Девушки и женщины многих народностей любят украшать шею бусами в несколько рядов, носить на запястьях просторные и широкие браслеты, а в ушах - крупные серьги в виде обручей (мундри). Часто у женщин (но только не у неварок) можно увидеть кольцо, пропущенное через перегородку носа. Нередко у одного из крыльев носа укрепляют драгоценный камушек в оправе -пхули (эту моду недавно позаимствовала и европейская молодежь).
По тому, какие украшения на женщине, можно определить, замужем она или нет. Замужняя носит поте - бусы из мелких бусинок и медной или золотой трубочкой посредине, чура — стеклянные браслетки, а в некоторых случаях асар-фи - кольцо с припаянной к нему золотой монетой. Синдуром - красным порошком посыпается пробор в волосах невесты.
Женщины-индуистки украшают себе лоб тикой - цветным, обычно красным, пятнышком, означающим Божье благословение. Тику красного цвета могут носить девушки и женщины любого возраста, но только не вдовы. Красный цвет - цвет крови символизирует полнокровную жизнь (жизнь же вдовы в индуистской традиции не считается полноценной). Не зря в праздничных нарядах непальских женщин красный цвет преобладает.
ациональная еда. Большинство населения питается скудно. Мяса едят мало и не каждый день. Индуисты употребляют козлятину и баранину, но ни в коем случае не говядину, ведь корова — это священное животное. По той же самой причине непальцы высоко ценят коровье молоко. Правда, употребляют его не столько в свежем виде (в жарком климате оно быстро киснет), сколько в виде простокваши. Гостей принято угощать в деревнях простоквашей, а в городах - чаем с добавлением молока. Масло едят, но не обычное, а топленое -гхиу, немаловажное достоинство которого состоит в том, что оно не горкнет. Это масло широко используется для приготовления пищи. Характернейшая черта непальской кухни - обилие в ней острых приправ и соусов с использованием пряностей, специй, прежде всего перца (особенно в тераях).
Основной продукт питания - рис (но не всюду: в горных районах, где он не родится, рис - дефицит). Впрочем, беднейшие крестьяне могут позволить себе рис далеко не всегда, а только по праздникам. Жители (даже состоятельные) небогатого рисом Западного Непала едят рис только по утрам,а на ужин готовят лепешки из пшеничной муки. Во время праздников в неварских домах вместо вареного риса подают рисовые хлопья - чиура. Вареный рис, если к нему притрагивается представитель более низкой касты, считается оскверненным, и представитель высокой касты никогда такой рис есть не станет. А вот на рисовые хлопья такие строгости не распространяются!
Рис непальцы любят смешивать с овощами, обязательно сдабривая приправами. В городских семьях обычная еда утром и вечером - вареный рис с приправой из бобов, овощи. В деревнях же, особенно в горных местностях, простые крестьяне трапезничают дхендо — кашей из кукурузной муки, но приготовленной не на молоке, а на воде. К такой каше полагается непременно острый ачар, а овощей и приправ может и не быть. Ачар — излюбленная приправа непальцев. Для приготовления ачара используют зелень (кинзу, мяту), овощи (помидоры, красный перец, редис), фрукты (неспелое манго и другие кисло-сладкие плоды), масличные зерна (кунжут и др.). Блюдо из отварного риса, овощей и острого бобового соуса, называемое даль-бхат-таркари, столь же распространено в Непале, как в России отварная картошка или пельмени. Кстати, и в Непале едят пельмени (но только круглой формы).
Хлеб выпекается из пшеничной и ячменной муки. Горцы - бхотия и шерпы — хлеб не пекут, а используют ячменную муку для изготовления клецок.
Орудия труда и трудовые традиции. Важнейший элемент традиционной культуры каждого народа – орудия труда. Универсальным орудием непальцев можно считать кхукри - короткий нож с широким, сильно изогнутым лезвием. Это и национальное оружие (непременный элемент амуниции солдат-гуркхов), а с другой стороны, незаменимый предмет в хозяйстве, повседневно используемый как нож, топор, серп. Когда-то мужчины носили кхукри в ножнах, прикрепленных к поясу, теперь это распространенный непальский сувенир, предлагаемый туристам.
Основные орудия крестьянина хало -деревянный плуг и кодали - мотыга с короткой ручкой. Крестьяне долины Катманду обрабатывают землю исключительно мотыгой-кодали: запрягать же волов в плуг считается грехом. Работая кодали, садятся на корточки. В такой позе непальцы любят и отдыхать, а вот у их соседей-индийцев привычки к такой позе нет.
Сельские, да и городские жители много времени проводят в дороге из деревни в город, в другую деревню, из города в деревню. За пределами городов нет автомашин, да и велосипед - вещь здесь малопривычная и редкая. На большей части страны транспортировка грузов осуществляется по пешеходным тропам. Люди привыкли к долгим переходам по крутым горным тропам, да еще не с пустыми руками, а с грузом. Впрочем, выражение "не с пустыми руками" здесь неуместно: руки остаются пустыми, а груз принято нести на спине. Горцы для переноски обычно используют высокие и вместительные плетеные корзины или короба, сужающиеся книзу (доко). Корзина крепится с помощью ремня к голове, точнее, ко лбу. Также ко лбу крепят и груз без тары, например, вязанку дров, ведь древесина
- основное топливо в непальском быту. Невары же предпочитают переносить груз с помощью прямых (а не изогнутых, какие были у нас в России) наплечных коромысел, на которых подвешивают корзины или мешки. Ремесло носильщика -одно из самых распространенных в Непале. Надежные помощники носильщика
- вьючные животные. Высоко в горах это яки и овцы, пониже - лошади, в тераях
-слоны.
Вдоль дорог и троп часто можно видеть специальные остановки для путников и носильщиков. Эти остановки называют ча-утпара, что можно перевести как "приют". Они обычно делаются под широкой и густой кроной деревьев пипал и бар {баньян). Мы можем легко представить их,
мысленно увеличив до размеров дерева наши домашние фикусы с глянцевитыми листьями, стоящие в кадках. Эти два дерева считаются в Непале мужем и женой, и их сажают но разные стороны дороги. Вокруг дерева из плоских камней выкладывают платформу округлой или четырехугольной формы высотой чуть выше пояса человека. На эту платформу и ставит путник груз. Так, не снимая ноши и используя се как опору для уставшей спины, человек немного отдыхает, переводит дух. Можно, конечно, взобраться на площадку и прилечь. Чаутара - излюбленное место встречи деревенских юношей и девушек, отправляющихся вместе, например, за хворостом в лес. В Непале даже принято измерять расстояние не в обычных мерах длины или времени, а количеством таких остановок. Расстояние между остановками составляет в среднем 1 кос (3,2 км).
24 часа из жизни непальской семьи. В непальской семье в гораздо большей степени, чем в России, быт - забота женщин. Можно сказать, что непальский дом целиком держится на женских плечах.
Первыми в семье просыпаются женщины, причем просыпаются рано, еще до того, как петухи возвестят о начале нового дня. Закончив уборку дома, еще на рассвете они спешат с кувшином за водой к источнику. Водопровод есть только в современных домах, простым же женщинам из небогатых семей даже в городах приходится ежедневно носить воду. В Непале не принято употреблять оставшуюся со вчерашнего дня воду для умывания и пищи; она годится только для мытья посуды. Вернувшись домой с кувшином чистой водой и, естественно, завершив свой утренний туалет, женщины молятся у алтаря семейного божества. Затем наступает очередь хлопотать в кухне - приготовить завтрак, пока мужчины умываются, а глава семьи совершает утреннюю молитву у алтаря.
В Непале женщины обычно "домохозяйки", забота же мужчин зарабатывать на жизнь где-то вне дома: в поле, в мастерской, на фабрике, в магазине и т. п. На работе плотно обедать не принято, обычно пьют чай и перекусывают (если позволяет заработок). А вот утром и вечером, т. е. до и после трудового дня, принято есть основательно.
Накормив и отправив взрослых мужчин и детей на работу и в школу, женщина наконец может позавтракать и ама, чаще всего остатками еды на столе. Женщины в Непале едят только после того, как все мужчины и дети в семье уже накормлены.
Пока мужья на работе, городским женщинам нужно переделать много разных домашних дел. Это мойка посуды, стирка белья, шитье, вязание. Деревенские женщины должны еще и успеть позаботиться о домашних животных: корове, козах, птице и т. п. Деревенские девушки отправляются в лес за зеленой травой скоту и дровами для очага. Между прочим, расстояние до леса немаленькое: лесов поблизости от деревень уже почти не сохранилось. Юноши тоже не остаются без дела: их задача — пасти скотину.
К вечеру вся семья в сборе. Наступает время ужина. Еда почти та же, что и утром, но это не остаток от завтрака -пища обязательно должна быть свежеприготовленной. Дело в том, что жаркий непальский климат не позволяет
сохранить пищу в свежем виде даже в течение дня, она быстро портится. Конечно, сейчас в продаже есть холодильники, но далеко не все семьи в состоянии их купить. Вот и приходится бедным непальским женщинам стряпать и утром, и вечером.
После ужина горожане могут и отдохнуть, заняться чем-то приятным. В городах теперь много всего, чем можно заняться: и послушать радио, и посмотреть телевизор (в некоторых домах есть и видео). Но в деревнях, особенно в отдаленных, телевидения нет, и люди могут послушать разве что радиоприемник. Впрочем, в деревне всегда забот больше. Крестьянские семьи, как и встарь, проводят вечерние часы за традиционными занятиями: лущат кукурузу, плетут циновки или делают что-нибудь в этом роде. Между делом ведут небыструю беседу: обмениваются деревенскими новостями, рассказывают ребятишкам сказки...