В мире, согласно с теми же оценками, экономика Украины находилась на двадцать втором месте. Кроме уже перечисленных стран Европы, ее опережали США, Канада, Япония, Китай, Бразилия, Австралия, Мексика, Южная Корея, Индия и Аргентина.
Из вышеизложенного можно сделать такие выводы:
- Украина, по состоянию на 1991 год, как по показателям абсолютного производства, так и по уровню производства на душу населения, отнесена (хоть и с определенными натяжками) к числу развитых стран мира;
- при этом уровень развития экономики Украины значительно отставал от большинства стран Европы, а также США, Японии, Канады, Австралии и некоторых других государств;
- Украина имела более низкие показатели экономического развития, чем Европейские экс-республики бывшего Советского Союза.
За время, прошедшее с 1991 года, экономическая ситуация в Украине, как и в целом в странах с так называемой “переходной экономикой”, значительно ухудшилась. По наиболее пессимистическим подсчетам, за этот период произошло двух-трехкратное падение ВВП. Но и по более оптимистичным масштабы современного экономического кризиса в Украине ощутимо превышают, например, «большую депрессию» США 30-х годов.
Сегодня Украина, имеющая на начальном этапе становления независимости государства якобы наилучшие шансы для самостоятельного развития и интеграции экономики в систему мирового хозяйства, очутилась в крайне критическом положении. Главные причины этому следующие:
- отсутствие реформ, опоздание с их проведением, нерешительность и непоследовательность в их осуществлении;
- сами экономические реформы, как причина экономического кризиса, что вообще представляет собой угрозу для будущего государства;
- разрыв традиционных экономических связей со странами бывшего СССР и РЕВ (в первую очередь разрыв связей с Россией).
Для того чтобы выяснить перспективы последующего экономического развития Украины и возможности интеграции ее экономики к мировому хозяйству, необходимо попробовать хотя бы в общих чертах, дать ответы на причины, обусловившие нынешнее ее состояние; выделить главные, наиболее болезненные проблемы, которые нуждаются в первоочередном решении; проанализировать возможности внешнеэкономических связей Украины и выделить приоритетные отрасли, благодаря которым она может поднять экономику в целом; выяснить, какие страны можно отнести к числу ее основных наиболее достоверных и перспективных партнеров.
Одним из наиболее принципиальных вопросов в этом перечне является вопрос о том, что потеряла и что приобрела Украина в результате распада Советского Союза, и чем было для нее пребывание в составе СССР.
Сегодня этот вопрос является одним из наиболее болезненных, вызывающим наибольшие вспышки эмоций и самые острые споры.
На мой взгляд, оно не может иметь абсолютно однозначного ответа, поскольку в данном случае задействовано большое количество факторов, изучение каждого из них и выяснение причинно-следственных связей, существующих между ними, является делом слишком сложным.
С началом самостоятельной экономической жизни Украина сразу же почувствовала все негативные последствия как в общих чертах ее разбаланcированности производства, так и негативные последствия от разрушения традиционных связей. С переходом на торговлю по мировым ценам наконец проявились результаты тех долговременных процессов, которые на протяжении десятилетий истощали экономику республики.
Если в начале столетия экономика тогдашних украинских территорий должна была обеспечивать позитивное сальдо в торговле как с другими регионами Российской империи, так и с зарубежными странами, то к независимости она вышла в состоянии, предопределяющем значительное пассивное сальдо во внешней торговле. Зримой стала та огромная степень зависимости Украины от поставок энергоносцев, сырья и комплектующих из России, остановка которых означала бы фактический коллапс всего украинского производства.
Имело значение и то, каким способом было разделено общесоюзное наследство. Так называемый «нулевой вариант», который в конечном итоге взял верх для Украины, стал действительно нулевым, поскольку преемником всего наследства супергосударства стала Россия (касалось ли это золотого запаса, валютных активов, собственности СССР за границей, стратегического оружия или чего-то другого).
Одна из немногих составных наследства, на которое Украина получила почти монопольное право - это проблема Чернобыля и необходимость выделения гигантских капиталовложений на ликвидацию последствий этой самой страшной техногенной катастрофы в истории человечества. В процессе этого распределения четко проявилась разница в умении отстаивать свои интересы между политическими элитами России и Украины.
В этом случае имели значения и факторы, определяющие ситуацию, в которой находились прежние республики. Однако, например, нельзя назвать оправданной добровольную, по существу, бесплатную передачу ядерного оружия с территории Украины её северной соседке. Так вот, Украина вышла в самостоятельную жизнь в таком состоянии, что давало основания сравнивать ее скорее с шекспировским королем Лиром, а не с молодым человеком, который находится в расцвете сил. (Правда, в таком состоянии находились практически и все другие из остальных регионов экс-союза, ослабевшие после нерационального ведения хозяйства, прежде всего, в гонке вооружений).
Это отнюдь не означает то, что обретение независимости должно было стать изломом для Украины, поскольку сохранение действительного положения вещей вело в тупик. Настоящим изломом для нового государства стала та ситуация экономического хаоса, которая установилась под аккомпанемент разговоров о необходимости перехода к рынку. По-видимому, нигде и никогда в мире процесс первичного награмоджения капитала не происходил таким диким способом, а бездна между богатством и бедностью не росла с такой скоростью, как на постсоветском пространстве.
В 2001 году объем внешнеторгового оборота Украины составил около 19,5 млрд. дол. США [Ерохина Е.А. Теория экономического развития: системно-синергетический подход. М., 2003]. Сама по себе эта цифра, если сравнить ее, например, с оборотом Германии, Японии или хотя бы Франции, является достаточно незначительной, а часть Украины в мировой торговле не позволяет отнести ее к крупным субъектам, играющим важную роль в международном разделении труда.
Из всего объема внешнеторгового оборота экспорт составлял около 9,7 млрд.дол.США, а импорт - 9,83 млрд.дол.США. Величина пассивного сальдо, таким образом, равнялась 130 млн.дол.США. Самым важным торговым партнером Украины остается Россия, на которую приходится 39,5% всего украинского экспорта и 60,1% импорта. Для Украины часть России в общем экспорте товаров в страны СНГ составляла в 2001 году 69,2%, а в импорте из этих стран - 78,8%. В целом же на страны СНГ приходится 54% экспорта Украины и 74% импорта [Ерохина Е.А. Теория экономического развития: системно-синергетический подход. М., 2003].
Именно со странами Содружества, в первую очередь с Россией, Украина имеет огромное отрицательное сальдо в торговле. В 1993 г. оно, например, составляло 3718 млрд. руб. в тогдашних ценах.
В Украине в последние годы доминировали призывы наподобие того, что необходимо осуществить решительную переориентацию c востока на запад, двигаться в Европу и влиться в ее хозяйственный организм. При этом не совсем взвешивалась реальность этого и проводились расчеты относительно того, с чем, собственно, Украина может выйти на западные рынки. На практике это обернулось тем, что нельзя достичь ощутимых успехов в торговле с Западом, не лишившись зависимости от импорта из России.
Украина в значительной мере потеряла российские рынки для своего экспорта, которые здесь же были перехвачены более ловкими конкурентами. (Ради справедливости следует отметить взаимную вину как с украинской, так и с российской стороны за ослабление тех связей, которые были по-настоящему взаимовыгодными). При этой ситуации, когда активное сальдо, которое имела в расчетах с Украиной Россия в последние десятилетия существования СССР, не только не уменьшилось, а значительно выросло.
Наибольшей проблемой для Украины сегодня является необходимость ввоза в значительных масштабах энергоносителей из-за границы (в первую очередь из России и Туркменистана). Во-первых, на эти цели расходуется большая часть валютных ресурсов государства, но именно за счет несостоятельности оплатить все поставки в полном объеме Украина имеет значительную задолженность перед Россией и Туркменистаном.
С момента провозглашения независимости объемы импорта энергоносителей, правда, несколько уменьшаются, но это происходит не за счет перехода на самообеспечение или энергосбережение, а есть одновременно и причиной, и следствием общего сокращения уровня производства в Украине.
Если в 1990-1991 гг. в Украине ввозилось около 90 млрд.куб.м природного газа (наибольший показатель в мире) и свыше 50 млн. т нефти, то в 2003 г. соответственно 69 млрд.куб.м и 15,5 млн. т.
Постепенно уменьшается и часть энергоресурсов в общей структуре импорта. В 2003 г. она составляла 53,3%, несколько изменившись по сравнению с предыдущим годом (61,8%) [Ерохина Е.А. Теория экономического развития: системно-синергетический подход. М., 2003].
Вопрос с энергообеспечением украинской экономики принадлежит к числу нуждающихся в первоочередном решении. Главное направление его возможного решения - уменьшение общего уровня энергоемкости производства, что является одним из наивысших в мире путем его структурной и технологической перестройки. Параллельно с этим необходимо широкое внедрение экономии энергии как в производстве, так и в быту, наладка учета за использованием энергии, а возможно - и лимитов на ее потребление.
Нельзя назвать нормальным положение вещей, когда в результате ощутимого отсутствия такого элементарного устройства как бытовые счетчики (газовые, водяные), теряются без любой пользы значительные объемы драгоценных, в прямом понимании этого слова, ресурсов.