Смекни!
smekni.com

Китай (стр. 3 из 3)

За прошедшие 19 лет производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда (ВВП не одного занятого) – в 3,4 раза . За тот же период ВВП России сократился на 30%.

В эти годы считали, что «При сохранение в ближайшие годы основных тенденций развития экономики Китая… даже при некотором замедлении темпов его экономического роста и существенном ускорении их в России (до 4-5% ежегодно), не позднее 2005 г. Китай превзойдет Россию и по показателям ВВП на душу населения. К тому же времени величина китайского ВВП будет превышать объем российского не менее чем в 10 раз; весьма вероятно также, что китайская экономика по своим размерам превысит американскую и станет крупнейшей в мире».[1]

Для объяснения «чуда» многие ученые представляли свои точки зрения. Директор Института экономического анализа А. Илларионов придерживается гипотезы «характер экономической политики».

Он отвергает такую гипотезу, как «отсталость». В которой быстрые темпы роста экономики Китая: оттого, что стартовый уровень Китая был чрезвычайно низким, а темпы роста слаборазвитых стран выше, чем темпы роста более развитых стран.

На примере 209 стран с их приростом ВВП на душу населения в 1979-1996 г. в зависимости от стартового экономического развития, он представил два вывода: 1) «статистически значимой закономерности между стартовым уровнем экономического развития и последующими темпами экономического развития и последующими темпами экономического роста в мировой экономике не наблюдается. При одних и тех же значениях ВВП возможны и быстрый рост, и глубокое падение». 2) «… ни одна из стран с низким стартовым уровнем развития (к числу которых относится Китай) в эти годы не имела темпов роста, сколько-нибудь близких к китайским. Более того, последние оказались уникальным для всей экономики».

А. Илларионов также отвергает гипотезу «особенность структуры производства». Согласно этой гипотезе, решающий вклад в ускорение экономического роста Китая внесла стартовая структура его экономики – низкая доля в ВВП промышленности и высокая доля сельского хозяйства.

По утверждению А. Илларионова «… удельный вес промышленности в ВВП Китая был и остается не ниже, а даже выше, чем в России . Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста по сравнению с Китаем. С другой стороны, более высокий удельный вес промышленности в ВВП Китая не способствовал замедлению темпов его роста по сравнению с Россией».

Также он отвергает гипотезу «особенность структуры занятости». Согласно которой более высокие темпы роста в Китае объясняют высоким удельным весом населения, занятого в сельском хозяйстве, во всем население страны.

По его словам «при доле занятых в сельском хозяйстве на уровне, близком к 70% (Китай в 1978 г.), среднегодовые темпы экономического роста в станах мира могут меняться от минус 6% до плюс 8%. Это означает, что и структура производства, и структура занятости сами по себе не объясняют высоких темпов экономического роста в Китае».

К такой гипотезе как «национальная специфика» А. Илларионов относится неоднозначно: «С одной стороны такие черты, очевидно, действительно присуще китайской нации. С другой стороны, если их признать решающими в экономическом развитии, то высокие темпы роста были бы присущи Китаю на протяжении всей его истории». Экономический подъем в Китае наблюдался лишь в конце 70-х годов.

Рассматривая ход реформ в России и в Китае, В. Семенов выделил несколько центральных положений тактики реформ в Китае.[2]

1. В Китае была проработана стратегия реформ, которая во взаимосвязанной форме обеспечивается экономическими, политическими и идеологическими мерами.

2. Главное в экономическом обеспечение заключалось в выборе на начальном этапе таких отраслей хозяйства, которые дают быструю прибыль, накопление капитала, обеспечивают занятость населения и служат как бы базой для развития своего хозяйства.

3. Китайское руководство старалось не упускать возможность управления экономикой на макроуровне, с тем, чтобы она не пошла в разнос.

4. Важным принципом реформирования стала постепенность, практическая отработка теоретических моделей на выборочных направлениях, отраслях хозяйства и территориальных единицах.

5. Экономическая реформа активно подкреплялась политическими средствами, что выражалось в создание благоприятной внешней и внутренней обстановки в стране, в недопущении развития негативных тенденций, возникающих в процессе реформ.

6. И, наконец, важным направлением стало идеологическое обеспечение реформ. Китайское руководство не позволило единым махом разрушить идеологические установки, ценности, господствовавшие в обществе, хорошо понимая, что это ведет к потере ориентации людей.

Заключение

На ближайшую перспективу в КНР намечены несколько направлений основных преобразований, реализация которых определит экономическое развитие страны на длительную перспективу. Прежде всего это реформа госсектора и банковской системы, изменение системы обращения сельскохозяйственной продукции, стабилизация демографической ситуации и ликвидация нищеты.

Однако у намечаемых преобразований довольно много противников, которые считают, что они приведут к обострению продовольственной проблемы, тем более, что численность населения в течение 25 лет возрастет, согласно прогнозам, до 1,6 млрд. человек.

Рост численности населения будет сопровождаться изменением его поло-возрасной структуры. Прежде всего это выражается в старении городского населения и росте численности молодого населения. Безусловно, это отразится на будущих программах социального и экономического развития страны.

Очень большая проблема – нищета. В 1999 г. численность населения, проживающего в районах абсолютной нищеты, по официальной оценки, составила 35 млн. человек. Однако, по данным Мирового банка, в условиях нищеты проживает 300 млн. человек (в качестве критерия взято суточное среднедушевое потребление в размере 1$).

Задача преодолеть нищету представляет чрезвычайно сложной в силу глубины ее причин. Это неблагоприятные географические и климатические условия, сложная экологическая обстановка, неразвитость экономической, социальной, предпринимательской, культурной инфраструктуры, чрезмерная зависимость от внешней помощи, что вызывает анклавность развития и преобладание однообразной экономической структуры.

Официальные прогнозы развития страны на 2000-2050 г. весьма оптимистичны. Даже если намеченные преобразования будут успешными, КНР предстоит решить огромный комплекс проблем. Среди наиболее острых – проблемы занятости и экологии, дефицит ряда природных ресурсов, прежде всего пахотных площадей и пресной воды, неразвитость НИОКР, системы просвещения и здравоохранения. Эти и многие другие факторы, с одной стороны, стимулируют усилия по наращиванию экономического потенциала, с другой, препятствуют движению страны к новым рубежам.[3]


[1] Илларинов А. «Секреты китайского экономического «чуда»». Вопросы экономики.-1998 - №4 (с 14-26)

[2] В. Семенов. «Экономика: по китайскому лекалу». Москва – 1993,-№8 (с. 143-147).

[3] В. Гельбрас, В. Кузнецова «КНР: Год суровых испытаний» МЭ и МО-2000-№8 (с 114-120)