Смекни!
smekni.com

Ирак (стр. 5 из 7)

5. Саддам Хусейн -- Президент Ирака с 1979 года. Политический портрет

Саддам Хусейн родился в 1937 году. Рос в семье своего дяди Хайраллаха Тальфаха, который в 1941 году возглавил неудавшуюся попытку государственного переворота. В молодости Саддам Хусейн вступил в партию БААС (Партию арабского социалистического возрождения), основанную иракским политиком Мишелем Афлаком. Эта партия поддержала антимонархический переворот, который привёл к власти некоего Керима Касема, но затем выступила и против него. Саддам Хусейн лично пытался убить Касема, но это ему не удалось, и Хусейн бежал в Сирию.

Вернувшись через несколько лет в Ирак, он сформировал тайное ополчение, которое стало ударной силой переворота 1963 года, когда Касема свергли и убили. Премьер-министром Ирака стал родственник Саддама Хусейна Ахмед Хасан Бакр. Пять лет спустя Бакр сместил президента Арефа, который ввёл его в должность, а ещё через десять лет отказался от президентства в пользу Саддама. С тех пор Саддам Хусейн - неограниченный диктатор Ирака.

С потенциальными соперниками он расправлялся самым жестоким образом. В числе жертв Хусейна были и коммунисты, что, однако, не мешало диктатору поддерживать самые тёплые отношения с коммунистическими режимами, в частности - с советским руководством.

На Западе к Саддаму Хусейну также относились терпимо, особенно после прихода к власти в Иране исламских фундаменталистов. По сравнению с ними Хусейн считался меньшим злом. Начав в 1980 году войну с Ираном, он даже заслужил репутацию "своего парня", причём как для СССР, так и для Запада. В числе тех, кто поддерживал Ирак во время этой войны, был и Кувейт - будущая жертва Ирака.

Прозрение наступило после того, как стало известно о применении войсками Хусейна химического оружия против курдов.

После поражения в войне 1990 - 1991 годов против коалиции ООН Саддам Хусейн, вопреки ожиданиям, сохранил власть и продолжает править в Ираке, безжалостно расправляясь с оппонентами, не жалея даже своих родственников.

Американская авиация в небе над Ираком

На жизнь диктатора несколько раз неудачно покушались. В декабре 1996 года в результате террористического акта был тяжело ранен сын Саддама Хусейна от первого брака - Удай, которого диктатор прочил в преемники. Поскольку после ранения Удая разбил паралич, в Ираке теперь другой "престолонаследник" - Кусай, младший сын Саддама. В отличие от старшего брата, известного своей жестокостью, Кусай имеет репутацию человека мягкого и интеллигентного. Пожалуй, пока только это обстоятельство внушает оптимизм тем иракцам, которые надеются хотя бы на частичную либерализацию режима. Впрочем, и на Кусая недавно покушались.

САДДАМ ХУСЕЙН Сатанизм в действии

Курды, населяющие горные районы Ирака, отказались склонить головы перед диктатором. Саддам Хусейн использовал против них боевые отравляющие вещества, которые принесли мучительную смерть тысячам людей.

Еще задолго до того как на побережье Персидского залива отбушевала операция "Буря в пустыне" - молниеносная война, в которой союзные войска применили эффективное современное оружие, Саддам Хусейн развязал на территории своей страны войну, направленную на уничтожение целого народа. Иракский диктатор обратил свой гнев против курдов, которые многие века стремились к созданию независимого Курдистана.

Хусейну удалось создать мощную, современную, хорошо отлаженную военную машину, которая, однако, в результате войны в Персидском заливе потерпела полный крах. У него была пятая в мире по численности армия, не говоря об огромном количестве обычных и химических вооружений. Иракский диктатор намеревался утвердиться в роли хозяина на Ближнем Востоке, но часть его арсеналов предназначалась для осуществления планов не менее зловещих, чем те, которые вынашивали нацисты. Он планировал раз и навсегда стереть курдский народ с лица земли. В 1988 году, перед тем как его военная мощь была если не полностью разгромлена, то уж во всяком случае парализована Западом, Саддам применил химическое оружие против курдов, в результате чего погибло четыре тысячи человек. Против своего заклятого врага - Ирана, с которым он безуспешно воевал в течение восьми лет, Саддам использовал иприт.

Его преступная программа химических вооружений не имела аналогов во всем мире. Америка и бывший СССР давно свернули производство химического оружия, запрещенного ООН и Женевской конвенцией. Мир не хотел, чтобы повторились ужасы первой мировой войны, во время которой применялось химическое оружие. Но Саддам, у которого не было ядерного оружия, понял, что огромные запасы смертоносных газов могут в какой-то мере компенсировать этот недостаток.

Со времен первой мировой войны технология изготовления отравляющих веществ не претерпела значительных изменений. Средствами доставки этого оружия по-прежнему служат авиабомбы и артиллерийские снаряды, но его эффективность значительно возросла. В арсенале Саддама появился цианистый водород - высокотоксичное вещество, вызывающее смерть в течение нескольких секунд. В Ираке были созданы новые разновидности нервнопаралитических газов табуна и зарина, впервые полученных нацистами во время второй мировой войны, но так и оставшихся без применения. Попадание на кожу даже небольшого количества этих отравляющих веществ вызывает у людей конвульсии и быстро приводит к смерти.

Сделка с дьяволом. Технологию, необходимую для реализации программы химических вооружений, Ираку поставляли западные страны, что едва не обернулось против них же. Запад был рад поставлять Саддаму Хусейну средства массового поражения, поскольку он удерживал силы исламского фундаментализма на противоположном берегу реки Евфрат. Западные фирмы-поставщики для успокоения совести тешили себя рассуждениями о том, что большая часть технологического оборудования, необходимого для производства химических вооружений, предназначалась для иракских заводов, производящих удобрения, хотя каждый ученый знает, что для перехода от производства удобрений к производству отравляющих веществ достаточно внести в технологический процесс незначительные изменения. Некоторые фирмы были просто одурачены.

Одной из американских фирм, которую подвела собственная система безопасности, оказалась "Филлипс петролеум компани" из Бартлсвиля, штат Огайо. Через бельгийскую фирму "Филлипс" продал Ираку пятьсот тонн сложного химического вещества тиодиликоля, наивно полагая, что оно будет использоваться как удобрение, хотя известно, что в соединении с соляной кислотой тиодигликоль образует иприт. Что же на самом деле производилось из поставленного Саддаму вещества, руководители компании поняли в 1988 году, когда прочитали в газетах, что на отдаленных участках фронта иранские солдаты в приступах дикого кашля выхаркивали собственные легкие, а трупы были покрыты ужасными химическими ожогами.

Германия, Голландия и Великобритания тоже продавали Ираку технологию и сырье для производства химического оружия, тем самым позволив Саддаму создать арсеналы, которые наводили ужас на его заклятого врага - Израиль. Еще задолго до ударов Саддама по городам Израиля во время войны в Персидском заливе ракетами "Скад" израильтяне серьезно опасались превентивных ударов химическими ракетами.

В военных целях Саддам применял иприт в ограниченных количествах и по стратегическим целям, таким как иранские командные пункты и узлы связи. Против гражданских лиц иприт применялся крайне редко. Но в войне против курдов сомнения относительно применения химических средств Саддама не мучили.

Курды всегда были и до сих пор остаются самой серьезной из нерешенных проблем Саддама Хусейна. На них не оказывают должного воздействия его воинственные речи и огромные портреты, украшающие фасады зданий и выставленные вдоль автомагистралей. Не питают непокорные горцы и верноподданнических чувств к диктаторскому режиму Саддама. Вооруженным и ведущим фактически автономный образ жизни в северных районах Ирака курдам суждено было пережить трагический урок, который они вряд ли когда-нибудь смогут забыть.

В марте 1988 года, когда еще бушевала война с Ираном, фронтовые командиры доложили Саддаму о том, что иранские войска при поддержке курдских партизан овладели городом Халабжа. Этот город находился рядом с жизненно важной иракской гидроэлектростанцией. Информация о том, что город был занят при участии курдских партизан, дала Саддаму основание применить самое смертоносное отравляющее вещество против беззащитного гражданского населения. Он не мог не знать, что иранских войск в городе фактически не было, так как они ушли Через несколько часов после его взятия.

Смертоносное облако. Солнце едва поднялось над горными вершинами, когда на Халабжу обрушились первые снаряды. В отличие от взрывов фугасных бомб, к которым жители прифронтовой полосы уже привыкли, на этот раз снаряды шлепались с негромкими хлопками без разрывов. Но вскоре город окутало густое желто-бело-серое облако газа, которое как туман медленно плыло по улицам, вползая в каждый закоулок. Саддам выпустил на город табун, цианид и иприт. Среди жителей началась паника. Обезумевшие люди бегали по улицам, на их лицах начала отслаиваться кожа. Соприкосновение с парами табуна вызывало мгновенную смерть.