1. ФРГ (10 и 19)
2. Великобритания (11 и 10)
3. Норвегия (11 и 6)
4. Дания (10 и 7)
5. Финляндия (6 и 6)
6. США (5 и 7)
На долю социалистических стран - членов СЭВ приходится 6% внешней торговли Швеции; наибольшее развитие получили торгово-экономические связи с Россией, ПНР и ГДР. В России Швеция закупает главным образом жидкое и твёрдое топливо, металлы, химические продукты, станки, а продаёт в Россию преимущественно машины и оборудование. Расширяется производственная кооперация между шведскими и российскими предприятиями в промышленности, энергетике и транспорте. Ежегодно Швецию посещают 3-4 млн. иностранных туристов.
VI. ИСКУССТВО ШВЕЦИИa) ЛИТЕРАТУРА
Самые ранние из сохранившихся произведений шведской литературы – религиозные произведения на латинском языке: «Жизнь Кристины из Стумбелена» Петруса де Дация, «Откровения святой Бригитты» и др. В XVI – XV веках начали распространяться баллады-песни, в начале XIV века появились исторические хроники. В XVII веке зародились драматургия и лирика.
В начале XVIII века сложилась литература Просвещения. У. Далин в издаваемом им журнале Then swanska Argus (Тен свенска Аргус) в сатирах и поэмах критиковал монархию, аристократию и духовенство. «Приключения Адальрика и Гьетильды» Я. Х. Мёрка – первый просветительский роман. С критикой монархии и церкви выступал писатель и публицист позднего Просвещения Ю. Х. Чельгрен.
Обострение общественных противоречий в 30-ые годы XIX века вызвало поворот к социально-критической проблематике и зарождению реализма. В 30-ые – 50-ые годы появились бытовые романы Фредрики Бремер, Эмилии Флюгаре-Карлен, комедии А. Бланша.
В конце 70-ых – начале 80-ых годов, в эпоху бурного роста капитализма и рабочего движения, укреплению реализма способствовала литературно-критическая деятельность Г. Брандеса.
В 90-ые годы против натурализма выступили неоромантики во главе с В. Хейденстамом. В литературном манифесте «Ренессанс», лирике и романе «Ханс Альенус» он противопоставлял буржуазным будням мир Возрождения и Востока.
В XX веке центральной темой литературы становится полемика с официальным тезисом «государства всеобщего благоденствия».
Литературоведение в Швеции с самого начала развивалось в тесной связи с западноевропейским, а в XX веке и с американским. Начало литературоведению как науке положили романтики Л. Хаммаршельд и Аттербум. Наибольшее влияние на литературоведение XX века оказал последователь культурно-исторической школы Х. Шюк. Его метод развили М. Ламм и А. Нильсон. В 50-ые годы Г. Тидестрем выступил как сторонник «новой критики».
b) ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
В XV – XVI века в Швеции получили распространение школьные театры. В королевских замках с конца XVI века устраивались театральные представления. Первый придворный театр открыт в Стокгольме в 1649 году. Первой постоянной национальной сценой стал упсальский Студенческий театр. В 1753 году труппа из молодых дворян и чиновников получила название «Королевство шведской сцены». До 70-ых годов XIX века на сцене господствовал водевиль. В 70-ые года в репертуар театров проникла «новая драма». Это время связано с именем А. Сприндберга – крупнейшим драматургом и теоретиком театра. Но, несмотря на то, что многие его исторические драмы заняли прочное место в репертуарах европейских театров, большинство его произведений, отмеченных печатью смелого новаторства, не нашли признания на сцене. В 1907 году Сприндберг открыл в Стокгольме свой собственный театр, в котором было поставлено большинство его пьес. Большое влияние на театральных деятелей Швеции оказали гастроли немецкого Камерного театра.
В годы II-ой мировой войны Королевский драматический театр вел беспринципную репертуарную политику, принимая к постановке главным образом развлекательную драматургию. В то время лишь государственный театр Гётенборга под руководством Т. Хаммарена открыто выступил против нацизма. Здесь ставились антивоенные спектакли: «Готовность» Альстрёма, «Скачи в ночи!» Муберга, «Нильс Эббесен» Мунка. Один из самых ярких антифашистских спектаклей был «Калигула» А. Камю в постановке Бергмана. В 50-ые года возникли частные театры, пропагандирующие драматургию абсурда. Но на государственных сценах предпочтение отдавалось классике, а также пьесам иностранных драматургов – Ж.П. Састра, Ж. Ануя, А. Миллера, Т. Уильямса, Дж. Осборна. Усилился интерес театров Швеции к произведениям А.П. Чехова, Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, М.Горького, В.В. Маяковского.
Крупнейшие актеры современного шведского театра: И. Тидблад, Э. Юсефсон, Г. Вольгрен, А. Эк, Э. Адольфсон, Э. Дальбек. Помимо Королевского драматического и городского в Стокгольме работает несколько частных театров.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
· Публикации Шведского института в INTERNET на официальном сайте посольства Швеции в Москве (http://sweden.ru/sheets.html).
· СОВЕТСКИЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
· БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ.
· Grolier (электронная энциклопедия).
· А.М. Волков «Швеция: социально-экономическая модель»
· Й. Вейбуль «Краткая история Швеции»
· К.Г. Горохова «Государство благосостояния»: шведская модель»
· Г. Мюрдаль «Швеция»
· National geographic, official journal, Volume 184
· Энциклопедия «Страны и народы»