Смекни!
smekni.com

Новые индустриальные страны: Южная Корея (стр. 1 из 6)

Министерство общего и профессионального образования РФ

Саратовский ордена Трудового Красного Знамени

Государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Кафедра истории Нового и Новейшего времени

Новые индустриальные страны: Южная Корея

Реферат студентки

II курса 221группы

Исторического факультета

Трофимовой Е.Е.

Саратов 2000

Содержание:

Введение ………………………………………………………….3

Глава I. Южная Корея: нелегкий путь к процветанию

§1. Роль политических структур в обеспечении экономического развития…………………………………5

§2. Синтез традиционных и западных культур как фактор общественного развития………………………...15

§3. Место Южной Кореи в системе международного разделения труда…………………………………………17

Глава II. Южная Корея сегодня: азиатский финансовый кризис…………………………………………………………... 21

Заключение……………………………………………………...27

Список использованной литературы………………………….28

Ведение.

В последнее время в отечественной и зарубежной литературе все чаще встречается термин “новые индустриальные страны” (НИС). Впервые он был введен в научный оборот западными экономистами – экспертами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которые объединили под этим понятием Испанию, Португалию, Грецию, Бразилию, Мексику, Тайвань, Гонконг, Сингапур, Южную Корею, Турцию и Югославию.[1] С тех пор состав “новых индустриальных стран” широко варьируется: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), например, включает в их число Алжир, Египет, Аргентину, Колумбию, Израиль, некоторые западные авторы – ряд восточноевропейских постсоциалистических государств.[2]

В качестве основного параметра выделения НИС берутся, прежде всего, экономические показатели (темпы роста ВНП, промышленного потенциала, экспорта), характеризующие достигнутый уровень промышленного производства.

“Новые индустриальные страны” явились настоящей сенсацией второй половины XX века. Заняв значительное место в мировом разделении труда, выйдя на передовые позиции среди НИС, Южная Корея просто не может не привлечь к себе внимания. Опыт Южной Кореи тем более интересен в конце ХХ века, когда многие страны бывшего СССР пытаются занять определенную нишу в мировой экономике.

В этой работе мы рассмотрим историю развития Южной Кореи - страны добившейся настолько высоких темпов роста экономического развития, что получила прозвище одного из “азиатских тигров” или “азиатских драконов”. Решающую роль в этом сыграли следующие факторы:

1. экономический, то есть наличие в базисе общества определенного минимума элементов капиталистического уклада;

2. политический – проведение властями политики содействия экономическому росту;

3. социально-культурный – сочетание традиционных и западных культур.

Для рассмотрения влияния каждого из трех факторов хронологические рамки исследования целесообразно определить следующим образом - начало ХХ века – 1998 год, весь ХХ век Южная Корея пробиралась "сквозь терни к звездам". Азиатский кризис 1997 - 1998 годов показал, что страна прочно вошла в мировое разделение труда.

Глава I. Южная Корея: нелегкий путь к процветанию.

§1. Роль политических структур в обеспечении экономического развития. Новоиндустриальный вариант развития капитализма является в настоящее время, пожалуй, наиболее эффективным из всех известных в современной мировой политике. Южной Корее (бывшей колонии) удалось на капиталистическом базисе в исторически короткие сроки преодалеть свою социально-экономическую слаборазвитость и достичь уровня развитого капитализма.

Одним из главных условий этого процесса было проведение властями умелого политического регулирования. Как заметил Фридрих Энгельс, “… действие государственной власти на экономическое развитие может быть троякого рода. Она может действовать в том же направлении – тогда развитие идет быстрее; она может действовать против экономического развития – тогда … она терпит крах через известный промежуток времени; или она может ставить экономическое развитие в определенном направлении преграды и толкать его в другом направлении. Этот случай сводится, в конце концов, к первому из предыдущих”.[3] Наблюдение Энгельса “работает” и применительно к Южной Корее. Форсированная капиталистическая модернизация началась в этой стране, после того, как к власти пришел авторитарный режим и активизировал развитие политики государственного капитализма, добившись максимального эффекта. Причем установление авторитарного режима придавало капиталистическому развитию общества не только ускорение, но и необратимый характер.

Вначале ХХ века Корея была страной отсталой во всех сферах: политической, экономической и социальной. В результате она подверглась оккупации Японии, эксплуатировавшей Корею и не заботившейся о развитии корейского государства. В течение тридцати шести лет японской оккупации промышленность Кореи развивалась слабо, страна являлась лишь поставщиком сырья и сельскохозяйственной продукции для японской экономики. Установилась обычная система зависимости между экономикой метрополии и колониального придатка.

После второй мировой войны страна освободилась от японского господства. По договоренности между участниками антигитлеровской коалиции Корея была разделена на две зоны ответственности - советскую к северу и американскую к югу от 38-ой параллели. Каждая из сил на своей зоне ответственности провела сепаратные выборы. На Юге установилась власть авторитарного правительства во главе с Ли Сын Маном, долгие годы до этого жившего в Америке. 15 августа 1945 года была провозглашена Корейская Республика со столицей в городе Сеуле.[4]

После раскола страны на две части разрушились давно установившиеся связи, что привело к еще большей дезорганизации экономической жизни. В следствие, искусственного разделения Южная Корея почти лишилась таких важных отраслей промышленности как металлургическая, химическая, цементная. Вместе с тем на юге было сосредоточено 76,8% легкой, 60,7% пищевой и 68% деревообрабатывающей промышленности.[5] Однако эти отрасли были отрезаны от основных источников снабжения топливом и электроэнергией, находящихся на Севере. Первостепенной задачей в этот период была реорганизация правовой и общественной систем, поэтому развитию экономики не уделялось должного внимания.

Положение еще более осложнилось, когда 25 июня 1950 года, всего два года спустя после создания нового правительства, разразилась корейская война. В вооруженный конфликт вмешались так же такие державы, как США, СССР и Китай. В стране царила разруха, были почти полностью уничтожены хозяйственные объекты.

С момента освобождения от японского господства в 1945 году и до середины 50-х годов продолжался период войны и хаоса, но именно в это время были заложена основа для индустриализации Кореи через создание "свободной рыночной экономической системы" на базе денационализации капитала оставленного Японией после ее поражения во второй мировой войне. Он составил около 80% южной части полуострова, причем 13% этого капитала приходилась на сельское хозяйство, примерно 90% бизнеса и 97% крупных корпораций входили в туже категорию.[6]

Заключенное 27 июня 1953 года в Пханмунчжоме соглашение о перемирии предусматривало полное прекращение военных действий и всех враждебных актов в Корее до окончательного мирного урегулирования.[7] В соответствии с этим соглашением между севером и югом была проведена демаркационная линия длинной более 250 км. На весь период перемирия (мирного договора нет до сих пор) запрещался ввод новых военных контенгентов на Корейский полуостров, а так же поставка военного снаряжения. Сразу после этого начинается реальное экономическое развитие Южной Кореи. А сегодня она быстро превращается в высокоразвитую индустриальную державу.

Опыт “новых индустриальных стран” (и не только их) показывает, что оптимальной формой политической надстройки становления капитализма является централизация, авторитаризация государственной власти, что и наблюдалось в Южной Корее. Пришедший к власти сразу после второй мировой войны режим Ли Сын Мана (1948 - 1960) не отличался большим демократизмом и применял на ряду с реформами жесткие репрессивные меры. Но вместе с тем правящий режим этого государства продемонстрировал понимание того, что условно можно было определить как “философию развития”, то есть осознание целостности общества как организма не подчиняющегося чисто волевому диктату.

В процессе развития правительству Корейской Республики удалось избежать ряда ошибок, допущенных многими развивающимися государствами, - переоценка роли индустриализации в ущерб сельского хозяйства, приоритет тяжелой индустрии над легкой промышленность и других. Иначе говоря, особенность экономической стратегии этой страны, по сути дела, заключается в выдерживании последовательности перехода от одной стадии экономического развития к другой, так чтобы каждый шаг на этом пути, с точки зрения накопленного капитала, подготовки инфраструктуры рабочей силы и тому подобное, подготавливал следующий.

Так в 1950 году была проведена земельная реформа, в соответствии с которой землю, ранее принадлежавшую помещикам, перераспределили между арендаторами. Реформа предусматривала приобретение с компенсацией и распределение без нее.[8] С 1945 по 1965 годы удельный вес хозяйств, владеющих землей, которую они обрабатывают, увеличился с 14 до 70%, доля аренды упала с 49 до 7%. В аграрный сектор были направлены крупные инвестиции, повышены закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию.[9] Считается, что эти меры ускорили процесс демократизации в деревне, так как практически уничтожили помещичье землевладение и способствовал в дальнейшем развитию аграрного сектора. Экономический прагматизм, способность к последовательному решению задач экономического развития характерны для всех мер, принятых в стране в 40-х – 50-х годах. Они были направлены на проведение аграрной реформы, а так же развитие сахарной, мукомольной и текстильной промышленности.