Это учение оказало огромное влияние на развитие не только китайской, но и японской культуры, а так же культур ряда других стран Востока, а в ХХ веке – и Запада.
Из Китая буддизм проник в Корею в IV в., а оттуда в Японию в VI в. В Японии буддизм соперничал и взаимодействовал с местной религией – синтоизмом, в Корее с местными культами и конфуцианством.
В пограничном с Индией Непалом буддизм распространялся еще при Ашоке, а позже принял форму тибетского буддизма. Сейчас буддисты в Непале составляют менее 10 процентов населения.
Главной же страной, где наиболее пышным цветом распустилось учение Будды, был Тибет. Сюда он был занесен в VII в. н.э. и долгое время оставался религией придворных кругов. С IX в. буддизм стал распространяться в народе. В XI-XII вв. Тибет покрылся сетью буддистских монастырей, где жило множество монахов – по тибетски лам ( отсюда обычное название для тибетско-монгольского буддизма – ламаизм ). На тибетский язык с санскрита переводятся религиозные книги.
Монгольские завоеватели поддерживали здесь буддизм. Но всячески пытались расколоть страну, поддерживая одних монахов и преследуя других. Светская власть в Тибете принадлежала китайским императорам, а духовная панчен-ламе и далай-ламе. Первый считался выше по рангу, так как считался перерожденцем Будды, а второй - перерожденцем бодисатвы.
После революции в Китае в 1951 году Тибет вошел в состав Китая и народное правительство Китая приняло религиозные традиции Тибета.
Из Тибета буддизм в Монголию в XVI в., а с начала XVII в. стал распространяться среди калмыков, бурят, тувинцев.
Царское правительство после некоторых колебаний узаконило буддистскую церковь в Забайкалье. Чтобы ослабить ее связь с Монголией и Тибетом Екатерина II создала даже должность верховного ламы. Местопребыванием его и центром управления буддистской церковью в России стал с 1809 г. крупный Гусиноозерский дацан. В 1853 году было издано особое «Положение о ламайском духовенстве в России».
Для всего северного буддизма Тибет является метрополией, заветной страной. Лхаса – священный город, куда отовсюду стекаются паломники- буддисты. Большинство населения этого города составляют монахи. Тибетский язык считается священным у всех северных буддистов, на нем написана обширная религиозная литература.
В настоящее время самую видную общественно-политическую и культурную роль буддизм играет в странах Индокитайского полуострова. В Бирме, Камбодже, Таиланде буддизм выступает как государственная религия.
В Японии буддизм, разбившийся на множество сект, так переплелся с чисто национальным синтоизмом, что сегодня трудно сказать, какая секта основана на синтоистском, а какая на буддистском вероучении. В основном они мирно сосуществуют.
Общая оценка исторической роли буддизма не вызывает сомнения. Буддистское учение давало страдающему человеку какое-то утешение, правда, часто иллюзорное. Проникая в отсталые страны – Тибет, Монголию, Бурятию – буддизм нес с собой элементы культуры и образованности, прежде всего письменность, обрывки знаний, принесенные из Индии. Однако образование и культура были доступны не многим. В основном ими могла пользоваться ламская аристократия.
Литература