Смекни!
smekni.com

Ирак (стр. 3 из 7)

После того, как Южный Курдистан вместе с Ираком оказался под мандатом Англии, курды вели активную борьбу за признание своих национальных прав. Между 1919 и 1930 годами шейх Махмуд Барзанджани из Сулеймании, который объявил себя королем Курдистана, возглавил национально - освободительное движение курдов в Южном Курдистане. Однако это движение не привело к победе. В начале 30-х годов вспыхнуло новое восстание под руководством Ахмеда Барзани в провинции Барзан.

В свою очередь, курды Сирии, оказались под французским мандатом. Они находились под впечатлением антикурдской политики турецких властей, направленной на насильственную ассимиляцию и физическое уничтожение своих братьев по крови.

Юго-западная часть Курдистана в современной истории курдов - развитая в культурном отношении область. Именно здесь выдающиеся курдские просветители братья Бадирхан издавали журнал "Хавар" и вели большую просветительскую работу среди курдского населения. Курды этого региона вносят большой вклад в национально - освободительное движение, в борьбу за свободу и независимость курдского народа.

Положение курдского народа во время II Мировой войны характеризовалось тем, что 13 января 1946 года в Мехабаде (Восточный Курдистан) при содействии СССР была провозглашена Курдская (Мехабадская) республика во главе с Кази Мухаммадом. Она просуществовала недолго.

После жестокого подавления многочисленных курдских вооруженных восстаний турецким кровавым режимом в Северном Курдистане в 20-е - 30-е годы центр национально - освободительной борьбы перемещается в Южный Курдистан. Здесь борьба развертывалась под руководством Демократической партии Курдистана (Ирак) во главе с ее лидером Мустафой Барзани. Партия добивалась предоставления Южному Курдистану статуса автономии в рамках единого иракского государства.

Однако достичь позитивных результатов не удалось. Провозглашенный в 1974 году Курдский автономный район не отвечал интересам курдского народа. Основная часть территории Курдистана осталась вне пределов автономного района. Естественно, курды отвергали навязанную им формальную автономию. В 1974 году иракское правительство вновь начало широкомасштабную войну в Курдистане. В результате погибли десятки тысяч мирных жителей, были снесены с лица земли более 4 тысяч курдских деревень. В 1988 году саддамский фашистский режим применил запрещенное международным сообществом химическое оружие в курдском городе Халабджа, где было уничтожено более 5 тысяч мирных жителей, 20 тысяч стали инвалидами и сотни тысяч - беженцами. В 80-е годы Южный Курдистан превращается в арену боевых действий между Ираном и Ираком.

В 1991 году во время войны в Персидском заливе курды, спровоцированные США и странами Западной Европы, восстали против центральных властей и объявили о создании федерального государства в составе Ирака, но они в очередной раз оказались обманутыми, в результате чего десятки тысяч людей погибли, сотни тысяч оказались без крова и стали беженцами. Эта политика - политика разыгрывания курдской карты и массового уничтожения курдов в Южном Курдистане - продолжается и сегодня.

В истории национально-освободительной борьбы курдского народа начался новый этап, когда с 70-х годов на сцене появилась новая организация - Рабочая партия Курдистана (РПК) во главе с Абдуллой Оджаланом. Выход РПК на политическую арену способствовал быстрому росту национального самосознания курдов на основе идеи освобождения Курдистана. РПК - мощная военно - политическая сила, которая сегодня возглавляет общенациональное вооруженное освободительное движение курдского народа. Ее авторитет и влияние все шире распространяются среди населения всех частей Курдистана и курдов, проживающих вне пределов страны.

В течение многих веков курды создали свою национальную культуру и письменную литературу. Древнейшие литературные памятники курдского народа имеют более чем тысячелетнюю историю. В Сулеймании, например, найдены фрагменты поэмы неизвестного автора ("Сулейманийский пергамент"), относящиеся к VII веку.

Душа курдского народа раскрывается также в его богатом фольклоре. Курдский фольклор по разнообразию жанров и сюжетов занимает одно из первых мест среди фольклора народов мира. Великой скорбью проникнуты траурные песни и причитания, в которых отражены многовековые страдания курдов. Глубокая народная мудрость сквозит в курдских пословицах и поговорках.

Небольшая часть курдов (около 1 миллиона) проживает на территории бывшего СССР. В годы Советской власти для них был создан алфавит на основе русской графики. По своей религиозной принадлежности подавляющее большинство курдов - мусульмане-сунниты. Незначительная часть курдов является приверженцами другого направления ислама - шиизма. Среди курдов существуют и религиозные секты, такие как ахл-и-хакк (али - илахи). Для курдов чужд нынешний исламский фундаментализм.

Часть курдов сохранила свою древнюю религию - езидизм, языческую веру (зардашт). Курды-езиды в основном проживают в провинции Мосул (Южный Курдистан) в районе Шейхан, где находится центр языческой веры Лалеш. В странах СНГ курды-езиды проживают в основном в Армении, в Грузии и России. В последние 20 лет из Северного Курдистана (Турция) многие курды эмигрировали в страны Европы, главным образом в Германию. Их число в настоящее время достигает 2 миллионов. Среди них много приверженцев езидизма. Среди курдов есть и христиане.

Ислам в Курдистане был распространен насильственным путем. В период исламизации в Курдистане было уничтожено более 250 книг, рукописей и других памятников древней истории и культуры курдов. Если арабы, турки, персы и другие народы принимали ислам с целью использования его для укрепления своей государственности и захвата чужих земель, то в Курдистане внедрение ислама привело к распаду единой курдской веры, к деградации курдской национальной культуры, к разделению территории Курдистана и разобщению его народа.

Религиозное многообразие исторически замедляло процесс общенациональной и политической консолидации курдского народа. Оно использовалось и ныне используется его внутренними и внешними врагами. Однако в наше время - в период бурного роста общекурдского освободительного движения - религиозные различия не имеют для курдского народа определяющего значения. Главная задача - это борьба за независимость.

США – ИРАК . ПЕРСИДСКИЙ ЗАЛИВ:

ПРОТИВОСТОЯНИЕ НА ГРАНИ НЕРВНОГО СРЫВА

В настоящее время США сосредоточили в районе Персидского залива 14 боевых кораблей и 14 тыс. военнослужащих, сознательно поставив себя на грань почти неизбежной военной операции против Ирака. Но вместе с тем Штаты словно ожидают благоприятного момента, некоего "часа Икс". "Похоже, вопрос сейчас -- не "если?", а "когда?",-- замечает по этому поводу заместитель главного редактора интернетовского издания Intellectual Capital Боб Коласки. В свете последних событий следовало бы вопрос "Когда?" дополнить еще одним -- "В каком объеме?". Имеется в виду возможность применения Соединенными Штатами тактического ядерного оружия, о чем последние дни ожесточенно спорят СМИ всего мира.

Следует заметить, что официально на этот счет администрация Клинтона до определенного момента не высказывалась. Соответствующую информацию предоставила газета "News Day", сославшись, как водится, на "источник из Белого дома" и сверхсекретную директиву, регламентирующую применение ядерного оружия. Другое американские издание сообщило о так называемой "гибридной" бомбе ("комплексной боевой системе вне зоны поражения ПВО"), которая входит в число вооружений, находящихся на борту авианосца "Нимиц". Возможности этого новейшего оружия американские военные якобы собираются опробовать на "зарвавшемся диктаторе". В обоих случаях применение ОМП рассматривается как крайняя мера, ответ на использование Саддамом Хусейном химического или бактериологического оружия против Израиля или других стран региона.

После пресс-конференции, проведенной пресс-секретарем американской администрации Майклом Маккэри, стало ясно, что "утечка информации", организованная через прессу и являющаяся элементом психологической войны против Саддама, уже не является таковой. Здесь больше подойдет термин "соцопрос". США озабочены не столько вероятными действиями Хусейна, сколько реакцией мирового сообщества на собственные действия. Очевидно, что применение ядерного оружия в районе Персидского залива не принесет необходимого тактического эффекта (равно как "Буря в пустыне" 1991 года не сказалась на прочности иракского режима). Зато последствия подобных наступательных инициатив —- пусть даже и демонстративного порядка -- могут быть самыми непредсказуемыми: радиационные облака могут оказаться над территорией сопредельных государств, а так называемые "предпороговые" страны (Индия, Пакистан, Иран, Израиль, ЮАР, Бразилия, Северная Корея) активизируют процессы создания ядерного оружия. Причем сделают это с максимальным шумовым эффектом.

Об этих последствиях знают все и прежде всего -— сами американские стратеги. В связи с этим следует заметить, что из былых союзников времен войны в заливе рядом с США осталась только Великобритания. Даже Турция отказалась предоставить американским ВМС свою базу в Инсирлике. Создается впечатление, что США сейчас озабочены только одним -— определением "грани дозволенных действий". Если американцы готовы преступить эту грань (а проблема ставится именно так), то вопрос о том, будет ли это исключительно американская атака или США станут ждать поддержки своих союзников по коалиции времен войны в заливе -- кажется, отпадает.