В 1995 г. было 19,5 тыс. начальных школ (более 3 млн. учащихся и около 156 тыс. учителей), 5,6 тыс. средних школ (св. 1 млн. учащихся и более 100 тыс. учителей), 225 высших учебных заведений (39 тыс. учащихся, ок. 9 тыс. преподавателей). Имеется 9 национальных. 2 провинциальных и 16 частных университетов.
В Буэнос-Айресе расположен ряд научных учреждений и обществ, в т. ч. Академия литературы, Национальная академия экономических наук. Национальная академия общественных наук. Крупнейшие научно-исследовательские институты: Национальная комиссия по атомной энергии, Национальный институт механизации сельского хозяйства, Национальный институт технологии промышленности.
Наиболее крупные библиотеки находятся в столице. Самая большая библиотека—в столичном университете (насчитывает 1,5 млн томов). В Аргентине более 70 музеев, в т. ч. Национальный музей, Музей современного искусства и т. д. Насчитывается более 80 театров и св. 150 тыс. кинотеатров.
Выходит св. 230 дневных газет, из них 75% — в Буэнос-Айресе. «Насьон» — одна из главных буржуазных газет (тираж 200 тыс. экз), «Кларин»—влиятельная буржуазная газета (400 тыс. экз), «Пренса»—отражает взгляды аргентинской буржуазии и латифундистов, связанных с американскими монополиями (300 тыс экз ). «Расон» — крупнейшая буржуазная газета (400 тыс экз.), «Коррео де ла Тарде» (вечерняя) —одна из наиболее правых газет проамериканского направления (120 тыс. экз), «Нотисиас графикос»—буржуазная газета либерального направления (св. 100 тыс экз.), «Пуэбло»—орган католической церкви (15 тыс. экз.), «Вангуардиа»—газета социалистической партии.
В 1997 г. работало 108 радиостанций и 28 телевизионных станций (насчитывалось 5.9 млн. приемников и 1,7 млн. телевизоров).
Литература
Литература Аргентины развивается на испанском языке. Фольклор и литература памятники индейских племён, населявших Аргентину, не сохранились. Литература колониального периода (нач. 16 —нач. 19 вв.) представлена поэмой «Паломник в Вавилоне» Л. де Техеды (1604—1680), стихотворной хроникой «Аргентина и завоевание Рио-де-Ла-Платы» (1602) М. дель Барко Сентенеры, исторической хроникой «Рукописная Аргентина» (1612) Р. Диаса де Гусмана, и др. В годы войны за независимость испанских колоний 1810—1826 и национально-освободительного движения преобладал революционно-патриотический классицизм: публицистика Б. де Монтеагудо (ок. 1785—1825), стихи В. Лопеса-и-Плансса (1785—1856), Э. де Луки (1786—1824), X. Круса Варелы (1794—1839).
В становлении национальной лит-ры важная роль принадлежит устному народному творчеству, возникшему на основе жанров испанской народной поэзии. После завоевания независимости в нач. 19 в. были популярны песни-импровизации (видала, тристе и др.) гаучо (скотоводов), которые легли в основу собственно аргентинского явления — литры гаучо. Её зачинатель — первый национальный поэт Б. Идальго (1788—1822), оставивший также заметный след в уругвайской литературе, В своих «Патриотических диалогах» (1821—22) и куплетах (т. н. сьелито) он обратился к народной тематике. О жизни обитателей пампы писал и поэт И. Аскасуои (1807—75). В 30-е гг. развитие национальной литературы значительно ускорилось. Д. Ф. Сармьенто (1811—88), используя традицию анонимного рассказа, воссоздал жизнь аргентинской пампы в художественно-филосовском эссе «Факундо» (полное назв. «Факундо, или Цивилизация и варварство в аргентинской пампе», 1850) — одном из основных сочинений, подготовивших традицию оригинального национального романа. Писатель и философ Э. Эчеверрия(1805—1851) —основоположник романтич. направления, идеологической базой которого были ярко выраженные антииспанские настроения, идеи Великой французской революции. Поэма Эчеверрии «Пленница» (1837) стала первым произведением романтической поэзии, затронувшей национальные темы. Начало художественной романтической прозе Аргентины положил роман «Амалия» (1855) X. Мармоля (1817—1871), а основы реалистической традиций заложены в новелле «Бойня» Эчеверрии.
Последняя четверть 19 в. ознаменована расцветом прозы и поэзии. В прозе конца 19 в. выделяется социальный роман о городе, отмеченный чертами натурализма: «Попурри», «Без руля» и др. Э. Камбасереса (1843—88), «Большая деревня» Л. В. Лопеса (1848—94), «Биржа» (1890) X. Мартеля (наст. имя — X. Миро, 1868—96). Костумбризм, связанный в основном с сельской тематикой, нашёл выражение в поэзии Э. дель Кампо (1834—80; поэма «Фауст», 1866), Р. Облигадо (1851—1920; поэма «Сантос Вега», 1885). Вершиной литературы гаучо и всей реалистической литературы Аргентины 19 в. стала эпическая поэма X. Р. Эрнандеса (1834—86) «Мартин Фьерро» (ч. 1—2, 1872—79) — история свободолюбивого гаучо, ставшего в условиях развивающихся капита-листич. отношений жертвой социальной несправедливости.
Начало 20 в. характеризуется усилением позиций реализма. Вместе с тем заметную роль начинает играть модернизм: исторический роман «Слава дона Рамиро» (1908) Э. Ларреты (1875—1961), поэзия Л. Лугонеса (1874—1938) и Р. Гуиральдеса (1886—1927). К кон. 20-х гг. влияние модернизма стало менее ощутимым. Среди писателей-реалистов нач. 20 в., отразивших специфику национальной жизни, — Р. X. Пайро (1867—1928), автор романа «Забавные приключения внука Хуана Мо-рейры», 1910), Б. Линч (1885—1951;
романы «Стервятники "Флориды"», 1916, «Англичанин — искатель костей», 1924, в рус. пер. — «Мистер Джеймс ищет черепа», 1969), М. Гальвес (1882—1962). Роман Р. Гуиральдеса «Дон Сегундо Сом-бра» (1926) наряду с костумбристскими тенденциями обнаруживает черты романтизма. К так называемым поэтам-постмодернистам относятся Э. Карриего (1883—1912), Б. Фернандес Морено (1886—1950), Э. Банчс (р. 1888), поэтесса А. Сторни (1892—1938). В становлении реалистич. драматургии этого периода большую роль сыграли Ф. Санчес, Г. де Лаферрере и др.
В сер. 20-х гг. в условиях подъёма демократич. движения возник
ли эстетско-формалистская группа «Флорида» (В. Окампо, 1891—1978;
X. Л. Борхес» р. 1899; Л. Маречаль, 1900—70, Э. Мальеа, р. 1903) и критико-реалистическая группа «Боэдо», сплотившая писателей, которые посвятили своё творчество социальным проблемам национальной действительности: А. Юнке (род. 1890),Э. Кастельнуово (род. 1893), Л. Гудиньо Крамер (род. 1900), Р. Арльт (1900—42), Л. Барлетта (1902—75), Р. Гонса-лес Туньон (1905—74), оказавшие заметное влияние на дальнейшую литературную жизнь Аргентины. Для лирики 40-х гг. характерно существование модернистских и реалистических тенденций, смешение их, нередко в творчестве одного и того же писателя (Э. Вернике, 1915—68). В русле критич. реализма созданы произведения Э. Кастро (р. 1902; роман «Островитяне», 1944), Б. Вербитского (р. 1907), К. Р. Доде (1901—74), Р. Ларры (род. 1913), Х.Х.Манауты (род. 1920), X. Мурильо и др. В романе А. Варелы (род. 1914) «Тёмная река» (1943) заметны тенденций социалистического реализма. Эстетическим концепциям «Флориды» следуют М. Мухика Лайнес (род. 1910), А. Бьой Касарес (род. 1914), С. Бульрич(род. 1915).
В творчестве многих писателей отмечаются попытки синтеза реалистического анализа и символических обобщений, стремление сочетать национальную конкретность с универсальностью подхода к социальным явлениям действительности. Эти тенденции наиболее глубокое выражение нашли в прозе X. Кортасара (род. 1914; романы «Премии», 1960, «Игра в классы», 1963, рассказы). Пороки буржуазного мира обличаются в романах «Те, кто на коне» (1967) Д. Виньяса (р. 1920), «Туннель» (1948) и «О героях и могилах» (1961) Э. Сабато (р. 1911), в публицистике Марии Росы Оливер (1898—1977).
Развивается литературоведение: работы А. Н. Понсе (1898—1938), Э. П. Агости (род. 1911), а также соч. А- Л. Паласьоса (1876—1965), Р. Рохаса (1882—1957), Э. Мартинеса Эстрады (1895—1964), Э. Андерсена Имберта (род. 1910). Аргентинское общество писателей (осн. в 1928) занимает либерально-буржуазные позиции.
Архитектура и изобразительное искусство
Архитектура. Примитивные древние сооружения аборигенов не сохранились. Современный облик городов Аргентины складывался на протяжении четырёх столетий. Большинство городов (Буэнос-Айрес, Кордова, Санта-Фе и др.) основано в период испанской колонизации. Их план разбивался по прямоугольной сетке, на главной площади (Пласа де Армас) возводились собор, ратуша (кабильдо), дворец губернатора, арсенал. Колонная архитектура в ранний период (17 в.) отличалась простотой, монументальностью, отсутствием декоративной скульптуры. Для этого периода характерны: здание кабильдо в Буэнос-Айресе (осн. в 1608, перестроено в 1725—65, арх. А. Бланки, 1677—1740, X. Б. Примоли), миссия и церковь Ла Компаньия в Кордове (1646—90, резные своды из кедрового дерева возведены во 2-й пол. 17 в. инженером Э. Ф. Лемером, 1608—71), собор в Кордове (осн. в 1574, строительствово в 1680—1758, арх. X. Гонсалес Мергельте, А. Бланки) и др. В 18 в. архитектура Аргентины испытала влияние барокко (церковь Эль Пилар в Буэнос-Айресе, 1716—32, арх. X. Б. Примоли и А. Бланки; церковь Санта-Каталина в Буэнос-Айресе, 1737—45). Расцвет аргентинского барокко, характеризующийся большим богатством декоративных элементов, динамикой форм, относится ко 2-й пол. 18 в. (купол и башни собора в Кордове, 1758, арх. В. Муньос, 1699—1784). После освобождения от колониальной зависимости преобладало влияние архит. течений Франции, Италии, Великобритании. С нач. 19 в. в Аргентине господствовал классицизм (фасад собора в Буэнос-Айресе, 1822—63, арх. П. Кателин). Градостроительные работы прежде всего затронули столицу Аргентины. Совр. вид Буэнос-Айреса с его расположением улиц, конфигурацией площадей и парков сложился в кон. 19 — нач. 20 вв.: Пласа дель Конгресс, улицы Авенида де Майо (1889—94), Диагональ Норте (1887), Авенида 9 июля (1930-е гг.), парки Ретиро, Палермо. В этот период построены многоэтажные дома, банки, гос. учреждения. В архитектуре господствовали эклектика и стилизация: дворец Сан-Мартин и Торговая биржа (1887, арх. А. Кристоферсен, 1866—1946), Нац. музей декоративного иск-ва (1912, арх. Р. Серхент), здание конгресса (нач. 20 в., арх. В. Маэно, 1860—1904), театр «Колон» (1905—08, арх. В. Маэно, X. Дормаль, 1846—1924) и др. В 1901 создана Школа архитектуры в Буэнос-Айресе.
В конце 1920-х гг. в архитектуре Аргентины зарождаются рационалистические тенденции. Развитие этого направления связано с работами архитектора А. Вирасоро (род. 1892; Дом театра в Буэнос-Айресе, 1927), А. Пребиша (кинотеатр «Гран Рекс» в Буэнос-Айресе, 1937, жилые дома). Арх. А. Вилар создал серию станций Автомобильного клуба, появились первые высотные здания (Эль Каванаг в Буэнос-Айресе, 1935, арх. Санчес, Лагос, де ла Торре). Исследование арх. В. Акосты «Жилище и город» (1936), а также построенные им жилые дома в Буэнос-Айресе ставили проблему функций и формы жилища в конкретных климатических условиях. Строились многоэтажные жилые здания («Арройо» в Буэнос-Айресе, 1935, арх. X. Кальнай). Из градостроительных работ особенно выделяется объездная магистраль — Авенида Хенераль Пас в Буэнос-Айресе с мостами и развязками в разных уровнях (1937—41, инж. П. Паласо). В 40—50-х гг. передовые архитекторы объединялись вокруг группы «Аустраль», выступавшей против внешнего модернизма, за чистоту стиля. Наиболее значительные постройки этого времени: жилой дом на ул. Виррей дель Пино в Буэнос-Айресе (1941—43, арх. X. Феррари Ардой и X. Курчан), здание «ЭССО» в Буэнос-Айресе (1945—51, арх. Л. и А. Мореа), виллы в предместьях городов (арх. А. Вилар, А. Вильяме). Для последующих лет характерен отход от сухого рационализма. Зодчие обращаются к принципам органич. архитектуры (односемейные дома в Ту-кумане, Росарио, Санта-Фе, 1950, итал. арх. Э. Тедески; виллы в Мар-тинесе, арх. X. Виванко, В. Пелуф-фо, А. Бонет), а также к развитым пространств, и структурным композициям (средняя школа в пров. Мисьонес, 1962, арх. М. Сото и Р. Риварола; детская больница в Тукумане, 1960, арх. Э. Сакристе; муниципалитет в Кордове, 1953—62, арх. С. Санчес Элия, Ф. Перальта Рамос, А. Агостини). Муниципальный театр «Сан-Мартин» в Буэнос-Айресе (1953—60, арх. М. Р. Альварес и М. О. Руис) включает, помимо двух театральных залов, библиотеки, кинозал, школу артистического искусства, музейные и выставочные залы. Здание Банк оф Лондон энд Саут Америка в Буэнос-Айресе (1960—66, арх. К. Теста, р. 1923, С. Санчес Элия, Ф. Перальта Рамос, А. Агостини) интересно смелым использованием новых конструкций и материалов. Значительны работы арх. X. Соль-соны в Буэнос-Айресе (здание РАТЕ, 1966; Муниципальный банк, 1968), а также арх. К. Тесты, Ф. Росси, А. Гайдо и Б. Дабиновича: Гражд. центр — здание провинц. управления в Санта-Росе (1957—63), Нац. б-ка в Буэнос-Айресе (арх. Ф. Бульрич, К. Теста).