Места религиозного поклонения ин-дуистов - мандиры, или мандапы. Самый крупный храмовый комплекс — Пашунатинатх на восточной окраине Катманду, возвышающийся над рекой Багмати. Непал считают родиной бога Пашупати ("владыки всех живых") -одной из ипостасей бога Шивы. Храм Пашупати почитается самым священным индуистским памятником в мире, это своего рода Мекка для индуистов.
И в обычные дни, и тем более в праздники (особенно в праздник Шива-рат-ри) к Пашупатинатху стекаются тысячи людей (многие из Индии). В толпе обращают внимание своим обликом сад-ху - "святые люди", одетые в отрепья, со спутанными и свалявшимися длинными волосами. Садху отличаются полнейшей отрешенностью от всего суетного и ведут отшельнический образ жизни. В храме люди совершают пуд-жу - подношение Шиве в виде цветов, святой воды, пасты из сандалового дерева. Войти в храм разрешается только индуистам, неиндуистам вход строго запрещен.
Приходят к храму и поселяются в специальных помещениях на берегу реки Багмати старики и больные люди, почувствовавшие приближение смерти. Желание этих глубоко верующих людей - быть кремированными у ступеней храма, нависающих над рекой Багмати. Прах их поплывет вниз но мутным водам Багмати. Вообще индуистский Непал это страна без кладбищ.
Паломничество к святым местам как буддизма, так и индуизма - важный элемент духовной жизни непальцев.
Праздники. Благодаря многообразию религий и духовных традиций в Непале обилие праздников как религиозных, так и нерелигиозных. Часть из них отмечается по всей стране, другие – лишь в некоторых районах или только отдельными общинами. Они оживляют тяжелую повседневную жизнь (выходной день в неделю один - суббота). В Непале отмечают День отца, День матери, День брата, День учителя-наставника и другие. В этом проявляется почитание непальцами родственных и не только родственных отношений. Уважительность, почтительность, чувство благодарности - национальные черты характера непальцев.
Самые большие религиозные праздники у индуистов Непала посвящены богам Шиве, Вишну, Индре, Дурге, Лак-шми, Кришне. Вообще же богов в индуистском пантеоне такое поразительное множество, что разобраться в них тяжело и самим непальцам. Пожалуй, самый значительный праздник - дашайн, посвященный богине Дурге и символизирующий победу добра над злом. Праздник этот отмечают 10 дней. Кульминация праздника приходится на десятый день, когда, по преданию, богиня Ду.р-га убила демона в образе буйвола.
Не забывают здесь почитать не только богов, но и вполне реальных животных (например, коров, змей), деревья (пипал - олицетворение Вишну, баньян -олицетворение Шивы, а у индуистов-неваров - еще и бел) и даже травы.
Известно, что коровы и быки - священные для индуистов животные. Водители автомобилей обязаны аккуратно объезжать их, свободно бродящих но городским улицам. Торговцы овощами стараются отвлечь внимание коров от привлекающей их зелени, но ударить это священное животное считается большим грехом. Даже старых коров, не дающих уже молока, запрещено убивать; для них существуют специальные помещения - гаушала. Обычно непальцы используют волов только как тягловую силу, а невары даже этого не делают, считая, что заставлять работать этих животных так же грешно, как и причинять боль. Помимо повседневного бережного отношения к корове существует и особый день почитания этого животного, которое непальцы счита-
ют олицетворением богини богатства Лакшми. Утром этого дня в каждой семье совершают специальный обряд, угощая корову вкусной сдой и фруктами. Вечером же группы женщин, идя от дома к дому, поют песни в честь Лакшми и коровы; сами же дома по праздникам освещены лампадами. А на следующий день чествования удостаиваются волы, без которых невозможно обойтись на полевых работах.
Из других животных особенно глубоко почитают в Непале змей - нагов. Увидев змею, непалец никогда ее не убьет, а просто спокойно обойдет. Змеи считаются основой мироздания, а бог Вишну изображается лежащим на ложе из змей. В Непале под Новый год (в середине апреля) отмечают праздник змей - "бискет", а в июле еще более важный праздник -нагапанчами. В этот день люди оставляют перед домом угощение для змей -фрукты, сладости, и прежде всего молоко. Считается также, что змея олицетворяет воду: ведь тело змеи извивается, подобно речному руслу. Присутствие змей мыслится как гарантия дождей, а значит, и хорошего урожая. Не зря каждый вырытый водоем в долине Катманду украшает каменное изваяние змеи.
Почитаются в Непале и водотоки -реки, ручьи, родники. Особого поклонения удостаиваются реки Багмати и Вишнумати в долине Катманду, а также Кали-Гандак на западе страны. Впрочем, отдается дань и незначительным водным объектам местного, так сказать, масштаба.
Есть и праздники, связанные с годичным циклом и сельскохозяйственными работами. После сбора урожая в праздник Тихар молодежь ходит по деревням и распевает веселые песни, напоминающие наши частушки: один начинает песню, второй подхватывает, третий заканчивает. Ну а Новый год в Непале можно отмечать в зависимости от календаря хоть четыре раза! Кстати, праздничные дни определяются в Непале обычно на основании лунных календарей, то есть с учетом разных фаз луны.
Состояние природной среды и ее охрана
В развитых странах экологические проблемы порождаются прежде всего промышленностью и средствами транспорта. А вот в Непале, стране слаборазвитой и аграрной, основная причина резкой деградации природы иная - сведение лесов ради расширения обрабатываемых земель. Дело в том, что сельскохозяйственное производство не поспевает за быстрым ростом населения и спросом на продовольствие. Кроме того, леса дают дрова, а это практически единственный источник обогрева непальских домов.
Дров наломали в Гималаях столько, что это привело к массовому уничтожению лесов, оголению горных склонов. Многие склоны Гималаев, недавно еще зеленые, сейчас выглядят безжизненными. В результате развиваются оползневые процессы и убыстряется эрозия почв. Экологи всего мира бьют тревогу: "Уникальная природа Гималаев гибнет!"
Бесхозяйственное пользование природными богатствами проявляется и в браконьерстве. Оно продолжает наносить большой ущерб растительному и животному миру. Особенно трудно проконтролировать незаконный сбор лекарственных трав, вывоз которых за границу приносит хороший доход (полиция обнаруживает примерно 5% лекарственных трав,
вывозимых из страны контрабандным путем).
Не ограниченная в прошлом охота привела к резкому сокращению многих видов животных, в том числе таких крупных, как дикие слоны, носороги, тигры, леопарды. Теперь закон запрещает охоту на исчезающие виды животных.
В организации поистине королевских охот на слонах особенно преуспевали наследные премьер-министры Рана. Основоположник института наследственных премьер-министров Джанг Бахадур Рана в 1911 г. устроил в честь английского короля Джорджа V охоту, в которой участвовало 975 домашних слонов и соответствующее число охотников. Трофеи впечатляют: во время той охоты было поймано более двадцати диких слонов, убито множество тигров, носорогов, диких буйволов, медведей, крокодилов, кабанов, не говоря уже о дичи. А 10 лет спустя следующий премьер-министр устроил в честь приглашенного в Непал принца Уэльского охоту, в которой участвовало более 600 слонов.
Последнюю охоту с таким размахом организовали по случаю прибытия британской королевы Елизаветы II в 1961 г. Пышность была поразительная. Специально соорудили взлетно-посадочную полосу. Обширный участок девственных джунглей был расчищен бульдозером, и на пустыре оборудовали грандиозный охотничий лагерь. После обработки территории лагеря ядохимикатами туда согнали рабочих, которые, ползая по земле, вылавливали могущих причинить вред королеве жуков, скорпионов и прочих гадов. В 11-комнатный охотничий домик, построенный для приема королевы, был проведен даже водопровод с горячей водой.
В целях сохранения природы в Непале расширяется сеть национальных парков и заказников во всех основных климатических зонах - тераях, в среднегорье и высокогорье. Пока их 14, и они занимают 10,8% территории Непала. Самые известные: Читван в тераях, Сагарматха на склоне Джомолунгмы, Ламтанг к северу от Катманду, а также Кхаптад в западной части страны.
Первый по времени возникновения национальный парк — Читван. Его площадь — 932 км2. Читван в переводе с непали означает "Лес леопардов". Здесь раньше обитало множество леопардов и бенгальских тигров. В последние десятилетия их количество резко сократилось. Та же судьба постигла и большого индийского носорога, на которого велась безжалостная охота ради его рога, используемого для лечебных целей.
В национальном парке Читван, а также в заповеднике Сукла-Пхан- та, находящемся на юго-западе страны, водится много диких слонов. Непальцы глубоко почитают слона. Об этом говорит хотя бы то, что, когда слон проходит по дороге, люди кланяются ему. Часто непальцы берут пыль с того места,