Смекни!
smekni.com

ЛАОС (стр. 4 из 5)

Большие изменения в жизни страны произошли после провозглашения Лаоса народно-демократической республикой. Новое республиканское правительство проводит широкую программу социаль­но-экономических мероприятий, направ­ленных в первую очередь на искорене­ние пагубных последствий колониально-феодального режима. Эта программа включает аграрные преобразования и ве­дет к подъему основных отраслей сель­ского хозяйства, создавая предпосылки для последующей индустриализации. Уже освоены заброшенные пахотные земли, восстановлены и строятся новые промышленные предприятия, создаются кооперативы в сельском хозяйстве, ре­месле и торговле, а также новые госу­дарственные и смешанные государственно-частные компании; среди кре­стьян распределяются угодья бывших крупных землевладельцев. Расширяется система здравоохранения и народного образования. Медицинское обслужива­ние и обучение стали бесплатными. Укрепляются связи с социалистически­ми странами. В 1976—1977 гг. подпи­саны соглашения об оказании Советским Союзом экономической помощи ЛНДР, о культурном и научном сотрудничестве, о товарообороте и платежах, которые успешно выполняются.

6.Культура:

традиции и современность

Материальная культура Лаоса в преж­ние времена основывалась на традицион­ном крестьянском хозяйстве, ритм жизни которого тесно связан с наступлением сухого и влажного сезонов и состоянием речных вод. Различия В природных усло­виях и уровне социально-экономического развития отдельных народов обусловили существование двух типов земледелия; в долинах на постоянных полях ороша­емое — «на», в горных районах перелож­ное — хай, Но часто и долинные жители прибегают к расчистке леса на ближайших склонах гор, чтобы получить дополнительный урожай.

Сельскохозяйственные работы всюду начинаются в апреле — мае. В долинах орошаемые паводковыми водами поля разрыхляются с помошью деревянного плуга с округлым лопатообразным леме­хом; в плуг впрягают одного или двух буйволов. Затем на затопленное поле вручную высаживается рисовая рассада. На этом обработка полей и уход за ними заканчиваются вплоть до сбора урожая. В горных районах на выбранном склоне перед самым началом дождей подрубают и поджигают деревья. Эти поля не вспахи­вают, на них с помощью заостренных палок делают лунки, в которые кладут 2—3 зерна. Для защиты от животных поле обносят оградой. Урожайность та­ких полей падает уже на третий год.

Основные этнические группы Лаоса от­личаются друг от друга прежде всего своим жизненным укладом. Например, деревня, занимающаяся поливным рисо-сеянием, —это, как правило, деревня лао или тай; они активно торгуют как с долинными жителями, так и с горными, покупая у них лесопродукты и дичь в обмен на ткани и соль. Деревни большин­ства горных народов один раз в 3—4 года меняют свое место после того, как почва на выжженных участках истощается и урожаи падают. У мео деревни перемеща­ются реже. иногда оставаясь на одном месте более 10 лет. В отличие от всех дру­гих народов основное занятие мео — выращивание и продажа опийного мака. Этот народ отличается исключительнойвыносливостью и приспособляемостью к высокогорным условиям существования. Горные народности, живущие в труднодо­ступных местностях, в большей степени, чем долинные, сохраняли до недавнего времени отсталый, патриархальный уклад.

Основной хозяйственной единицей у всех лаосцев является семья, внутри кото­рой происходит разделение труда- Глав­ное занятие мужчин — работа в поле, охота и рыболовство. На долю женщин падает большая часть работ по дому, Лаосская семья, как правило, многочис­ленна, Очень часто вместе с родителями живут их дети со своими семьями и даже женихи незамужних дочерей, чтобы уве­личить число рабочих рук. Обычно деревня состоит из одной большой семьи или группы родственных семей, которые по традиции совместно обрабатывают все поля во время посадки или сбора риса. Обычно в деревне живет от 50 до 350 человек, Нетрудно отличить различные лаосские народы по их одежде, особенно но одежде женщин. Так женщины носят шел­ковую или хлопчатобумажную много­цветную юбку с золотым или серебряным узором, часто домотканую. Она шьется расклешенной или прямой и держится на разлива рек или сильных дождей. Жилище каркасное из плетеного бамбука, С открытой верандой, двускатной кры­шей, покрытой бамбуком или пальмо­выми листьями. В горах дома ставятся прямо на землю, стены делаются доща­тые, в одном доме может жить несколько семей. Внутренняя обстановка крестьян­ских домов очень проста, мебель и посуда самодельные. Обычно лаосцы располага­ют свои жилища рядом с термитниками, которые у них считаются священными и приносящими счастье, так как по форме напоминают пагоду. Современная циви­лизация (электричество, газеты) раньше мало проникала в лаосскую деревню. Большинство населения оставалось не­грамотным- Жители деревни в основном занимались сельскими работами или до­машними ремеслами. "Здесь редкостью был даже велосипед, и путешествия крестьян обычно ограничивались преде­лами провинции.

твердом пояске. Юбку цвета индиго с пестрым узором носят женщины племени лы. Есть даже народ, который получил свое название благодаря обычаю носить черную блузу, — это черные тай, или тхай-дам. По высокой прическе надолбом можно узнать замужних женщин у тхай-дам, а у лы незамужних отличают но розовому тюрбану на голове. У мео и мужчины и женщины носят свободные черные шаровары и серебряные шейные кольца, одежда одной из групп мео—лай имеет аппликацию на рукавах. У самых отсталых горных народов мужчины наде­вают всего лишь набедренную повязку, а женщины — юбку. оставляя верхнюю часть тела открыток. Мужчины лао носят также широкие короткие (до икр) штаны и прямозастежную куртку с маленьким стоячим воротничком.

Жилища тоже имеют свои отличия. Долинные жители — лао и тай — обычно ставят дома на сваи, на случай

Пища лаосских крестьян типична для жителей Юго-Восточной Азии. В первую очередь это рис — «хлеб Азии». Из него готовят разнообразные блюда и напитки, применяют как гарнир. Но для жителей северныхрайонов основной пи­щей является кукуруза и иногда просо. Деревенский житель не знает молочных продуктов, масло едят только раститель­ное. В пищу употребляют самые разно­образные фрукты и овощи, на севере,

например, квашеную капусту- В отличив от соседних стран в Лаосе больше потреб­ляют белковой животной пищи: каждая семья разводит кур, свиней, коз; в доли­нах все жители едят рыбу — в вареном, вяленом, квашеном и даже молотом виде. Городские жители уже привыкли к нату­ральным и консервированным мясо-мо­лочным продуктам, ввозимым из-за границы. Из напитков распространены чай, различные фруктовые соки и настой­ки. Спиртные напитки, как правило, некрепкие.

Буддийская религия наложила значи­тельный отпечаток на духовную культуру и быт страны. В центре каждой деревни высится пагода-храм, обычно самое боль­шое и красивое здание, выстроенное в отличие от жилых домов из кирпича.

Буддийский календарь тесно связан со сменой сезонов года и используется в Лаосе наряду с григорианским календа­рем. Лаосский год делится на 12 месяцев, отсчитываемых с декабря. Каждый год носит название одного из 12 животных, причём наименования эти повторяются каждые 12 лет.

Искусство народов Лаоса по духу родственно тайскому и кхмерскому. Под Саваннакхетом сохранились памятники первобытной культуры — святилища, сходные с прасатами Кампучии, а в Долине Кувшинов — каменные овальные сосуды трехметровой высоты, датиру­емые I—V вв. Видимо, их использовали как погребальные урны.

В Лаосе почти не сооружалось камен­ных архитектурных ансамблей, которые могли бы быть сопоставлены с величе­ственными памятниками зодчества сосед­них стран. Но сложившиеся в Лаосе типы зданий занимают важное место в истории искусства. Здесь, в частности, сохрани­лись великолепные образцы деревянного зодчества — ваты (пагоды). Каждый ват имеет статую Будды, молельню, библио­теку и святилища — тхаты — подобие индийских ступ. Иногда тхаты строились и как самостоятельные архитектурные комплексы. Таков тхат Луанг близ Вье­нтьяна (XVI в.), восстановленный в 1938 г. В отличие от пагод тхаты всегда возводились из кирпича или камня.