План
1 Святые места в Израиле……………………………………………………. 3
1.1 Паломничество на святую землю…………………………………….. 3
1.2 Святой город Иерусалим……………………………………………… 4
1.3 Вифлием (Бейт-Лехем)……………………………………………… 16
1.4 Галилея……………………………………………………………….. 18
2 Следы Мухаммеда………………………………………………………… 22
Список используемой литературы………………………………………… 25
1 Святые места в Израиле
1.1 Паломничество на Святую Землю
Слова "Святая Земля" наполнены особым смыслом для каждого православного человека.
Есть на Земле много стран, известных своей красотой, древностью своей истории, богатством своей культуры. Но на всей планете есть лишь одна Святая Земля. О ней мы узнаем с самых первых страниц Священного Писания. Именно она была обещана Богом Аврааму, названному «отцом всех верующих». К ней, преодолевая многочисленные испытания, стремился из Египта избранный Богом народ. На этой земле, в период всеобщего идолопоклонства, совершалось служение истинному Богу. Наконец, на этой земле родился обещанный Богом Мессия - Иисус Христос. Эта земля стала местом Его Служения, Крестной Смерти и Воскресения.
В православном понимании под паломничеством подразумевается посещение святых мест, чтимых монастырей, храмов. Оно было издавна распространено на Руси. Однако, в своем первоначальном смысле, паломничество - это посещение Святой Земли. В православии само понятие паломничество возникло в связи с путешествиями для поклонения местам, связанным с именем Спасителя.
В современном мире паломничество часто смешивается с туризмом. Несмотря на кажущуюся близость, эти понятия имеют весьма разный характер.
В то время как туризм имеет своей целью получение новых знаний, ощущений, паломничество носит чисто религиозный характер. Совершаясь по благословению Церкви, паломничество является своего рода богослужением, духовной работой, очищением души. Его также называют поклонничеством, поскольку основной целью богомольца является поклонение святым местам.
1.2 Святой город Иерусалим
Самым главным местом Земли Обетованной является город Иерусалим, который, как и вся эта земля, также называется святым.
Много столетий назад, задолго до основания Иерусалима на место будущего города по повелению Божию пришел со своим сыном Исааком Авраам для принесения жертвы.
Здесь же, несколько веков спустя, царь Давид основал свою столицу. Сын Давида Соломон построил в Иерусалиме храм, который на протяжении многих веков был единственным местом истинного Богопочитания. Здесь проповедовали ветхозаветные пророки, предвозвещая пришествие в мир Сына Божия. В Иерусалимский храм был принесен младенец Иисус и был встречен праведным Симеоном. Будучи отроком, Господь неоднократно посещал Иерусалим, удивляя книжников своей необыкновенной мудростью. Начав мессианское служение, Спаситель несколько раз посещает Святой Град, проповедуя наступление Царства Небесного.
Последний приход Христа в Иерусалим сопровождался поистине царской встречей. Однако, ликование толпы было недолгим. Встреченный как Царь, Господь вскоре предается на поругание и позорную смерть. На горе Голгофе совершается распятие Христа.
Положенный во Гроб, Христос преодолевает смерть. Пришедшие ко Гробу мироносицы не находят тела Учителя. Восставший от Гроба Господь вскоре является ученикам, уверяя их в истинности своего Воскресения. Все эти события, глубоко изменившие историю человечества, произошли здесь, в Иерусалиме. Отсюда же, следуя повелению Христа, началась проповедь Евангелия по всему миру. Святой Град Иерусалим является первым местом в паломничестве по Святой Земле. Поклонническая программа для русских богомольцев обычно начинается с посещения Русской Духовной Миссии - официального представительства Русской Православной Церкви на Святой Земле. Здесь паломники получают благословение на совершение паломничества. Отсюда начинается их путь по стопам Господа.
Самым важным местом паломнической программы является храм Воскресения с его великими святынями: Голгофой, камнем Помазания, Живоносным Гробом Господним. Этот храм является главной святыней христианского мира, местом спасения человеческого рода. Каждый православный паломник старается не только посетить храм Воскресения, поклониться его великим святыням, но и помолиться на ночной Литургии у Гроба Воскресшего Христа. Совершая паломничество по Иерусалиму, поклонники посещают места, связанные с последними днями земной жизни Иисуса Христа. Они приходят на Сион, где Господь совершил с учениками последнюю трапезу и установил таинство Евхаристии. Молятся в Гефсиманском саду - там, где Господь молился до кровавого пота и где Он был взят воинами. Паломники проходят по Крестному пути - той дороге, которой Господь шел к месту своего распятия - Голгофе. Доследуя апостолам, паломники поднимаются на Елеонскую гору, откуда Воскресший Христос вознесся на небо. Особой любовью русских богомольцев пользуются места, связанные с жизнью Божией Матери. Паломники непременно посещают место Рождества девы Марии, место Ее славного Успения, с умилением молятся у Гробницы Божией Матери в Гефсимании. Последуя стопам Богородицы, паломники посещают русский Горненский монастырь в ЭйнКареме, куда пришла Божия Матерь после Благовещения, и где Она находилась в течение трех месяцев. В этом же селении, согласно преданию, родился святой Иоанн Предтеча.
Северо-западная часть Старого города занята Христианским кварталом. Заселение этого квартала началось в IV веке когда над развалинами римского языческого храма византийский император Константин воздвиг Храм Гроба Господня. Храм гроба Господня. Войдя в Старый город через Яффские ворота, спустившись вниз по улице Давида в направлении к базару, попадаем на территорию Христианского квартала, где находится святая святых христианского мира — Храм Гроба Господня. Он воздвигнут на месте, где, согласно преданиям, был распят, погребен и затем воскрешен Христос.
Путь к Храму Гроба Господня лежит по ул. а'Ноцрим (Христианская улица), первый поворот налево от улицы Давид a'Meлex. Идем по правой стороне улицы а'Ноцрим до улицы св.Елены (рехов сант аЛена) и спускаемся к скромной калитке, ведущей во двор, где стоит Храм Гроба Господня.
Сейчас Храм не напоминает первоначальную постройку, которая была основательно разрушена еще в VII веке, во время нашествия персов. Только в 1130-1149 годах, когда Иерусалим стал столицей христианского государства крестоносцев, храм был вновь отстроен. В 1927 году он сильно пострадал при землетрясении, но был быстро восстановлен.
Храм Гроба Господня является как бы мемориалом Христа. Здесь все связано с его именем. При входе в храм мы видим камень Помазания, представляющий собой продолговатую низкую плиту. Согласно преданиям, на этот камень, облицованный сейчас мрамором, было положено тело Христа, снятое с креста, для умащения ароматическими веществами перед погребением.
Войдя внутрь храма и спустившись по лестнице, мы попадаем в темный, мрачный зал. Своды его поддерживаются многочисленными колоннами и строительными лесами, поставленными после землетрясения 1927 года.
Слева от лестницы, — небольшая часовня, где находятся каменные надгробия над могилами христианских королей Иерусалима: Годфруа и Бодуэна I.
В центре зала стоит небольшая купольная часовня из розового мрамора, поставленная в 1810 году над пещерой Гроба Господня (Кузуклия) Часовня имеет два придела: придел Ангела (здесь мы видим Фигуру сидящего на гробовом камне ангела. Часть камня зделана в мраморную чашу) и собственно гробница, куда ведет низкий проход, поэтому, проходя по нему, невольно склоняешься в низком поклоне. Гробница, освещаемая только лампадами, имеет два метра а длину и полтора метра в ширину. В ней и находится вделанное в стену мраморное надгробие.
Позади часовни находится притвор греческой церкви, где привлекает внимание большая каменная ваза, символизирующая "центр земли", находящийся в святом Иерусалиме, и трон патриарха. Против часовни расположен притвор русской православной церкви. Здесь на богато отделанном золотом алтаре видим четыре большие иконы московских мастеров с необычайно тонкой работы серебряными складами.
Голгофа. Сразу у входа в храм, направо от камня Помазания, две лестницы ведут наверх. Они приводят к месту, где, по преданию, стоял крест, на котором был распят Христос. Это место разделено массивной колоннадой на две части. Одна часть принадлежит греко-ортодоксальной, другая — римско-католической церквям. В глубине греческого притвора высится Распятие над открытым престолом. Под престолом в полу помещен серебряный диск с отверстием в середине, обозначающим место, куда был вставлен крест. Тут же двумя черными кругами обозначены места крестов, на которых одновременно с Христом были распяты два разбойника.
В католическом притворе, украшенном мозаичными картинами на библейские темы, находится алтарь "Пригвождения ко кресту".
В одной из колонн, разделяющих два притвора, есть скульптурное изображение святой Девы Марии, украшенное драгоценными камнями.
Из галереи, идущей вдоль стены храма, справа от лестницы ведущей на Голгофу, спустившись вниз на 30 ступеней, попадаем в греческую церковь св.Елены. В правом углу этой церкви имеется лестница, которая приводит в пещеру Обретения Креста. Мраморная плита в ней обозначает место, где, по преданию, нашли крест, на котором был распят Христос.
Под Голгофой, справа от камня Помазания, находится вход в часовню праотца Адама, который, по преданию, после своего грехопадения жил в Иерусалиме. Согласно преданиям, Адам предсказал, что если распятие Христа свершится, то каменное основание Голгофы расколется. В глубине часовни имеется стеклянное окно. Сквозь него показывают расщелину, якобы образовавшуюся во время землетрясения при распятии Христа.
Весь Храм Гроба Господня разделен на небольшие притворы, которыми владеют церкви самых различных религиозных направлений.
Участок земли, занятый храмом, со времен Саладина принадлежит двум мусульманским семьям. У них же хранятся и ключи от храма. Ежедневно кто-нибудь из членов этих семей открывает двери по просьбе представителя христианских вероисповеданий для отправления церковных служб.
Виа Делароза (Скорбный путь). Попав в Иерусалим, как не пройти последовательно весь путь страданий Христа от Гефсиманского сада, где он был схвачен стражей, до места его распятия — Голгофы.