Смекни!
smekni.com

Депопуляция российского населения в конце 20 века (стр. 2 из 3)

Социальное нездоровье населения проявляется в катастрофическом росте аномалий и асоциального поведения: алкоголизме, наркомании, особенно среди молодежи, криминализации социальной среды; резком увеличении числа самоубийств. По сравнению с 1990 г. наркоманов стало больше в 6,5 раза, а больных алкогольными психозами - в 4,2 раза. Оценивая показатели самоубийств, Всемирная организация здравоохранения признала, что наша страна находится в состоянии вялотекущей чрезвычайной ситуации. В 1995 г. уровень самоубийств достиг 41,4 случаев на 100 тыс. чел. Аналогичны масштабы смертности и от причин, связанных с алкоголем. В нашей стране потребляется 14- 15л чистого алкоголя в год на душу населения!

Отмечается ухудшение материнского и особенно детского здоровья. Исследования показывают, что складывается парадоксальная ситуация, когда проблемы здоровья перемещаются с группы престарелого населения в группы детей и молодежи, что, разумеется, противоречит естественным процессам развития человека, когда потеря здоровья происходит постепенно, с наступление старших возрастов. Кроме того, замечено, что наступает худшение здоровья каждого последующего поколения. Лишь один из трех призывников годен для службы в армии.

Если наряду с популяционным здоровьем рассматривать индивидуальное, то не только подтверждается характер популяционной динамики, но и появляются дополнительные особенности изменений в состоянии людей:

- уровень индивидуального здоровья, измеренный в баллах, имеет ту же тенденцию к снижению:

1980 Г.- 3,63

1989 г.- 3,39

1994 г.- 3,24

1998 г.- 3,18;

- выявлен глубокий парадокс в гендерном (социополовом) соотношении здоровья: при более высокой продолжительности предстоящей жизни женщины обладают заниженным индивидуальным потенциалом здоровья;

- каждое последующее поколение характеризуется более низким здоровьем.

Вместе с тем известна строгая корреляция между снижением здоровья женщин, прежде всего беременных, и увеличением вероятности рождения уже больных детей. В 1996 г. более трети беременных (35,8прц), страдали анемией и почти треть детей (31,3 прц.) родились уже больными. За период с 1990 по 1996 г. доля рожениц, страдающих анемией, увеличилась в 2,2 раза (всего за шесть

лет), а доля детей, родившихся больными, - в 1,8 раза. Кроме того, выявлено, что главная причина младенческой смертности - это пренатальное, то есть предшествующее рождению, состояние, которое в значительной мере связано со здоровьем матери.

Возникает своего рода социальная воронка, когда больные рожают больных, а бедные воспроизводят бедных. Из этой воронки быстро не выберешься, потребуется смена не одного поколения. Ухудшение здоровья детей и молодежи чревато падением качества человеческого потенциала всей нации на длительную перспективу. Ведь больное поколение не может воспроизводить здоровых.

Отмечается постоянный рост количества инвалидов. С 1985-го по 1997 г. их число увеличилось почти на 3,5 млн. чел. и в 1998 г. составило 7,5 млн. Особенно сильно возрастает число детей-инвалидов. С 1980 г. по 1996 г. Общая численность детей-инвалидов возросла в 3,3 раза, а в расчете на 10 тыс. детей - в 3,7 раза.

Интеллектуальный потенциал, качество рабочей силы и <новые бедные>

Активизируются процессы, характеризующие потери интеллектуального потенциала общества в результате <внутренней и внешней утечки мозгов>, а также образовательно-профессиональной деградации совокупной рабочей силы прежде всего вследствие интенсивно растущей безработицы. Известно, что численность занятых исследованиями и разработками с 1991-го по 1995 г. (то есть лишь за четыре года) уменьшилась на одну треть; потери составили 617 тыс. чел., среди которых 360 тыс. исследователей. Разумеется, лишь меньшая часть из них эмигрировала (всего 20 тыс., то есть 6%), но большая - сменила не только профессию, но статус и реальную занятость. Часть оказалась безработной, пополнив группу <новых бедных>. Научная сфера по темпам сокращения численности занятых выдвинулась на первое место среди всех отраслей экономики, За 1991 - 1998 гг. из России эмигрировало в дальнее зарубежье около одного

миллиона человек. Это отток из научной среды интеллектуальных ресурсов, в том числе высококвалифицированных специалистов-электронщиков, атомщиков, астрономов, энергетиков, специалистов по компьютерной технике и т.д. В последние годы интенсивно возрастает количество длительных и краткосрочных командировок, привлечение ученых по иностранным грантам, кооперация и сотрудничество с иностранными партнерами.

Произошло снижение уровня общего образования, появился устойчивый слой детей, не посещающих школу. Рынок образовательных услуг существенно отстает от потребностей рынка квалифицированного труда, углубляются диспропорции между профессионально-квалификационным уровнем рабочей силы и изменяющимися потребностями рынка труда. Кроме интегральной безработицы обостряется структурное несоответствие рабочей силы местам. Около 20 процентов экономически активного населения охвачено различными формами безработицы (неполная занятость, административные отпуска, укороченная неделя), что не может не вызвать деградации рабочей силы.

Рыночная система хозяйствования предъявляет иные, чем прежняя, социалистическая, требования по всему комплексу качеств рабочей силы: физическое и психическое здоровье, профессионально-квалификационный потенциал, морально-нравственные качества. Низкое качество рабочей силы характерно для плохо адаптировавшихся к рынку безработных. Особенно настораживают качественные характеристики учащихся 11-х классов, которые представляют собой будущую рабочую силу. Стареет трудовой потенциал.

Не менее остры проблемы, связанные с кризисом социальных ценностей и ориентаций, падением нравов и моральных принципов. Так отражается в массовом сознании отсутствие правопорядка и безнаказанные нарушения законности, идет процесс <размывания> таких норм нравственности, как доброта, милосердие, вежливость, честность, ответственность, порядочность. Все большее распространение получает прагматизм, преобладает ориентация индивида на личную выгоду. Общество переполнено ненавистью, агрессией, озлобленностью.

Этиология этого явления не только в семидесятилетней истории тоталитаризма, но и в семилетнем периоде реализации экономической реформы, основанной на американской модели либеральных ценностей, глубоком индивидуализме, фактически чуждом русской культуре.

Какова же цена реформ?

Узловые причины сложившейся ситуации с воспроизводством населения России сводятся к следующему:

- относительное обнищание громадных масс населения. За границей бедности оказалось от четверти до трети населения, включая две трети детей. Появилась категория <новых бедных>, которые никогда ранее по своему образованию, профессиональной подготовке, социальному статусу не были и не могли быть бедняками (учителя, врачи, рабочие высшей квалификации). Особую группу среди них составляют беженцы и вынужденные переселенцы, главным образом этнические русские. Их численность достигает 1 млн. чел.;

- кризис 17 августа 1998 г., приведший к девальвации рубля, росту цен и инфляции при замораживании оплаты труда, пенсий, пособий, увеличении доли бедных еще на 10 - 20%. Теперь их численность достигает половины населения;

- низкое качество питания, несмотря на высокую насыщенность рынка продовольственными товарами. Среднедушевое потребление белков животного происхождения снизилось до критического уровня (32 г против 30 г. предельно допустимого). Отсюда ослабление иммунных функций, анемия у беременных женщин, падение веса у призывников, уменьшение физических параметров новорожденных. Недостаток белковой пищи у детей раннего периода развития создает дефицит материала для строительства мозга, возрастает опасность потери психической полноценности;

- рост безработицы в разных формах: зарегистрированной, открытой, скрытой, полной и частичной. К скрытой безработице (квазибезработице) условно можно отнести и всех тех, кто длительное время не получает вознаграждения за уже отработанное;

- рост экологических и технологических катастроф, вызывающих смертность;

- громадные группы беженцев и вынужденных переселенцев. Маргинализация общества, формирование <социального дна>, которое для городского населения составляет как минимум 10% (то есть примерно 10 млн. чел.);

- рост гендерной асимметрии (изменение социополовых соотношений) и ренессанс патриархатности, которые проявляются во всех сферах жизнедеятельности общества, вызывая дополнительное напряжение и дестабилизацию, не только на общественном уровне, но и на уровне семьи.

При этом отдельные социальные факторы негативного характера накладываются один на другой, умножая свое влияние на демографические процессы как в количественном, так и в качественном отношении.

С точностью естественного эксперимента можно сказать, что появление перечисленных выше новых условий жизни населения есть социальная цена реформ, которая оказалась столь высока, что поставила под сомнение сохранность российского генофонда.

Прогнозы депопуляции в России и за рубежом.

В демографии общепризнано - чтобы население не уменьшалось и сохраняло достигнутую численность, надо иметь 2,7-3 детей на эффективный брак или 2,15 детей в среднем на одну женщину за всю жизнь. В западных странах последние 200-250 лет рождаемость медленно и неуклонно снижалась - теперь в подавляющем большинстве стран число детей составляет менее 2,0, в странах ЕС – 1,4, а в некоторых странах еще меньше: в Германии - 1,3 (там уже 30 лет депопуляция), в Испании - 1,15, в Италии, Чехии, Болгарии - 1,19. Длительное сохранение такого уровня детности истощает демографический потенциал страны. Этот процесс хорошо виден на примере исчезновения коренных жителей столиц - парижан, лондонцев и т.д. Численность городов за счет приезжих может даже расти, а коренные горожане при этом вымирают как динозавры.
Масштабы депопуляции, начавшейся в России с 1992 г., пока еще маскируются положительным сальдо миграции, тем не менее население сократилось до 145 млн. В 2000 г. естественный прирост отмечен всего лишь в 15 субъектах РФ (из 89!). В 1992-1999 гг. чисоленность не удалось восполнить новорожденными на 2,4 млн. - эта цифра в два с лишним раза превышает потери Англии, Франции, США за семь лет Второй мировой войны! Ожидается к 2016 г. сокращение численности РФ до 134 млн., а без иммиграционного притока - до 125-130 млн. чел.
Уменьшение числа детей в семье означает резкое изменение всего строя жизни, систем ценностей, ослабление отцовства и материнства, сплоченности родителей и детей, исчезновение ролей брата и сестры, дезорганизацию систем родства. Мир стремительно скатывается в пропасть бессемейной организации жизни, к удобному и необременительному одиночно-холостяцкому существованию, к стокгольмской модели (лишь половина брачного контингента вступает в брак и 2/3 из них разводятся, увеличивая долю тех, кто снимает с себя ответственность за изоляцию ребенка от одного из родителей и кто практикует «серийную моногамию или полигамию», а также разного рода альтернативные формы сексуального поведения).
Социологические исследования установок на число детей в семье убедительно показывают, что в пределах ориентаций на малодетность, наблюдается бум моды на однодетность. Измерение репродуктивных установок школьников - будущих супругов - подтверждает эту тенденцию. Таким образом, россиянам (и новым, и старым русским) для удовлетворения всех своих родительских эмоций вполне достаточно единственного ребенка. Второй и третий ребенок им не нужен, поэтому через 15 лет на женщину в среднем будет приходиться 0,8-0,9 ребенка, и сохранение этого уровня рождаемости до 2050 г. может сократит численность страны до 105 млн. человек (при положительном миграционном сальдо) и до 70 -80 млн. - без миграционного притока.
Если сейчас по численности Россия на 7 месте в мире (после Пакистана, Бразилии, Индонезии, США, Индии и Китая, в 1950 г. впереди нас были только три последние страны), то на каком месте мы окажемся в середине ХХ1 века? Среди стран с населением свыше 50 млн. Россия займет 20 место, пропустив вперед Турцию, Танзанию, Египет, Иран, Вьетнам, Филиппины, Мексику, Конго, Эфиопию, Бангладеш и, может быть, Японию. А что будет дальше? Самотек, скрывающий по сути антисемейную политику, может привести в 2075 году к сокращению россиян до 50-55 млн. и тогда нас обгонят по численности Таиланд, Колумбия, Уганда, Афганистан, Судан, Йемен, Алжир, Ирак, Аргентина, Саудовская Аравия, Южно- Африканская республика, Гана, Корея и Кения. Россия окажется где-то на 34-37 месте в хорошей компании с Германией, Францией и Англией. США с прогнозируемым ООН по среднему варианту к 2050 г. ростом населения до 350 млн. (ныне - 274 млн.) окажутся после Индии, Китая, Пакистана и Индонезии в ряду с Нигерией и Бразилией. Таковой будет геополитическая карта мира в конце ХХ1 века.
Депопуляция может стать решающей для судьбы России в первой трети ХХ1 века. При российских пространствах, охватывающих 11 временных зон, её сегодняшняя численность является рядовой, а будущая - катастрофической.
Две трети российской территории заселены также, как и в эпоху неолита (менее 1 чел. на кв. км.). С учетом депопуляционной перспективы в будущем ожидающая россиян «демографическая пустыня» накладывается на географическую пустыню к востоку от Урала - там, где вечная мерзлота и полярная ночь. Плотность населения России как преимущественно северной страны (сегодня это 12 чел. на 1кв.км.) в 3 раза меньше среднемировой и в 30 раз меньше, чем в процветающих экономически странах, таких как Япония, Бельгия и др.
Обычная аргументация противников просемейной политики в России, что вот, мол, в Европе тоже низкая рождаемость, но там «не кричат о вымирании» и вовсе не озабочены стимулированием рождаемости, в наших условиях (геркулесовской территории и карликового населения) не является логичной и убедительной. Предстоящая и вполне реальная убыль 50 млн. населения к 2030 году - если сохранять «самотёк» к однодетности, если считать суицидальные устремления проявлением демократии и прав человека, если упорно держаться принципа «нельзя побуждать семьи иметь детей больше, чем они хотят» - неминуемо окажется гибельной для страны.