На ней, кроме пагод, стоит дворец, названный Пятидесятипятиоконным. У него действительно 55 окон поразительной красоты. На каждом окне рисунок резьбы свой, неповторяющийся. Этот дворец, построенный в XVII в., принадлежит к архитектурным шедеврам мирового значения. Гигантскими размерами и восхитительной пропорциональностью отличается и более молодой (начало XVIII в.) храм Ньята-пола. Эта пятиярусная деревянная пагода покоится также на пятиярусном, но каменном, цоколе. В храм нужно подниматься по величественной и очень крутой лестнице с парными фигурами стражей - богатырей, слонов, львов, грифонов и мифических существ по обеим ее сторонам. Каждая вышестоящая фигура считается вдвое сильнее, нежели располагающаяся ниже.
Долина Покхары. Долина расположена между хребтом Махабхарат и Большими Гималаями на высоте 800 м над уровнем моря. По площади она гораздо меньше долины Катманду. Соединение долины Покхары со столицей страны хорошей асфальтированной дорогой придало ей новый импульс развития. В частности, это касается туристского бизнеса. Поскольку эта долина лежит ниже долины Катманду, то здесь гораздо теплее зимой. Вообще в долине Покхары особый микроклимат; это самое влажное место в стране, поскольку муссонные ветры с юго-востока, упершись в стену Аннапурны, оставляют здесь влагу. Населяют долину преимущественно невары и тхакали. Невары были приглашены сюда местными правителями в конце XVIII в. в надежде, что те смогут наладить в этом крае торговлю. И невары оправдали эти надежды.
Долина Покхары славится своими озерами, особенно озером Пхева-Таль -самым крупным и живописным в этой долине. На зеркальной глади этого окруженного зеленым лесом озера отражаются заснеженные вершины гор, в том числе Манхапучхре (буквально -"Рыбий хвост") и длинная зубчатая стена Аннапурны (что означает "Дающая плодородие"). В последнее время вокруг озера появились гостиницы; иностранных туристов привлекают восхитительные пейзажи с гигантскими горами, неповторимые деревушки среди почти девственной природы. В закрытой горами долине Покхары - влажные субтропики и самые лучшие в Непале мандариновые сады.
Горная часть Среднего Непала. Горные склоны Среднего Непала населены несравнимо реже, нежели долины. Среди народностей Среднего Непала выделяются своей численностью тибето-бирманские народы - таманги, ма-гары и гурунги, раи, лимбу и другие.
Таманги живут вокруг долины Катманду. Слово "тамаиг" в переводе с тибетского означает "продавец лошади". И по сию пору в основном таманги ухаживают за лошадьми при дворе короля. Магары и гурунги, живущие к западу от долины Катманду, а также рат и лимбу, живущие к востоку от нес, издавна поставляли солдат в английскую армию, где они были известны под именем "гуркхи" (от названия княжества Горкха). Рекрутируются в армию они и сейчас (в британские, индийские вооруженные силы), но уже гораздо реже. Прослужив 15 -20 лет за границей, солдаты возвращаются домой с деньгами. Впрочем, военная служба - все-таки промысел меньшинства; в основной своей массе эти этнические группы заняты в сельском хозяйстве.
СЕВЕРНЫЙ НЕПАЛ
Это высокогорная часть страны, охватывающая непальскую часть Большого Гималайского хребта и небольшой участок расположенной севернее его области Бхот. У Северного Непала много общего с Тибетом. Обитающие здесь народы — бхотия, шерпы, тхакали - в средние века прибыли сюда из Тибета.
Горцы живут в небольших деревнях. Плосковерхие дома обычно стоят компактно, вплотную один к другому, чтобы ослабить обдувание пронзительными ветрами. Короткое холодное лето позволяет выращивать в высокогорье (да и то до высоты 3500 - 4000 м) лишь неприхотливые культуры - овес, ячмень, картофель. Из-за ограниченных возможностей земледелия главным занятием жителей служит пастбищное скотоводство — разведение яков, цзо (гибрид яка и коровы), овец. Однако и оно не в состоянии прокормить местное население.
Немалая часть жителей поэтому издавна занималась посреднической торговлей между Непалом и Тибетом. С непальской стороны ею прежде всего занимался небольшой народ тхакали, использовавший свое положение на удобном караванном пути. В Непал они доставляли из Тибета шерсть, а главное — соль (на это они имели монопольное право, предоставленное им непальским правительством). В обратную же сторону из Непала в Тибет они везли рис, пшеницу, сахар, кустарные изде: лия. Главный перевалочный пункт торговли - поселок Тукуча, что означает буквально "место, где торгуют солью".
Освободившись от уборки урожая, многие тхакали спешат отправиться в крупные города Юго-Восточной Азии по торговому делу. Многие тхакали вместе с магарами, гурунгами, раи охотно шли на военную службу в бригады гуркхов.
Шерпы живут в основном на склоне Сагарматхи на высоте 3400 -4400 м. Они занимаются скотоводством и отчасти посреднической торговлей. Однако торговая жилка у шерпов не так развита, как у тхакали. В последние десятилетия шерпы принялись добывать средства к существованию другим путем - сопровождая иностранные альпинистские экспедиции в качестве проводников и носилыциков. Южный склон Сагарматхи становится все более привлекательным для туристов и альпинистов, которых доставляют теперь сюда воздушным путем. Возможности заработать на обслуживании туристов возросли. Эта работа, впрочем, сезонная, поэтому на зиму многие шерпы спускаются в поисках заработка в более южные районы страны, а также в Индию. Шерпы примечательны еще и тем, что это единственная народность Непала, которая практикует многомужество. Два брата берут одну жену на двоих (это предохраняет семью от имущественного дробления). Однако в последнее время подобная практика становится уже анахронизмом.
СТРУКТУРА ГОРОДОВ ДОЛИНЫ КАТМАНДУ
И для индуизма, и для буддизма очень характерно представление о четырех-частной организации мира. Эти представления нашли отражение не только в структуре храмов, но и в композиции городов, а также населенных пунктов долины Катманду.
Окруженная с четырех сторон горами Большая Долина Непала (сейчас чаше всего ее именуют долиной Катманду) в священных книгах индуистов и буддистов называется Непалмандала и изображается в виде мандалы. Согласно легендам, в те далекие времена, когда эта долина якобы еше была покрыта водой, четверо болхисатв (праведников, находящихся на пути к просветлению) посещали это священное озеро. Они останавливались на возвышенных местах вокруг этого водоема, образуя как бы круг в пространстве и времени. В центре озера неожиданно появился четырехлепестковый лотос, и в центре лотоса засверкал Сваямбху (букв, саморожленный) - божество в виле яркого света. Один из бодхисатв разрубил гору и выпустил воду из озера. На месте озера появилась плодороднейшая долина, окруженная с четырех сторон горами. В центре же долины оказался холм, на котором блистал светом Сваямбху на лотосе. Впоследствии на этом холме воздвигли огромную буддийскую ступу Сваямбхунатх. Ступа в центре долины и священные горы с четырех сторон символизируют "дхармачакра" - "колесо закона".
Сама природа придала долине Катманду форму круга, и выход к внешнему миру происходит через четыре основных горных перевала. Вокруг этой долины с четырех сторон света расположены по четыре храма каждому из главных богов индуистского пантеона - Вишну, Ганеше и другим. Кроме того, в восьми углах долины на берегах рек расположены восемь святых мест в честь богинь-прародительниц (такая восьмерка называется Аштаматрика) и также восемь божеств-хранителей (бхайрав). Число 8 кратно 4, а четверка - одна из главных мифопоэтических констант, упорядочивающих мироздание как у индуистов, так и буддистов (Будда стал просветленным на четвертый день, благородных истин в буддизме -четыре, путь, ведущий к освобождению от страдания, восьмеричен, правильное направление мысли имеет четыре ступени).
Таким образом, расположение святых мест в долине Катманду не случайное, а строго соответствует индуистским и буддийским представлениям о строении Вселенной.
Примечательно, что не только храмы, но и города в долине Катманду построены по принципу мандалы (или дхармачакры).
В Лалитпуре (Патане) в центре города находится главная ступа (Ашокаступа), а на севере, юге, западе и востоке - ступы в честь четырех эпох. Вдобавок вокруг Лалитпура также строго по восьми румбам расположены места почитания восьми богинь индуистского пантеона.
Другой город долины - Бхактапур - имеет форму восьмиугольника, и в восьми его ключевых точках расположены места поклонения восьми богиням.
Точно так же в центре непальской столицы Катманду был воздвигнут храм Кантишвара (отсюда и второе название столицы - Кантипур, то есть "Город Кантишвара"), а вокруг города расположились святые места в честь восьми уже знакомых нам главных богинь.
РОССИЙСКО-НЕПАЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Российско-непальским связям уже более 120 лет. Заложил основы отношениям дружбы, взаимопонимания и обоюдного доверия между народами России и Непала известный российский востоковед, знаток санскрита и буддизма, профессор Иван Павлович Минаев. Он был первым из русских, кто ступил на землю Непала. Произошло это в 1875 г.. Российский ученый был принят тогдашним королем Непала Сурендрой Бикрамом Шахом. И.П. Минаев позднее писал, что Непал - превосходный пример гармонического соединения двух великих культур и традиций - индуизма и буддизма. Именно благодаря научным публикациям Минаева в России узнали о народе и культуре Непала.