Восхождение на Эверест и другие восьмитысячники затрудняют помимо прочего очень низкие температуры на больших высотах, ураганный ветер (более 35 м/с), нехватка кислорода (обязательно требуются кислородные баллоны). Поэтому восхождения стараются приурочить к двум периодам относительно стабильных метеорологических условий: май - июнь (предмуссонный период) и сентябрь - ноябрь (послемуссонный).
Почему трудно этнографам?
Этнический состав. Этническая принадлежность в Непале тесно переплетена с кастовой и отчасти с конфессиональной. Здесь обычно этнические и кастовые группы не различают, а объединяют одним словом - джат. Поэтому "национальности" или "этносы" даже специалистам-этнографам здесь выделить несравненно сложнее, нежели, к примеру, в Европе. Последняя перепись населения Непала, проведенная в 1991 г., зарегистрировала 60 джат, куда попали как эпические группы (народности), так и кастовые группы.
К народностям (таковых 26) отнесены те группы людей, которые имеют свой язык, особые традиции и (главное!) при этом не имеют деления на касты. Эти этнические группы составляют 35,5% населения. Доля непальцев, которые относятся к кастовым группам (их 29) выше - их 56,2% всех жителей. При движении на север значение индуизма и индуистской кастовой системы ослабевает. Поэтому кастовых групп более всего в тераях - 20 из 29, а этнических - в Среднем Непале 11 из 26.
Кроме того, еще четыре небольшие группы выделены не но кастовому и не по этническому признаку, а по религиозному - чурауте (мусульмане, живущие в горных районах), мусульмане, живущие в тераях, марвади (в основном последователи джайнизма) и сикхи. Одна группа выделена но языковому признаку - это говорящие на языке бенгали. 8,2% опрошенного населения не указали свою принадлежность ни по религии, ни по касте, ни по этническому признаку, и поэтому все они попали в группу "прочие".
По территории Непала проходит контактная зона южноевропеоидной и монголоидной рас. Здесь же и граница между индоарийской группой индоевропейских языков и тибето-бирманской группой китайско-тибетской семьи языков.
Наиболее древними обитателями страны принято считать народности тибето-бирманской группы. Это прежде всего кираты (лимбу и раи). Ученые полагают, что они пришли сюда за несколько веков до в. э. из Индокитая, но сами кираты склонны утверждать, что их далекие предки жили на западе. Позднее сюда стали прибывать с запада кхасы, а из Индии - население индо-арийского происхождения. Здесь, на стыке гор и равнин, как раз и происходил процесс смешения народностей и племен, причем порой очень своеобразный. Яркий пример смешения - жители долины Катманду невары, которые совмещают в себе антропологические черты монголоидов и европеоидов.' По языку они относятся к тибето-бирманской группе (правда, с добавлением ин-доарийских элементов), однако антропологически монголоидные черты выражены слабо или вовсе отсутствуют. Ученые расходятся во мнении - откуда пришли невары; одни считают, что они прибыли из южной Индии (с малабар-ского побережья), другие - из северной Индии, третьи - из Китая. Промежуточный характер неваров усиливает их вероисповедание — среди них есть и индуисты, и буддисты. Европеоидный тип, к которому относится более 3/4 населения, распространен в южной и средней частях страны, а по долинам рек он проник далеко на север, но обычно не выше 2000 м. Европеоиды - это прежде всего потомки выходцев из Индии, мигрировавших в Непал с XI в. н. э.
Монголоиды представлены прежде всего чистыми тибетцами - бхотия (от слова "Бхот", что на непали означает "Тибет"), шерпами и тхакали. Они имеют отчетливо монголоидный облик: широкие скулы, узкий разрез глаз, желтый оттенок кожи; они коренасты и ширококостны. Чем дальше на север, тем сильнее монголоидные черты в облике населения.
Кастовая система. Этническая мозаика населения Непала осложняется различением населения по кастовому признаку. Кастовая система, пришедшая вместе с индуизмом, основывается на принципах, учитывающих профессиональное и сословное деление общества. В 1963 г. деление людей но кастовому признаку было отменено законодательно, однако в рельной жизни кастовая система продолжает существовать.
Для индуистов кастовая принадлежность несравненно важнее, чем этническая. Если спросить у непальца-индуиста "Кто вы? К какой этнической группе относитесь?", то услышите в ответ не название этноса, а название касты ("брахман", "чхетри" и т.н.). А вот от жителя среднегорни, скажем, гурунга, магара, таманга, лимбу вы не услышите название касты, он ответит "я гурунг", "я магар" и т.д. Дело в том, что в горной части страны кастовая система сформировалась только у тех народов, что исповедовали индуизм, тогда как у других народов ее нет. Обобщенное название неиндуистов горной части страны - матвали, они употребляют (в ритуальных целях!) алкогольные напитки (типа водки и нива) из риса, сахарного тростника и т. п.
В индуистском обществе в Непале, равно как и в Индии, выделяются, как известно, четыре кастовые варны (группы):
1) брахманы - священнослужители;
2) кшатрии (непальцы произносят "чхетрии") - военные;
3) вайшьи - торговцы, купцы, часть ремесленников;
4) шудры (неприкасаемые) - прислуга (подметальщики, дхоби - прачки, нау - цирюльники и т. п.), часть ремесленников (нами — кузнецы, дамаи -портные, сарки - сапожники, тели -маслобойники и т.п.)
Две последние группы разделяются уже на узкопрофессиональные касты со своей внутренней иерархией.
Материальное положение и иерархия статусов не всегда совпадают. Брахман может быть нищим, тогда как богатый торговец - принадлежать к вайшьям, к всего лишь третьей в иерархии кастовой группе. Однако в целом брахманы и кшатрии представляют наиболее состоятельную часть непальского общества и владеют лучшими сельскохозяйственными землями. Непальская традиция объединяет брахманов и кшатриев под общим названием тагадхари, как носящих нательный священный шнур (на нравом плече) - знак принадлежности к высоким кастам.
Брахманы играют главенствующую роль в религиозной, общественно-политической и духовной жизни страны. Кшатрии же занимают высшее положение во властных структурах, среди них много государственных чиновников и высших военных. Точнее, это относится к верхушке касты кшатриев - тх-
кури и рана. К тхакури принадлежит правящая королевская семья, а к группе рана относилась печально знаменитая династия наследных премьер-министров Рана.
По родовому имени (тхар) непальца, т. е. тому, что примерно соответствует у нас фамилии, легко определяется принадлежность человека к той или иной касте. Приведем пример. Так, один из авторов этих строк, Кришна Пракаш Шрестха, как явствует из его тхара Шрестха, относится к высшей касте среди неваров и исповедует индуизм (буквально же "шрестха" означает "самый лучший").
Языки. В стране существует около 60 языков и диалектов, большинство из которых имеет узкое распространение, а часть находится на грани исчезновения. Языки делятся на две большие группы: индоевропейские и тибето-бирманские. К индоевропейским языкам относится государственный язык непали, имеющий санскритское происхождение. Раньше он назывался кхас-кура, то есть язык кхасов.
Непали - это язык, как у нас говорят, межнационального общения. Ведущее положение он приобрел с тех пор, когда в XVIII в. Непал стал единым государством. Язык непали использует письмо (алфавит) деванагари, распространенное в Индии, и вообще он близок к языкам северной Индии. Кроме Непала, он является языком общения в королевстве Бутан, в Сиккиме, а также в Дарджилинге (Индия). Непали -родной язык для более чем половины всех жителей страны и наиболее распространенный язык в 54 из 75 округов страны. Поэт Бханубхакт Ачарья, автор непальского варианта "Рамаяны" (1814-1868), считается основоположником современного литературного языка непали.
Второе место по численности говорящих на нем занимает язык майтхили; он распространен в тераях и имеет литературную традицию.
Среди тибето-бирманских языков выделяется неварский язык (невари); на нем создана богатая литература. Язык невари имеет свою собственную письменность, хотя и он начал в последнее время пользоваться письмом деванагари. К числу тибето-бирманских языков принадлежат магарский, гурунгский, раи, лимбу, сунвар, таманг и другие (в отличие от неварского языка они не испытали сильного влияния индоевропейских языков).
Новая конституция Непала 1991 г. предоставляет право любому жителю страны получить образование на его родном языке. Радиовещание в Непале ведется на языках многих его народностей.
Динамика и размещение населения.
В Непале живет свыше 22 млн чел. Это столько же, сколько в трех северных странах Европы - Швеции, Финляндии и Норвегии. Но в отличие от экономически развитых стран Европы численность населения в Непале во второй половине XX в. растет быстро -примерно на 2,5% в год; ежегодно в стране прибавляется почти полмиллиона новых жителей. Это результат высокой рождаемости при сократившейся (благодаря развитию здравоохранения) смертности. Впрочем, смертность от инфекционных болезней все еще весьма высокая; сохраняется опасность таких опасных болезней, как холера и малярия. Распространению инфекционных болезней способствует антисанитарное состояние водных источников.