Смекни!
smekni.com

Национальный и религиозный состав населения России (стр. 4 из 5)

Необустроенность границ и нелегалы в России: не связаны ли эти два явления? Вот что говорит об этом советник мэра Москвы Константин Затулин.

К.Затулин: Безусловно, связаны. В ФПС долгое время торжествовала доктрина, согласно которой мы должны охранять выдвинутые вперед рубежи СНГ, бывшую границу СССР. Военное присутствие в Таджикистане или Армении, конечно, - дело нужное, но при этом оказалась совершенно открыта наша собственная граница с бывшими братскими республиками.

Резкий спад экономики, вооруженные конфликты привели к тому, что миллионы людей из этих государств, хлынули в Россию (из Азербайджана, например, уехало более 20 % населения). А что с ними делать в России никто не знает. Никакой серьезной миграционной политики в России не было, да, по сути, до сих пор нет. У нас демографическая катастрофа, людские ресурсы нужны стране. Но надо четко представлять, сколько людей нужно, кто нужен, а главное – где они нужны. Ведь целые регионы сегодня просто опустошены. А мигранты стремятся туда, где рынок труда и так переполнен, прежде всего в Москву. В результате резко ухудшается криминогенная обстановка: количество преступлений, совершенных иностранцами, за 10 лет выросло втрое. В столице растет напряженность, отторжение, связанное с наплывом мигрантов.

Так где же выход?

Меры должны приниматься в первую очередь на федеральном уровне. Тем более, что не только милиция, но миграционная служба и служба трудоустройства теперь выведены из под прямого подчинения московских властей (считаю, что это было непродуманное решение). Незаконных, нежелательных мигрантов следует возвращать на родину. В отношении же тех, кому мы открываем дверь (в первую очередь это наши соотечественники), должна быть выстроена целостная миграционная политика. Переселенцев надо ориентировать туда, где в них есть потребность, в том числе через дифференциацию по регионам условий предоставления вида на жительство, создание им возможностей для обустройства.

* Проблема миграции в Москву.

Что касается собственно Москвы, то необходимо подтвердить правомерность всех тех решений, которые в свое время принимались мэром и правительством города, и которые вызывали жесткое неприятие со стороны некоторых правозащитников. Имеется в виду наличие в Москве специальных норм регистрации. У нас, конечно, в этом отношении очень либеральная Конституция, но надо смотреть в лицо реальности: сегодня в столице каждый десятый человек фактически находится на нелегальном положении.

Свою роль должна сыграть работа московского правительства с национальными общинами. Москва – интернациональный город, и она не должна потерять это свое качество. Но внутри Москвы не должны существенным образом нарушаться пропорции сложившегося этнического баланса. Я полагаю, представители национальных общин, традиционно живущие в Москве, согласятся с таким подходом. Ведь мы сплошь и рядом сталкиваемся с тем, что преступления совершают одни «гости столицы», а страдают от возникающего протестного настроения совершенно другие люди, зачастую коренные москвичи.

** Причины международной миграции рабочей силы.

Массовая миграция стала одним из характерных явлений жизни мирового сообщества второй половины ХХ века. Международная (внешняя) миграция существует в разных формах: трудовой, семейной, рекреационной, туристической и др. Международный рынок рабочей силы охватывает разнонаправленные потоки трудовых ресурсов, пересекающих национальные границы. Международный рынок труда объединяет национальные и региональные рынки рабочей силы. Международный рынок труда существует в форме трудовой миграции.

На начало 1995 г. в мире насчитывалось более 35 млн. трудящихся-мигрантов против 3,2 млн. в 1960 г. Если считать, что на каждого трудящегося-мигранта приходится 3 иждивенца, то численность мигрирующего населения в середине 90-х годов превышает 100 млн. человек. Международный рынок рабочей силы существует наряду с другими мировыми рынками: например, товаров и услуг, капитала. Рабочая сила, перемещаясь из одной страны в другую, предлагает себя в качестве товара, осуществляет международную трудовую миграцию.

Причинами миграции рабочей силы являются факторы как экономического, так и неэкономического характера. К причинам неэкономического типа относятся: политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и др.

Причины экономического характера кроются в различном экономическом уровне развития отдельных стран. Рабочая сила перемещается из стран с низким уровнем жизни в страны с более высоким уровнем. Объективно возможность миграции появляется вследствие национальных различий в условиях заработной платы.

Существенным экономическим фактором, определяющим миграцию рабочей силы, является наличие органической безработицы в некоторых странах, прежде всего, слабо развитых. Важным фактором международной трудовой миграции является вывоз капитала, функционирования международных корпораций. Транснациональные корпорации способствуют соединению рабочей силы с капиталом, осуществляя либо движение рабочей силы к капиталу, либо перемещают свой капитал в трудоизбыточные регионы.

Развитие средств транспортной связи, в свою очередь, способствует существенному развитию международной трудовой миграции.

Основу миграционных потоков составляют рабочие, в меньшей степени, служащие.

Международная трудовая миграция поначалу возникает как стихийное явление, но постепенно государство охватывает ее своим регулированием. Вместе с тем до последнего времени в международной трудовой миграции сохраняется значительный элемент рыночной стихии.

После 2-й мировой войны отмечают три новых потока в миграции рабочей силы в США. Во-первых, это "утечка умов", устойчивый поток высококвалифицированных специалистов и членов их семей в Северную Америку. Во-вторых, потоки беженцев из Венгрии (1956 г.) и из Вьетнама (1974-1975 гг.). В-третьих, самым крупным потоком этого периода является наплыв рабочей силы из Мексики и стран Карибского бассейна.

Если в первых двух случаях причины были главным образом политические, переселенческие, то в последнем случае - чисто экономические.

4. Религиозный состав.

В России из 145 млн. человек, население России состоит из 160 национальностей, следовательно, такое «пёстрое» население будет исповедовать не одну религию. Так и есть, россияне исповедуют почти мировые религии, но наиболее массовые это, конечно же, три мировые:

Христианство

Ислам

Буддизм

…около 30 млн. исповедуют ислам, что составляет 20%. Большая часть около 70 % россиян исповедует христианство, а если говорить более конкретно, – православие.

Более 60 % жителей России считают себя верующими. Это показал опрос независимого исследовательского центра РОМИР, результаты которого предоставлены ИТАР-ТАСС.

Согласно опросу, 60,1 % россиян исповедуют ту или иную религию, а 26,9 % опрошенных людей считают себя неверующими. Убежденных атеистов среди жителей России, согласно данным опроса, 4,4 %, а 8,6 % граждан затруднились ответить на данный вопрос.

По мнению 55 % участников опроса, религия дает адекватные ответы по проблемам морали и нравственности. Не согласны с таким утверждением 23 % граждан, а 22 % россиян затруднились дать ответ на вопрос.

Менее всего россияне склонны искать в религии ответы на вопросы о социальных проблемах, стоящих перед Россией. Только 17,7 % респондентов полагают, что религия может предоставить такую возможность. Не считают таким образом 53, 1 % опрошенных, а 29,2 % россиян затруднились с ответом.

Следует ли совершать религиозную службу при рождении? Да, считают 67 % граждан, а 22,4 % опрошенных с ними не согласны. Затруднились с ответом 13,5 % россиян. 46,3 % опрошенных считают, что при заключении брака следует совершать обряд венчания. Не важным является венчание для 40, 2 % граждан; затруднились с ответом 13,5 % опрошенных. Отпевание считают важным 69,2 % респондентов, а для 18,6 % граждан совершение этой службы не важно. 12,2 % граждан затруднились ответить на данный вопрос.

5. Религиозная проблематика.

Наличие большого количества религий в стране делает возможным существование различных конфликтов на религиозной почве. Рассмотрим некоторые из них:

* Конфликты на религиозной почве.

Не так давно в Интернете была опубликована статья, свидетельствующая о конфликте на религиозной почве в городе Ульяновске. Дело в том, что Церковь евангельских христиан «Свет Евангелия» решила просветить ульяновцев в религиозном плане и с этой целью организовала в городе праздник, церковь обратилась в мэрию, и разрешение было получено, однако решение городских властей вызвало гневную реакцию со стороны Православной церкви. Архиепископ Прокл назвал представителей «Света Евангелия» «обыкновенными сектантами и баптистами-раскольниками».

Чем вызван гнев официальной церкви не понятно. Тем не менее, можно констатировать: ранее к проповедникам здесь относились терпимей.

Также в стране присутствуют и некоторые «вероисповедательные» общества, борющиеся за звание религии.

Приверженцы мировых религий не всегда благосклонны к таким «малочисленным» или «новым» верованиям, называя их сектами, а верующих сектантами.

Одним из таких верований является (думаю, можно сказать) скандально известное «Общество сознания Кришны».

** Кришнаитский храм (позиция мера<=>позиция депутатов).

Ветхое здание на Хорошевском шоссе, в котором сейчас размещается Центр Общества сознания Кришны, было предоставлено этой организации в 1990 г. как временное и земельный участок под строительство не выделялся 13 лет.