В 1995 г. число иностранных туристов (не считая индийских) достигло 334 тыс. человек. Валютные поступления от туризма ныне сопоставимы с поступлениями от экспорта Непалом своих товаров. Иностранцы платят не только за сервис - для участия в пеших горных походах и восхождениях требуется приобрести лицензию от непальских властей. Нынешний 1998 Г. объявлен в Непале Годом гостей. Его девиз заимствован из старинного изречения "Гость подобен божеству". Ожидается, что Непал посетит до полумиллиона иностранных туристов. Гостиничный бизнес развивается бурно - существуют 700 турфирм, оказывающих различные услуги иностранным туристам, 520 гостиниц, которые могут одновременно принять 22 тыс. человек.
Увеличение туристического потока в Непал сопряжено с ухудшением состояния природной среды. Плохое качество воздуха в Катманду из-за автомобильных выхлопов в условиях слабого продувания долины может уменьшить привлекательность Непала как центра туризма.
ВНУТРЕННИЕ РАЗЛИЧИЯ И РАЙОНЫ
В пределах страны довольно четко выделяются три основные широтные зоны, различающиеся по природным условиям, экономике, этническому составу и культуре - Южный, Средний и Северный Непал. Это природно-хозяйственные зоны. Официальная же статистика исходит из пяти выделенных экономических районов (так называемых "районов развития"). Определены эти пять районов развития не по широтному, а скорее по меридиональному принципу.
ЮЖНЫЙ НЕПАЛ
Это узкая равнинная полоса тераев и внутренних тераев, разделенных горами Сивалик. Здесь на плоской равнине сосредоточено 70% всех обрабатываемых земель страны, это житница Непала, где собирают два-три урожая в год. Летом выращиваются наиболее теплолюбивые культуры - рис, джут, сахарный тростник, зимой - ячмень, гречиху, просо, горчицу, табак. В относительно более сухих Западных тераях сеют главным образом кукурузу (летом), пшеницу и ячмень (зимой). Тераи - единственный район страны, имеющий излишки зерна. Отсюда рис направляется в глубинные районы Непала, а также на экспорт в Индию. Много здесь и разнообразных фруктов — манго, папайя, бананы, апельсины, мандарины, лимоны, но садоводство не имеет товарного значения.
В силу благоприятных условий для сельскохозяйственного производства Южный Непал - самая густонаселенная из трех зон страны. А ведь до середины XIX в. тераи были безлюдными и почти сплошь покрыты джунглями! Только племена тхару жили в этих краях с давних пор. Заселению тераев мешала свирепствовавшая в здешних болотистых местах малярия. Освоению тераев косвенно способствовало железнодорожное строительство в Индии: началась рубка сала, древесина которого шла на изготовление шпал.
Деревни располагаются, как правило, на более высоких участках, куда не достигают воды бурных в муссонный период рек. Сельские дома стоят компактно. Поскольку здесь даже зимой тепло, строения обычно делают легкими, глинобитными.
В Южном Непале много городов. Они протянулись цепочкой вдоль непало-индийской границы. Исторически эти города формировались как транзитные перевалочные пункты для торговли с Индией. Наиболее крупные из них - Биратнагар, Джанакпур, Биргандж -в 60-е годы обзавелись значительной промышленностью и стали важными промышленными центрами.
Лежащий на востоке тераев Биратнагар имеет целый ряд значительных промышленных предприятий (сахарный завод, текстильные, деревоперерабатывающие фабрики). Только здесь выпускаются джутовые изделия (идут на индийский рынок). В Джанакпуре находится большая сигаретная фабрика, в Биргандже — сахарный завод (оба эти предприятия были построены с помощью нашей страны). Южнонепальские города довольно похожи друг на друга и на города соседней Индии. Образ жизни, быт жителей тераев скорее североиндийские, чем у жителей долины Катманду - сердца Непала. Да и население здесь в основном индоарийского происхождения. Коренными жителями тераев считается народность тхару. По облику тхару — монголоиды, но вот парадокс — говорят они на индоевропейских языках (майтхили, бходжпури, авадхи).
СРЕДНИЙ НЕПАЛ
Средний Непал охватывает межгорную депрессию, обрамленную хребтом Махабхарат. на юге и Большим Гималайским хребтом на севере. Условно можно считать эту полосу низко- и сред-негорьями. Как раз здесь складывалась непальская нация и происходили важнейшие события истории Непала. Это главная полоса расселения, но население в ней размещено исключительно "пятнисто", сосредоточиваясь в межгорных котловинах.
Это район расселения тибето-гималай-ских народностей и основной ареал, где живут носители языка непали. Населенные пункты расположены в долинах рек и на пологих горных склонах. В целях экономии места в долинах дома строят в два-три этажа и ставят вплотную друг к другу. Это особенно характерно для селений неваров.
Сельское хозяйство в межгорных долинах имеет более интенсивный характер, чем в других районах. Урожайность основной зерновой культуры -риса - самая высокая в стране. Вторая но значению зерновая культура - кукуруза. На горных склонах земледелие затруднено; склоны приходится искусственно террасировать. Террасы узки, что затрудняет использование рабочего скота для обработки почвы. Пропахав одну террасу, животное "перепрыгивает" на нижележащей поле и про-должает там тянуть плуг.
С поднятием в горы климат долин меняется на умеренный. В горной части выращивают в основном ячмень, гречиху, горные сорта суходольного риса (при этом семена приходится заранее проращивать дома).
В Среднем Непале выделяются две главные горные котловины - долины Катманду и Покхары.
Долина Катманду. Это крупнейшая долина Среднего Непала, где городских жителей больше, чем сельских. Здесь находятся столица страны Катманду и два других болыиих по непальским меркам города - Лалитпур (Патан) и Бхактапур (Бхадгаон). Два первых из них, разделенные рекой Багма-ти, почти слились, а третий лежит от них всего в 12 км (к востоку) и соединен с Катманду троллейбусной линией. Все города (особенно Лалитпур) -древние: Катманду был основан в 720 г., Лалитиур - в 299 г., в Бхакта-нур - в 889 г.
Лалитпур и Бхактапур имели в течение трех веков равный статус с Катманду - ведь все они были столицами княжеств от того времени, когда король Якша Малла в XV в. разделил свое владение между тремя сыновьями и вплоть до завоевания долины Притхви Нараян Шахом и образования централизованного государства со столицей Катманду. В центре каждого из городов находится площадь (дарбар), которую окаймляют старинные храмы и дворцы правителей из династии Малла. Катманду в отличие от городов-соседей разросся очень сильно, вышел далеко за пределы своего исторического ядра. Историческое ядро обросло
кварталами современных домов, кинотеатрами, универмагами, гостиницами. Но в центре столицы сохраняется зеленая "отдушина" - огромная незастроенная территория Тундикхел, вытянутая с севера на юг на 2 км при ширине 0,5 км. Это место парадов, национальных торжеств, красочных фестивалей, спортивных праздников. Северная часть этой территории (место народных гуляний) называется Ратна-парк. В восточной части площади в роскошном дворце из 1600 комнат Синха-Дарбар ("Дворец льва"), служившем резиденцией премьер-министров из семейства Рана, размещаются некоторые министерства. На юге Тундикхела расположен стадион и спортивный комплекс.
Тундикхел замыкает с запада старую часть города. В полукилометре от нее находится дворцовая площадь Хануман-дхока, где расположен старый королевский дворец, храм Таледжу (1549 г.), дворец богини Кумари и храм Каста-мандан (буквальный перевод - "Деревянное здание"). Этот храм, согласно легенде, был выстроен из одного-един-ственного огромного дерева. От слова Кастамандап происходит и название непальской столицы — Катманду.
Соседний с Катманду Лалитпур называют "городом искусств", "архитектурной жемчужиной" Непала. Не случайно, на санскрите Лалитиур означает "Очаровательный город".
Это поистине музей под открытым небом. Особо знамениты два памятника средневековой архитектуры - индуистский храм Кришна-Мандир и буддийский храм Махабодха. Эти храмы относятся к типу шикхары, т. с. имеют вид сужающейся к вершине башни. Шикхара переводится как "вершина" и символизирует в индуизме мифическую гору Меру. В отличие от пагод, в основном строившихся из дерена, шик-хары — каменные. На каменных стенах Кришна-Мандира высечены сцены из эпосов Рамаяна и Махабхарата. Храм Махабодхи, относящийся к XIV в., знаменит тем, что облицован тысячами терракотовых пластинок с изображением Будды. Землетрясение 1934 г. сильно разрушило храм, но его сумели восстановить в точном соответствии с сохранившимися планами. Это говорит о том, что традиционное храмовое искусство не умерло.
Считается, что самые искусные непальские мастера работали и сейчас работают именно в этом городе. Их искусство продолжает и нынешнее поколение лалитиурских умельцев. В промышленной зоне города расположены мастерские резчиков по дереву и слоновой кости, металлистов, ткачей.
В отличие от Катманду и сросшегося с ним Лалитнура Бхактапур ("Город благочестивых") выглядит провинциально и тихо. Извилистые улицы террасами спускаются с холмов. Здесь немного улиц, по которым может проехать машина. В Бхактуануре туристов привлекает своей поразительной целостностью Дворцовая площадь, которой три века.