, с трех сторон защищают его от холодных ветров. Климат здесь умеренно теплый. Среднегодовая температура чуть выше + 10 °. Весна приходит в город рано. По количеству солнечных дней Горячий Ключ приближается к Анапе. Но и в жаркую погоду нет изнуряющего зноя. Его заглаживают восточные слабо увлажненные ветры и обильные утренние росы. Осадки выпадают равномерно, в среднем за год от 858 до 1000 миллиметров.

Определенное влияние на климат оказывает и горная речка Псекупс. Она рождается на северо - западном склоне горы Агой и на своем 146 - километровом пути принимает в себя многочисленные притоки. Более значительные из них Чепси и Каверзе.

Когда - то Псекупс мчался по своему руслу многоводным бурным потоком, но безоглядная вырубка леса в его верхнем и среднем течении, десятилетиями проводимая нашими лесозаготовителями, привела к такому обмелению, что в летнюю пору около санаториев, его может перейти “курица вброд”. Правда, в районе города запланирован лесозаказник.

В переводе с адыгейского Псекупс - значит “голубая вода”. В бассейне реки много сернистых источников, они придают ей зеленовато голубой цвет.

По данным исследователей, человек жил в долине Псекупса еще 300 тысяч лет назад. Это подтверждают проведенные археологические изыскания. В 5 километрах от станицы Саратовской найдены ручные рубила. На реке, близ станицы Имеретенской, и на реке Апцас, недалеко от Черноморской, обнаружены предметы времен палеолита. Во многих пунктах по реке Псекупс, от впадения в нее Каверзе и ниже, открыты каменные орудия и кости животных той же эпохи.

Не менее интересны памятники времен бронзы-дольмены, датируемые серединой III-II тысячелетия до нашей эры. Они обнаружены в селе Фаногорийском, недалеко от села Безымянного и станицы Пятигорской. Что-то похожее на дольмен было раскопано у станицы Саратовской. В захоронении обнаружен скелет, покрытый красной краской, медный топор, тесло, браслет, и небольшой глиняный сосуд.

Находили в раскопках и остатки примитивного оборудования для лечебной водой. С незапамятных времен древние люди использовали ее для врачевания. Раньше всего было обращено внимание на сероводородные источники. Около выхода их на поверхность больные копали ямы, проводили туда ручейки целебной воды и лечились каждый по своему разумению. При раскопках близ горы Абадзехской обнаружены незатейливые украшения, древнегреческие монеты, которые оставляли больные на месте “ванн” в дар богов, принесшим им исцеление.

Благодатный климат, удивительная природа с незапамятных времен привлекали в долину Псекупса племена и народы. Еще в третьем тысячелетии до нашей эры здесь находились кавказские хатты. Позднее в античных источниках фигурируют фаты (фатеи). Знали эти земли времена меотов, всесметающей лавиной проходили здесь гунны, оседали авары, хазары и готы, не миновали их скифы и татаро-монголы.

Долгое время долина Псекупса принадлежала темиргоевским князьям Болотковым. Но в 1631 году сюда пришли с верховьев реки Туапсе абадзехи. Их привели братья Керкан и Хамыш. В трехдневной битве Болотковы потерпели поражение и ушли в более отдаленные горные края. Хамыш с подданными расселился в верховьях реки Белой, а Керкан занял долину Псекупса.

Сведения о горячеключевских минеральных источниках появились давно. Но заговорили о них с 1829 года, когда поручик Новицкий посетил долину Псекупса. Прошло 19 лет, и лишь в 1848 году наказной атаман Кубанского казачьего войска генерал Рашпиль поручил армянину Каспару Миесерову исследовать минеральные источники.

“Армянин этот осмотрел верховья Псекупса, - пишет Рашпиль, - почерпнул минеральной воды и с склянкой чудотворной воды, явился ко мне.”

В 1863 году образцы псекупской воды удалось отправить на анализ в Пятигорск. Результаты показали, что в районе реки Псекупс находятся минеральные источники самого разнообразного химического состава: сероводородные, соляно-щелочные, йодобромные. Им было предсказано большое будущее.

10 мая 1862 года царь утвердил положение о заселении предгорий западной части Северного Кавказа. Кроме денежного пособия, оно представляло переселенцам право приобретать в частную собственность землю. Принятое “Положение” явилось большим стимулом к освоению этих мест.

Особенно интенсивное заселение началось с 1864 года. Возникают станицы Саратовская, Бакинская, Ключевая, Мартанская, Имеретинская, поселки Суздальский и Черноморский. Многие из этих поселков именовались по названию полков, некогда здесь расквартированных.

1 апреля 1894 года, за несколько месяцев до окончания Кавказской войны, полковник Кубанского казачьего войска И.Д. Попко назначается командиром только что созданного Псекупского полка. Его подразделения как раз и располагаются во многих вновь создаваемых станицах (Ставропольской, Ключевой, Фанагорийской и др.) Забот у командира полка было более чем достаточно, и тем более удивительно, что уже тогда он нашел время для организации музея горцев.

До сих пор можно слышать о притеснении и колонизации русским царизмом коренных жителей Северного Кавказа. Но какой колонизатор когда-либо занимался сохранением культур колонизированных народов ?! А вот представитель победившего государства, полковник царской армии, нашел для этого и время, и средства.

4 июня 1864 года он обращается со специальным письмом ко всем начальникам станиц, в котором считает “...полезным приостановить окончательное истребление следов, оставленных в районе полка абадзехами и шапсугами”.

“Памятники эти, конечно, бедны, - отмечает Попко, - как бедна и сама жизнь закубанксих горцев, но они составляют драгоценным материал для изучения народа, для определения его умственного и промышленного развития”.

После этого в штаб - квартиру Псекупского полка в станице Ключевой (ныне Горячий ключ) начали поступать первые экспонаты для будущего музея. Их количество увеличивалось, и встал вопрос о месте хранения.

Решение пришло простое и оригинальное. На полковой двор привезли горскую саклю, где и разместили музей. Перед его фасадом врыли уцелевшие надгробные памятники. Через три года в музее уже насчитывалось тридцать единиц хранения. Часть из них представляла предметы мастеров того времени, другая относилась к эпохе древних греков и генуэзцев. Были предметы быта, земледельческие орудия и другие экспонаты.

Это был первый музей на всем Кавказе. Даже в Тифлисе подобное научно - просветительское учреждение официально было открыто лишь 1 января 1867 года, хотя там находилось наместничество России на Кавказе.

Не удивительно, что уже 17 августа 1864 года к Попко пришла просьба оказать содействие Московскому публичному и Румянцевскому музеям в пополнении их коллекций предметами, в “...которых наглядно выражаются характеристические особенности племен Кавказского края”. А два года спустя у Псекупского музея просили экспонаты для Русской этнографической выставки в Москве.

Попко не хотел расставаться с памятниками горской жизни и предлагал для выставки сделать с них “фотографические рисунки на месте”.

Посетивший 12 мая 1867 года Псекупский музей великий князь Михаил Николаевич застал в нем уже три отделения: кроме бытового, - палеонтологическое и минералогическое.

Проявляя заботу о подрастающем поколении, Иван Диомидович Попко находит “приличным основать при полковой школе музей достопримечательных предметов, преимущественно принадлежащих здешнему краю”. Присылает экспонаты и приказывает “блюсти за их сбережением”.

Прошли годы. С ликвидацией штаб - квартиры Псекупского полка и переводом двух активных организаторов музея “по войску”. И. Д. Попко и Н. Л. Каменева музей оказался бесхозным. Судьба собранных экспонатов неизвестна. То же произошло и со школьным музеем. Сейчас имеется музей при Горячеключевской школе, но экспонатов времен Попко в нем не найти.

После окончания войны обратило на себя внимание местечко близ горы Абадзехской, и не только красотой и щедростью природы, но и выходящими здесь на поверхность минеральными источниками. В середине 1864 года начальник главного штаба Кавказской армии сообщил атаману Сумарокову - Эльстону, что поступило разрешение о благоустройстве источников и о раздаче земельных участков под индивидуальную застройку.

Инициатором использования Псекупских источников для лечебных целей стал старший врач Екатеринодарского войскового госпиталя М. А. Рымашевский. В своих заметках в “Кубанских войсковых ведомостях” он писал: “... в 1864 году начальник области первый обратил внимание на значение псекупских минеральных вод, и в то время (апрель месяц), когда еще ни один из новых поселенцев не вступал на эту землю, я был командирован графом (Ф.Н. Сумароковым - Эльстоном - наказным атаманом Кубанского казачьего войска) для обозрения устройства пятигорских вод, чтобы, возвратясь оттуда, мог немедленно, хотя отчасти, применить тамошнее устройство с псекупским минеральным водам”.