Смекни!
smekni.com

Киргизия (стр. 3 из 7)

Но все же в 1989 г. в Киргизии проживало около 800 тыс. рус­ских, многие из которых были по­томками давних переселенцев и поэтому неплохо адаптировались к местной среде. Значительную часть русских составляли предста­вители достаточно обеспеченных групп работников тяжелой про­мышленности и производственно-технической интеллигенции.

В последние годы меняется не­профессионального состава насе­ления. Хотя местное население по преимуществу продолжает рабо­тать в аграрном секторе, произо­шел значительный прорыв кирги­зов в элитные сферы управления, просвещения и здравоохранения, юридической деятельности, а в са­мые последние годы - в торгово-коммерческую сферу, в легкую промышленность и в сферу город­ского сервиса.

Еще до радикальных перемен в трудовой сфере Киргизии (да и остальных среднеазиатских рес­публик), связанных с обретением независимости, в этническом фак­торе был заложен конфликтный по­тенциал, "проблема русских" су­ществовала, но в скрытой форме. Особенности социального и про­фессионального состава русских, обеспечивавшие им до этого срав­нительно благоприятный жизненный уровень, обрели определенно не­годы, когда в республике началась хозяйственная переориентация: со­кращение предприятий тяжелой промышленности (в том числе ВПК), в целом экономический кри­зис и бурный всплеск торгово-по-среднической и финансовой дея­тельности.

Для русского населения встала серьезная проблема поиска новой экономической и социально-куль­турной ниши. Но выбор опреде­ленной модели поведения связан со значительными трудностями, выз­ванными новой национальной по­литикой правительства Киргизии, введением законов о гражданстве и языке.

На фоне понижения материаль­ного уровня жизни значительная часть русских чувствует нацио­нальный дискомфорт. По данным социологических исследований, 26% русских ощущают ущемление собственного достоинства на на­циональной почве.

Несмотря на рост конкуренции со стороны киргизов и ожесточившиеся требования к знанию госу­дарственного языка, большинство русских горожан Киргизии не ви­дят необходимости для русской мо­лодежи, вступающей в жизнь, бо­лее глубокого включения в язык и культуру титульной национально­сти. Около четверти русских Кир­гизии, видя трудности новой ситу­ации, единственным разумным для себя выходом считают миграцию из республики. Но значительна доля и тех, кто не собирается уез­жать. Большинство потенциальных мигрантов предполагают пересе­литься в Россию, причем предпоч­тение отдается ее центральным районам. За последнее время зна­чительное количество русских Кир­гизии - 8% от всей численности русских, проживавших в этой рес­публике, - стало мигрантами. Мас­совый характер исхода русских в будущем может быть связан с даль­нейшим усилением националисти­ческих тенденций во внутренней политике республики и ухудшени­ем экономического положения, в значительной мере определяемы­ми миграцией большого числа ква­лифицированных работников. Осо­бое беспокойство у русского на­селения Киргизии вызывает сокра­щение функционирования на рус­ском языке средств массовой ин­формации, прежде всего телеви­дения, а также таких институтов культуры, как вузы. театры и т. д. Вместе с тем озабоченность пони­жением статуса русского языка не свидетельствует о явном нежела­нии русского населения Киргизии осваивать государственный язык. Большинство опрошенного русско­го населения реально оценивает негативные последствия своего слабого владения киргизским язы­ком. Около 75% русских горожан Киргизии вообще не говорят на киргизском языке или говорят на нем с большим трудом.

У русского населения Киргизии сохраняется сильная ориентация на реинтеграцию бывших респуб­лик СССР. В этой связи у местно­го русского населения встречает поддержку политика на развитие всесторонних связей между быв­шими союзными республиками, и, прежде всего между Киргизией и Россией. Идея двойного граждан­ства встречает среди русских Киргизии активное одобрение. В то же время у русского населения в какой-то мере растет переориен­тация с единого социально-поли­тического пространства бывшего СССР на республику проживания, и поэтому значительная часть рус­ских все более готова принять ста­тус этнического меньшинства в новом независимом государстве.

Но и в случае миграции значи­тельной части населения, и в слу­чае адаптации и принятия русски­ми новых условий жизни в респуб­лике Россия должна всячески за­ботиться о русских, оказавшихся за пределами прежде единого го­сударства. Многие русские наде­ются на подобные действия со сто­роны России. Эта помощь должна заключаться, но их взгляд, в под­держании между русской диаспо­рой в ближнем российском зару­бежье и Россией тесных и разно­образных связей - социально-эко­номических, гуманитарных, куль­турно-языковых. А для русских миг­рантов, переехавших в Россию, необходима помощь в установле­нии для них материальных компен­саций, строительстве жилья, в ско­рейшем определении достойного правового статуса.

ГИДРОЭНЕРГЕТИКА КИРГИЗИИ

Установленная мощность электростанции энергосистемы, 1993 г.

все электростанции 3542,3 Мвт

гидроэлектростанции 2873,3 Мвт

тепловые электростанции 669,0 Мвт

Производство электроэнергии в энергосистеме 1993 г.

Все электростанции 10986,6 гВт*ч

гидроэлектростанции 8896,9 гВт*ч

тепловые электростанции 2089,7 гВт*ч

История начала работы энергосистемы относится к 1934 г., когда в республике была создана первая сеть из линий 13,2 кВ.

Сейчас в основу развития энергетики положено эффек­тивное использование бога­тейших гидроэнергоресурсов, поэтому около 80% электроэнергии производит­ся на ГЭС. Это также связа­но и с тем, что Киргизия за­возит до 80% потребляемо­го топлива.

По гидроэнергоресурсам республика занимает третье место в странах СНГ (вслед за Россией и Таджикиста­ном). Реки имеют исключи­тельно высокую концентра­цию потенциальной мощно­сти на 1 км русла реки. По удельной мощности р. Нарын с ее притоками превосходит Волгу и Ангару. Гидроэнер­гетический потенциал рес­публики составляет 142,5 млрд. кВт • ч, и освоен он лишь на 9%. Современное техническое состояние поз­воляет использовать 72,9 мпрд. кВт*ч, однако эконо­мически эффективно освое­ние только 48 млрд. кВт-ч.

Бассейн река Нарын имеет потенциальные ресурсы 56,9 млрд. кВт-ч, на этой реке и ее притоках можно постро­ить 22 ГЭС с выработкой электроэнергии порядка 30 млрд. кВт-ч.

В комплексной програм­ме освоения гидроресур­сов сказано о строитель­стве гидроэлектростанций в среднем и верхнем те­чении Нары на общую установленную мощность 5850 млн. кВт.

Сооружению водохрани­лищ ГЭС благоприятствует горный рельеф, а глубокие узкие каньоны делают стро­ительство плотин очень эф­фективным.

Самая крупная из пост­роенных - Токтогульская ГЭС. Ее установленная мощность 1200 тыс. кВт. По своему назначению она является уникальным гидроэнергетическим и ирригационным узлом. Пло­тина имеет высоту 215 м от нижнего бьефа.

ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

На долю промышленности при­ходится около 43% чистого ма­териального продукта Киргизии. В промышленности и строитель­стве занято примерно 30% ра­ботающего населения. Основны­ми отраслями являются: электро­энергетика, цветная металлургия, машиностроение, пищевая и лег­кая промышленность.

Электроэнергетика полу­чила свое развитие на юге Кир­гизии, на река Нарын и его притоках. Действуют такие крупные электростанции, как Уч-Курганская, Курпсайская, Токтогупьская, Ат-Башинская. На электростанци­ях юга и основных теплоцентра­лях севера республики выраба­тывается свыше 11 млрд. кВт•ч электроэнергии в год. Гидроэнер­гетический потенциал страны еще далеко не выработан (потенци­альные запасы .- 15,5 млн. кВт). Проектируются новые Кампаратинские ГЭС и ряд других.

Почти вся топливная про­мышленность сосредоточена в южных и центральных районах Киргизии. Преобладает бурый уголь. На первом месте по до­быче стоит Ошская область. Зна­чительные запасы имеются вбли­зи городов Кыэыл-Кия и Супюкта, а также в разрезе Алмалык (в 1991 г. добыча составила 1,76 млн. т). Джалал-Абадская область (месторождения Кок-Янгак и Таш-Кумыр) занимает второе место (1,41 млн. тн). В отличие от предыдущих двух областей в Иссык-Кульской котловине добы­вается в основном каменный уголь. Крупнейшими шахтами яв­ляются "Джергалан" (около 100 тыс. т) и "Центральная" - п. Кад-жи-Сай (53 тыс. тн). Завершает список угледобывающих районов разрез "Ак-Упак" - п. Мин-Куш в Нарынской области (140 тыс. тн). Как и везде в странах, возник­ших на территории СССР, Кир­гизия снижает добычу этого вида топлива: с 3,7 млн. тн в 1990 г. до 1,7 млн. тн в 1993 г. Из неосвоен­ных угленосных бассейнов наиболее перспективны Узгенский (Южная Киргизия) и Кавакский (Внутренний Тянь-Шань), где можно вести добычу открытым способом.

Киргизия почти не имеет соб­ственных ресурсов нефти и газа, хотя в Джалал-Абадской облас­ти на адырных и предгорных пространствах (центр - поселок Кочкор-Ата) добывается чуть более ЮО тыс. т нефти и менее 100 млн. куб. м газа в год.

Значительный импульс развития машиностроение получило в годы Великой Отечественной вой­ны, когда во Фрунзе были эваку­ированы многие предприятия из Европейской части страны. В на­стоящий момент крупнейшими можно назвать производственное объединение (ПО) "Станкостро­ительный завод" и "Ала-Тоо" (электротехника, радиоэлектро­ника), в начале 90-х гг. на каж­дом из них работало свыше 10 тыс. человек. Они, как спруты, разбросали свои щупальца-фи­лиалы по всей территории Кир­гизии. Первое объединение име­ет производства в городах Каракоп, Кызыл-Кия, Талас, непос­редственно в Бишкеке, селе Буденновка. V второго головное предприятие располагается в Бишкеке, помимо этого оно име­ет по несколько заводов в Чуйской и Джалал-Абадской облас­тях.