Смекни!
smekni.com

Малые народы России (стр. 9 из 9)

По древним представлениям ульчей небо, тайга и вода имеют своих духов. Этим духам охотники и рыбаки приносят жертвоприношения для удачного промысла. Во всех обрядах, связанных с культами неба, тайги и воды, шаманы не участвовали.

Одним из древнейших культов был культ близнецов. Их рождение считалось большим событием. Близнецы по их представлениям были священными людьми: один - таежный, другой - водяной.

Основой шаманских верований являлась вера в существование духов. У каждого шамана были свои духи - помощники и духи - защитники. Шаманы делились на две категории: "врачеватели" и касата-шаман (большой шаман, который кроме "лечения" больных, "переправлял" души умерших в загробный мир, хранил и оберегал от болезней душу ребенка).

В удивительных сказках, легендах и загадках ульчей рассказывается о хозяйственной деятельности, быте, о событиях давно минувших дней, о происхождении родов. К сожалению, все меньше и меньше остается сказителей в селе Булава , которое ульчи считают своим неофициальным центром, есть люди не только бережно хранящие свой фольклор , но и передающие его молодому поколению.

В 1956 году заслуженный работник культуры РФ Петр Леонтьевич Дечули, основал ульчский фольклорный песенно-танцевальный ансамбль "Гива", достойным преемником стала Надежда Даниловна Дуван. Ансамбль - участник районных, краевых, региональных фестивалей и праздников. С большим успехом "Гива" выступала во Франции, Германии, Италии, Швейцарии и в США.

В 1988 году был создан ульчский детский фольклорный ансамбль "Диро". Руководит ансамблем преподаватель Булавинской школы искусств Мадо Сопчовна Дечули. В июле 1995 г. творческий коллектив стал дипломантом международного фестиваля хореографического искусства "Ритмы планеты" (Хабаровск), а уже в сентябре - международного фестиваля "Дни мира на Тихом океане" (Владивосток).

В этом же селе живут талантливые мастера декоративно - прикладного искусства . Николай У с детства занимается резьбой по дереву и графикой. Его работы экспонировались в Москве, Италии, Японии, Америке и получили наивысшую оценку специалистов. Иван Павлович Росугбу - мастер резьбы по дереву и кости, единственный мастер в крае по изготовлению ульчских музыкальных инструментов и обрядовой атрибутики.

Много сил и здоровья отдал Дмитрий Иванович Ангин, собирая по крупицам материал для создания сельского музея. По его эскизам был построен культурно - этнический центр в с. Булава.

С участием Клары Федоровны Дечули был разработан и издан ульчский букварь. Светлана Васильевна Ангина разработала учебники для первого и второго классов на ульчском языке. Можно назвать еще немало одаренных людей , готовых отдать опыт , знания ,талант на благо своего народа.

Для того чтобы сохранить свою культуру, нужна не только финансовая помощь, но и воспитывать в детях любовь к своему народу, гордость за свой народ.

14. ЮКАГИРЫ

Юкагиры - один из древнейших народов северо-восточной Азии. Они некогда занимали огромную территорию от Таймыра до Анадыря, и от Прибайкалья до Ледовитого океана. Это было одно из могущественных, воинственных и многочисленных племенных объединений, состоявших ко времени прихода русских казаков из двенадцати самостоятельных племен с общей численностью от 5 до 9 тыс. человек. Самоназвание верхнеколымских юкагиров "одул", у нижнеколымских- "вадул", что значит "могучий" и "сильный".

В настоящее время юкагиры проживают в верховьях и низовьях Колымы, в низовьях Яны и Индигирки, на территории Республики Саха (Якутия). По данным Всесоюзной переписи населения 1989 года их насчитывалось 697 человек. Остальные 415 юкагиров проживали на территории Чукотки (с. Марково). Родной язык частично сохранили только нижнеколымские и верхнеколымские юкагиры. Остальные приняли в большинстве случаев русский и якутский языки.

Культура протоюкагиров датируются археологами вторым тысячелетием до нашей эры. Юкагирский язык входит в уральскую семью языков.

На протяжении трех с половиной веков соприкосновения с русскими, якутами, чукчами, коряками и другими соседними народами численность юкагиров сильно уменьшилась. По данным переписи 1959 года в Якутии их оставалось лишь 285 человек. Это явилось следствием военных столкновений в ХVII в. (с русскими, коряками и чукчами), упадка и разрушения хрупкого хозяйства от ясачного режима царизма, частых эпидемий, принудительных наборов в качестве проводников, каюров и прислуги в многочисленных походах русских на восток в ХVII - ХVIII в. в.

Наряду с христианством , существует поклонение культу предков, духам Огня, Солнца, Охоты, Земли, Воды и другим божествам.

Основное традиционное занятие юкагиров - полукочевая и кочевая охота на дикого северного оленя, лося, горного барана, соболя, песца, а также на мелкую дичь и рыбная ловля. Оленеводство имело транспортное значение. Разводили ездовых и охотничьих собак.

В настоящее время у юкагиров Якутии существуют три кочевые родовые общины: "Чайла" - в Нижнеколымском, "Тэки Одулок" - в Верхнеколымском и "Янугайл" - в Усть-Янском улусах. В производственной сфере "Чайла" занято 115 человек, в "Тэки Одулок" - 57 и "Янугайл" - 7 человек. Всего - 179 человек.

Родовая община "Янугайл" (глава Томский И. И.) занимается промыслом диких северных оленей и рыболовством. Имеет одну машину марки "Урал", 4 снегохода "Буран" и 4 моторные лодки. Домашних оленей, ездовых собак нет. В 1995 году "Янугайл" сдал, преимущественно случайным потребителям, 3 тонны мяса дикого оленя и 8 тонн рыбы. В год потребляет 20 тонн горючего'.

"Чайла" - самая крупная родовая община юкагиров (глава Курилов С. И.). В начале года в ней работало 86 человек. В общине около 4 тыс. оленей, 200 голов конного, 20 крупного рогатого скота. Хозяйство занимается рыболовством, охотпромыслом на диких оленей и песцов. Имеется мастерская по пошиву меховой одежды, значительный парк тракторного и автомобильного транспорта.

Родовая община "Тэки Одулок" (глава Шалугин Н. И.), расположенная в с. Нелемное, находится в наиболее трудном положении. В результате разгосударствления совхоза "Верхне - колымский" она лишилась оленей, крупного рогатого скота, зверофермы и даже части своей территории. Община не имеет ничего, кроме полусотни лошадей, одного трелевщика, одной автомашины и двух тракторов. Основными занятиями юкагиров Верхней Колымы всегда была охота на лосей и пушной промысел на соболя. Эти направления хозяйства пришли в упадок. В 1996 году охотники не сдали ни одной шкурки соболя. В среднем за год заготавливают около 20 тонн сена и сдают 3-4 тонны рыбы. Люди годами не получают заработную плату. До 80% трудоспособного населения не имеют постоянного места работы, а 26 %- безработные.

Деградация традиционных отраслей хозяйствования, неблагоприятная экологическая обстановка, падение уровня и качества жизни привели к тяжелому положению народа. По данным Института проблем малочисленных народов СО РАН средняя продолжительность жизни у мужчин составляет 45 лет, у женщин - 54 года. Крайне высока смертность, а по детской смертности юкагиры занимают одно из первых мест в республике.

Органом местного самоуправления издавна является сход жителей - Суктуул. Попытки воссоздания Суктуула юкагиров, как формы национально-территориального органа самоуправления, пока не привели к положительным результатам. Президент Республики трижды отклонял проект Закона о Суктууле юкагиров.

Религиозные представления и общественные отношения у древних юкагиров.

В настоящее время юкагиры компактно проживают в четырех районах Республики Саха (Якутия). Они потомки двенадцати юкагироязычных племен, расселявшихся к приходу русских землепроходцев во второй половине XVII в. на огромной территории Сибири от Таймыра до Аляски. Численность юкагиров, по данным ученых, составляла от 5 до 12 тысяч человек, зафиксированных как плательщики ясака. Юкагиры занимались в основном охотой на дикого северного оленя и сохатого, рыбной ловлей и оленеводством.

Традиционное мировоззрение юкагиров складывалось под влиянием окружающей среды и гармоничного отношения человека с природой. У юкагиров свой пантеон богов и духов. Духи имеются у всех предметов окружающего мира и могут выступать как покровителями, так и противниками людей. Наиболее почитаем культ Солнца, которое призывают в свидетели во время спора. Кроме Солнца существовал культ промысловых животных ( Лося, Северного Оленя и других) - Огня, Воды и других духов. Считают, что тени умерших попадают в айбидзи, откуда помогают живым.

У юкагиров существовало шаманство в форме родового шаманизма. Умершие шаманы сами становились объектом культа. Их тела расчленяли и части его хранили в роду, как священные реликвии. Им приносили дары и считали их покровителями рода.

Во главе рода лесных юкагиров стоял старейшина - лигэйэ шоромох. Он был советником в вопросах охоты, военных действий, путей кочевок и решал проблемы межродовых отношений, касающиеся жизни рода. Фактически вопросами охоты ведали молодые и признанные охотники - хангиче, а военными действиями руководил тонбайа шоромох - сильный человек. Кроме них одним из руководителей рода был алма - шаман. Женщины и подростки, начавшие путь воина и охотника, обладали таким же правом голоса, как и другие члены рода. Хозяйственные вопросы решали пожилые женщины - матери, их авторитет в решении многих вопросов был непререкаем. В начале лета отдельные роды собирались на праздник "Сахадзибэ", где старейшины разных родов рассказывали новости соплеменникам, решали общие вопросы, молодежь веселилась и складывались будущие семьи и все племена радовались окончанию суровой зимы.

Весь быт и общественные отношения складывались в условиях необходимости выживания в суровых климатических условиях Севера.

РЕФЕРАТ ПО ГЕОГРАФИИ:

«МАЛЫЕ НАРОДЫ РОССИИ».

2003 год.

СОДЕРЖАНИЕ:

1. ИТЕЛЬМЕНЫ.

2. ДОЛГАНЕ.

3. КЕТЫ.

4. КУМАНДИНЦЫ.

5. МАНСИ.

6. НАНАЙЦЫ.

7. НЕГИДАЛЬЦЫ.

8. НГАНАСАНЫ.

9. НИВХИ.

10. ОРОКИ.

11. ТОДЖИ.

12. УДЕГЕЙЦЫ.

13. УЛЬЧИ.

14. ЮКАГИРЫ.