Непальские семьи (в особенности сельские) большие и многодетные. Средняя непальская семья состоит из 6 человек. Очень часто в нее входят не только муж, жена и их дети, но также братья мужа с их семьями, а также незамужние сестры. Большая, состоящая из трех поколений семья - результат сохраняющегося феодального уклада в общественных отношениях. Только многочисленной семьей крестьяне могут добывать средства к существованию.
Выбор супруга (супруги) определяется прежде всего родителями (нередко с помощью свахи). Чрезвычайно важно мнение на сей счет духовного наставника семьи, который сопоставляет гороскопы невесты и жениха. И даже к выбору дня свадьбы подходят очень серьезно. Астролог определяет самый благоприятный для бракосочетания день.
Женятся очень рано. Хотя формально разрешены браки юношей лишь с 18 лет, а девушек с 16, в реальной жизни все еще часты случаи (особенно в деревне) , когда замуж выходят совсем еще девочками (в 10 лет). Ранние браки характерны для индуистов из высоких каст, поскольку считается, что нужно выдать девушку замуж до начала у нее менструации. Поскольку продолжительность жизни невысока, то многие оказываются вдовыми в очень молодом возрасте.
Разводы в семьях, принадлежащих к двум высшим кастам - брахманам и чхетри, редки. Раньше вторично выйти замуж не разрешалось даже вдовам; да что там развод, практиковалось даже самосожжение жен после смерти мужа! Только неварки избежали столь печальной участи — для этого оказалось достаточно придумать маленькую хитрость - обряд ихи. Согласно этому обряду неварку, маленькую девочку, "выдавали замуж" -за... плод дерева бел, считающегося выражением бога Вишну, т. е. их подлинный муж не простой смертный, а божество. Поэтому после смерти своего "земного" мужа, могли выйти замуж за другого земного мужчину, не изменяя своему подлинному супругу - богу Вишну.
Столь же хитроумно у неваров решалась и проблема развода. Неварке, желавшей расторгнуть брак, достаточно вернуть мужу орех дерева бетел (хранившийся у нее как подарок мужа со дня их свадьбы).
В семьях же низких каст, а также у коренных жителей горного Непала на развод всегда смотрели много проще, и даже описанные ухищрения не требовались.
Непал — страна горная, и неудивительно, что расселение вне тераев имеет очаговый характер. О контрастности расселения свидетельствуют показатели плотности населения: в освоенной полосе - тераях - плотность населения составляет 200 чел./км2, а в горных районах - менее 10. Однако с учетом "нагрузки" населения не вообще на территорию, а на сельскохозяйственные угодья окажется, что горные районы с их нехваткой обрабатываемой земли еще перенаселеннее, чем тераи. Особенно плотно заселены в силу благоприятных природных условий небольшие межгорные долины Среднего Непала (рекордная плотность в долине Катманду -свыше 1000 чел./км2).
Урбанизация в Непале только началась. И но доле городского населения (9,2%, по данным переписи 1991 г.) Непал занимает одно из самых последних мест в мире. Критерии города в Непале время от времени меняются. С 1976 г. нижний порог людности городского населенного пункта стал 9 тыс. чел. Городов сейчас - 33. В 1991 г. в городах проживало 1,7 млн чел.
Подлинно большим городом можно считать только столицу страны - Катманду (вместе со сросшимся с ним Лалитпуром). Перепись 1991 г. зарегистрировала в Катманду 421 тыс. жителей, а в Лалитиурс - 116 тыс. Вообще же города располагаются преимущественно близ границы с Индией. Там же находится и второй по величине непальский город - Биратнагар (129 тыс. жителей). В средней, горной части страны (но вне долин), городов лишь единицы (Хетауда, Бутвал, Тансен Дхаран). Причина задержки урбанизации - слабое развитие промышленности. К примеру, в Катманду в промышленности трудится всего 6% экономически активного населения, в Ла-литпуре - 8%, Биратнагаре - 15%.
Господствующее направление миграций населения в настоящее время - с севера на юг: жители гор, не находя работы у себя в деревнях, ищут счастья в равнинных районах. Поэтому одна из главенствующих задач - ослабить "бегство горцев", стимулировав экономическую базу горных территорий.
ОБРАЗОВАНИЕ
За последние несколько десятилетии Непал добился значительных успехов в развитии народного образования. В настоящее время общеобразовательные школы появились даже в отдаленных гималайских селениях. Начальное образование -пятилетнее (дети начинают учебу в 6 лет). Продолжительность среднего образования также 5 лет (дети начинают эту ступень в 11-летнем возрасте). Среднее образование разделяется на два цикла - двухлетний (неполное среднее образование) и последующее - трехлетнее. В школу ходит 75% детей - 94% мальчиков и 54% девочек. В средних школах обучается 34% детей соответствующего возраста.
В настоящее время обучение в 1-3-х классах бесплатное, но оно не является обязательным. Получение среднего образования заканчивается сдачей в 10-м классе государственного экзамена.
Грамотных (умеющих читать и писать) среди лиц старше 15 лет - 27,5% (среди мужчин - 41 %, а среди женщин - всего 14%).
Высшее образование в 1991 г. имело всего 0,3% населения (18 тыс. чел.). Действуют три университета, из которых два - государственные, а один - частный, появившийся совсем недавно. Самый крупный университет - Трибхуванский, основанный в 1959 г. рядом со столицей (назван в честь деда нынешнего короля). Примерно тогда же была создана Королевская академия Непала, призванная способствовать развитию литературы, искусства, науки.
Для развития образования в широком смысле очень важна роль средств массовой информации: печати (первое периодическое издание появилось сто лет назад), радиовещания (передачи начались в 1950 г.), а также телевидения (телестудия существует с 1985 г.).
ЖИЛИЩЕ И БЫТ НЕПАЛЬЦЕВ
Жилье. Дома в разных частях страны весьма отличны друг от друга. В городах долины Катманду и всей центральной части страны (особенно в административных центрах округов) преобладает неварский тин дома. Там дома обычно стоят вплотную друг к другу. Они кирпичные, имеют 2 - 3, а иногда и 5 этажей. Отличительная черта традиционных домов: крыши опираются на подкосы и выступают далеко вперед, образуя карнизы. Это защищает от горячего и слепящего солнца. Крыши делаются крутыми, чтобы вода быстро стекала во время муссонных ливней. В городах кровля из черепицы и шифера, а в деревнях - из соломы или дранки. Часто к домам на уровне первого этажа пристраиваются открытые веранды.
Стены и окна неварских домов дополняются различными деревянными элементами - галереями, наличниками, ставнями, резными решетчатыми рамами, заменяющими стекла в окнах.
Первые этажи используются под кухню, склад, а если хозяин - торговец, то под магазинчик, лавку. В домах не-варов, впрочем, кухня помещается на самом верхнем жилом этаже, так как она считается местом сбора за трапезой только членов семьи, но не гостей. Размещение, кухни наверху гарантирует, что туда не заглянет кто-либо из посторонних.
Крестьянские дома, в отличие от городских, строятся из необожженного кирпича или камня, не имеют террас и окон на первом этаже – там располагаются кухня и хлев. Печь на кухне не имеет дымохода. На втором этаже помимо жилого помещения находится кладовая. Смотрятся крестьянские дома довольно эффектно: на крышах возвышаются желтые горки кукурузных початков, а под крышами свисают гирлянды красного перца.
В тераях деревенские дома более легкие. Стены их представляют собой плетенный из бамбука каркас, обмазанный глиной; вместо окон небольшие вентиляционные отверстия; крыша тростниковая.
В высокогорье жилища тибетского типа. Так как проливные муссонные дожди в высокогорьях редки, то и крыши делают плоскими, из прессованной земли или сланца. Первый, темный этаж отводят для хранения дров и содержания скота, жилье — на втором. Свет проникает в жилое помещение через два-три небольших оконца. Печей нет, а очаг выкладывается из каменных плит прямо на иолу. Дымохода не делают, поэтому, когда топят, помещение наполняется едким дымом.
Никакого центрального или внутреннего отопления даже в крупных городах нет, хотя зимой даже в долине Катманду холодно. В последнее время помимо печей или жаровен с углем в состоятельных семьях используют электрообогревательные приборы.
Внутреннее убранство непальских жилищ, особенно в деревнях, очень скромное. Если в городских домах еще можно увидеть привычную для нас мебель - столы, стулья, кровати, шкафы, то в деревенских мебели почти нет. Спят обычно на циновках, коврах, матрацах; лишь иногда глава семейства имеет кровать. Постельные принадлежности держат в сундуке. В кухне, где находится кирпичная печь, всю стену занимает кухонная утварь - горшки, кувшины, сковородки, миски.
Одежда. В одежде непальцев из разных этнических групп, в общем-то весьма разнообразной, есть некоторые общие черты. Типичный костюм мужчины - жителя долины Катманду состоит из длинной приталенной рубахи - даура, завязываемой на тесемках сбоку, брюк - сурувал -плотно обтягивающих ноги, но широких в бедрах, и пояса патука - куска ткани, наматываемого на талию поверх рубахи и брюк (впрочем, в последнее время патука уже не в моде). Одежду завершают черный жилет - истакот, а в городах - пиджак европейского типа. На голове принято носить легкую матерчатую шапочку - топи, напоминающую пилотку (она бывает либо пестрой, либо в торжественных случаях черной).
Женщины на юге, а также в Среднем Непале носят, как и индийские женщины, сари. Сари - это прямоугольный кусок материи метровой ширины и 5 - 6-метровой длины. Сари не шьют, а им оборачиваются вокруг пояса, оставляя несколько складок спереди. Другой конец сари прикрывает верхнюю часть туловища. Неварки и жители Северного Непала носят прямую темную юбку, пеструю короткую кофту чоло, оставляющую открытой полоску живота и спины. Одежду дополняет яркая шаль.