Смекни!
smekni.com

Непал (стр. 10 из 13)

Кроме того, возникли предприятия цементной, табачной, деревообрабаты­вающей, бумажной, стекольной про­мышленности. Машиностроение имеет очень скромные масштабы. Первенец этой отрасли — завод простейших сельскохозяйственных орудий в Бирганджс, который затем приступил к выпуску и других несложных машин.

В 80-е годы важнейшей отраслью про­мышленности стало ковроткачество. Произошло это неожиданно и вот при каких обстоятельствах.

Сугубо кустарным изготовлением ковров в Непале занимались издавна, только прибывшие в Непал в конце 50-х годов тибетские беженцы сумели превратить ковроткачество в массовую индустрию. Изготовляемые вручную ковры, удов­летворяя самому взыскательному вку­су западного потребителя, стали пользо­ваться огромным спросом в Европе. В результате небольшие фабрики и ма­стерские стали расти как грибы после дождя. Каждое шестое предприятие в стране - ковроткацкое! Объемы экспор­та почти ежегодно удваивались, и Не­пал превратился в четвертого в мире производителя ковров, успешно конку­рируя с Турцией, Ираном и Индией.

Развитию этого исключительно трудо­емкого производства в Непале благо­приятствовало изобилие дешевой рабо­чей силы. Сырье же, материалы и обо­рудование - все это привозное. Шерсть -новозеландская и тибетская (в составе пряжи 80% новозеландской шерсти и 20% тибетской), красители - из Германии и Швейцарии, хлопковая нить для канвы из Индии. Обратите внимание, что, не­смотря на неплохие для горного овцевод­ства природные условия, шерсти необ­ходимого качества в Непале нет.

Свыше 90% производства сосредо­точено в долине Катманду. При этом многие весьма значительные фабрики не зарегистрированы в качестве тако­вых: будучи распололожены не в от­дельных зданиях, а в подвалах домов, они считаются лишь ремесленными ма­стерскими. В ковровом производстве, по официальным данным, трудятся 55 — 65 тыс. чел., но реальная чис­ленность занятых как минимум вдвое больше (оценки варьируют от 100 до 300 тыс.). Основная масса работни­ков - это не жители долины Катман­ду, а мигранты (преимущественно из горных деревень Северного Непала). Ковроткачеством занимаются женщи­ны и (нелегально) дети. На рабочем месте, часто в подвальных помещени­ях с плохой вентиляцией они прово­дят 12, а то и 14 часов. Порой они там же и ночуют.

Исторически промышленность в Не­пале начала развиваться не в столице, не в центральной части страны, а на южной окраине, у границы с Индией. Предприятия создавались индийскими предпринимателями в пограничных го­родах, в нескольких километрах от ко­торых проходили индийские железные дороги. Сырье было местным (лес, джут, сахарный тростник). Лишь пос­ле строительства шоссейных дорог, свя­завших столицу с другими районами, стали создаваться промышленные пред­приятия в Катманду. Столичные функ­ции благоприятствовали превращению Катманду и в крупнейший промышлен­ный центр страны.

Южнее Катманду сформировался еще один промышленный центр - Хе-тауда. Он расположен к югу от столи­цы, на шоссе Катманду - Биргандж, у южной оконечности канатной дороги, ведущей в Катманду. Положение у стан­ции канатной дороги способствовало возникновению там деревообрабатыва­ющих фабрик (работают на местном лесном сырье), цементного, стекольно­го, мыловаренного, пивоваренного за­водов, текстильной и табачной фабрик.

Транспорт. Транспортная инфра­структура - самое слабое звено в хо­зяйстве Ненала. До середины XX в. в Непале не было ни единой автодоро­ги, которая бы связывала тераи и сто­лицу страны. Лишь в 1956 г. Катманду был соединен шоссейной дорогой "Триб-хуван раджпатх" с южными районами страны и с Индией. В 60-е и 70-е годы были построены автомобильные шоссе из Катманду на север к Кодари, у гра­ницы с Китаем ("Арнико-раджмарг"), на запад - к городу Покхара ("Притх-ви раджмарг"), а оттуда на юг - в Су-наули (Западные тераи).

Большинство дорог Непала следует с севера на юг вдоль речных долин. От­сутствие широтных дорог отрицатель­но сказывалось на хозяйственных свя­зях с западом страны, куда добраться можно было лишь кружным путем -через территорию Индии. Поэтому та­кую важную роль должна сыграть ши­ротная магистраль Восток - Запад, на­званная "Махендра раджпатх" длиной свыше 1100 км. Прокладка ее западно­го участка близится к завершению.

Железнодорожный транспорт не иг­рает сколько-нибудь существенной роли. В тераях имеются две небольших узкоколейки. Зато исключительно важ­на канатная грузовая дорога между Хе-таудой и Катманду через хребет Ма-хабхарат. Она ускоряет доставку гру­зов в столицу, так как шоссейная доро­га "Трибхуван раджиатх" петляет по крутым склонам, что вдвое удлиняет путь.

В такой континентальной и гористой стране, как Непал, крайне важную роль играет авиационный транспорт. Меж­дународный аэропорт Катманду связы­вает Непал с почти двумя десятками аэропортов мира. Национальная авиа­компания "Ройял Непал Эрлайнз" об­служивает как международные, так и внутренние линии. В последнее время появилось и несколько частных авиа­компаний. Аэродромы имеются в 44 округах Непала. Не имея выхода к морю, Непал вы­нужден пользоваться причалами в ин­дийских портах Калькутта и Хальдия (в соответствии с договором о торгов­ле и транзите). От Калькутты до ин­дийско-непальской границы у Бират-нагара 1150 км по железной дороге. Транзит грузов через Индию занима­ет от 3 до 8 дней. В 1997 г. заключен важный договор с Бангладеш о пользовании услугами его морского порта.

Внешняя торговля. Характерная черта внешней торговли Непала - очень круп­ный торговый дефицит. Непалу приходит­ся очень многие товары (прежде всего неф­тепродукты, машины и оборудование) за­купать за границей, поскольку в стране они просто не производятся. К примеру, в 1994/95 г. объем экспорта составлял 18 млрд рупий, а импорт - 66 млрд рупий!

Возможности экспорта у страны очень ограниченные: не так много товаров Непал может продать на мировом рын­ке. Экспортная статья № 1 - ковры ручной работы. Доля гималайского ко­ролевства на мировом рынке ковров достигла 10%. Второй по значимости статьей экспорта является готовая одеж­да. Другие важные статьи экспорта: шкуры и кожа, джут и джутовые изде­лия, бобовые, полиэстеровая пряжа. Главным внешнеторговым партнером Непала была и остается Индия. Непал в очень сильной мере зависит от своего южного соседа-гиганта. Дело не толь­ко в том, что из Индии Непал импор­тирует больше товаров, чем из.какой-либо другой страны. Практически все внешнеторговые грузы Непала прохо­дят транзитом через Индию. А вот наи­большие объемы экспорта ныне идут не в Индию, а в США и Германию. Имен­но в Германии непальские ковры пользуются особенным успехом (80% всего экспорта ковров направляется в Германию); во всех крупнейших немец­ких городах успешно работают специа­лизированные магазины по продаже непальских ковров.

Пока нельзя сказать, что у Непала есть устоявшаяся экспортная специализация. При отсутствии крупных залежей полез­ных ископаемых Непал с огромными трудностями пытается найти свою нишу на мировых товарных рынках. Отсюда попытки вывозить в небольших количе­ствах такие экзотические предметы, как тигровая и змеиная кожа, павлинье перо, мумие, лекарственные травы, пряности. В последнее время непальские бизнес­мены обратили свой взор на цветы, про­израстающие в Гималаях, памятуя о том, что торговля цветами в ряде стран мира стала весьма выгодной экспортной от­раслью. Иностранный туризм. Туристический бизнес в Непале рассматривают как одну из наиболее перспективных отрас­лей национальной экономики. В пери­од правления режима Рана доступ в Непал имели только лишь граждане Индии, и то по особому разрешению. При этом индийцам позволялось посе­тить религиозные места долины Кат­манду, в частности храм Пашупатинатх, всего один раз в год - во время празд­ников Шива-ратри.

Развитие иностранного туризма нача­лось с большим опозданием - практи­чески с конца 60-х годов.

Начало массовому туризму в Непал положили, как ни странно, хиппи. На рубеже 60-х - 70-х годов молодежь, пре­сытившаяся западной цивилизацией и порвавшая с ее нормами, облюбовала ночему-то именно гималайское королев­ство, посчитав его, наверное, "послед­ним убежищем естественного образа Жизни". Так появились целые колонии хиппи, особенно в долине Катманду.

Почему именно Непал приглянулся хиппи более всего? Во-первых, удален­ность, близость к нетронутой природе и восточная экзотика. Во-вторых, теп­лый климат - летом здесь можно ноче­вать под открытым небом, а зимой не­трудно снять какой-нибудь домишко. В-третьих, дешевизна жизни. Ну и на­конец, в-четвертых (а может, и во-первых), простота и легкость в приобрете­нии наркотиков, ведь растения, из ко­торых их получают, тут же и произра­стают. Хиппи из Америки и Европы быстро нашли общий язык с непаль­скими садху, которые днем бродяжни­чали, а ночевали у храмов Шивы и на досуге курили гашиш (ведь сам Шива, как считают, употреблял дурманящие травы - дхатуро и гашиш).

Непал, к счастью, не принадлежит к центрам производства наркотиков, и выращивание марихуаны здесь запреще­но законом. Однако кусты дикой коноп­ли вырастают на горных склонах и на полях как сорняк. Если растереть цве­ток коноплина ладони, то оставшийся на ней липкий сок и есть сырой гашиш.

Поначалу в Непале обрадовались при­току хиппи - ведь это валюта, но затем, когда проявились неприглядные сторо­ны поведения хиппи (праздный образ жизни, пристрастие к наркотикам), не знали, как выдворить их из страны. К настоящему времени экстравагантных хиппи вытеснили нормальные туристы.

Основные туристические районы -долина Катманду (в центре), долина Покхары (к западу от нее), нацио­нальные парки Читван (на юге стра­ны) и Сагарматха (на севере). В по­следнее время туристы все больше на­чали посещать и место рождения Буд­ды - Лумбини. С Покхарой и Читваном налажена регулярная авиасвязь. Непал привлекает историко-архитектурными памятниками, своеобразной культурой, возможностями горных походов и восхождений. Треккинг (пе­шие походы по горным тронам) по­лучил в последнее время большую по­пулярность, а районы Солу-Кхумбу, Ламтанг, Хеламбу, Аннапурна призна­ны идеальными местами для таких по­ходов. Для жителей же отдаленных деревень Непала приток туристов - это возможность неплохого заработка.