Смекни!
smekni.com

Россия. 21 век. Начало строительства (инфраструктурный комплекс как фактор организации экономического пространства России) (стр. 13 из 14)

Применив данную норму Конвенции, Россия может подтвердить за собой арктический сектор, аналогичный тому, который закреплен Постановлением 1926 г., когда на картах мира от границ нашей страны к Северному полюсу велись пунктирные линии, очерчивающие нашу арктическую зону. В конце концов, юридических оснований для того, чтобы стереть эти линии с мировой карты, нет.

(www.ng.ru)

В дополнение:

02.03.01. Агентство «Интер­факс» со ссылкой на россий­ские военно-дипломатичес­кие источники сообщило, что в рамках международ­ной программы изучения Северного морского пу­ти – Insrop - начинается поиск возможностей перес­мотра статуса арктических проливов как внутренних вод России. По мнению ад­министрации СМП, интерна­ционализация арктических вод грозит стране сущес­твенным сокращением ле­докольного флота.

Программа Insrop {International Northern Sea Route Programme) создана в 1993 году для изучения возможностей коммерческого использо­вания Северного морского пути как альтернативы южного маршрута из Азии в Европу (через Суэцкий ка­нал). В программе участвуют нор­вежский институт Ф. Нан­сена, японский Фонд морского судо­ходства (Japan's Ship and Ocean Foundation), российские Централь­ный научно-исследовательский ин­ститут морского флота (ЦНИИМФ) и Арктический и Антарктичес­кий НИИ. Финансируется Insrop на паритетной основе японской и нор­вежской стороной. Россия участвует в программе своими научными раз­работками. Разработчики програм­мы никогда ранее не поднимали воп­рос о политическом статусе СМП.

По мнению участников Insrop, на севере морские вла­дения России должны ограни­чиваться 12-мильной зоной тер­риториальных вод. Как в Кана­де, которая не имеет исключи­тельных прав на арктические воды своего северного побе­режья. Как сообщил на­чальник администрации Север­ного морского пути Анатолий Горшковский, западные судо­ходные компании хотят учас­твовать в освоении северных нефтегазовых месторождений (более 35% мировых разведан­ных запасов). После «интерна­ционализации» СМП они полу­чат свободный доступ к портам Енисея и Обской губы. К освое­нию северных маршрутов судовладельцев подталкивают и долгосрочные прогнозы метеос­лужб: глобальное потепление через 15-20 лет увеличит в Ар­ктике пространство «открытой воды» и упростит перевозки.

Реализация планов участни­ков Insrop может обернуться ка­тастрофой для российского ле­докольного флота. По словам господина Горшковского, ледо­кольная проводка по Арктике одного судна среднего тоннажа (около 20 тыс. т) обходит­ся владельцу в 100-120 тыс. USD.

При этом на содержание ледо­кольного флота России ежегод­но нужно не менее 3 млн. USD. По­теря СМП «российского» статуса приведет к тому, что иностран­ные судовладельцы смогут пользоваться услугами соб­ственных ледоколов.

Для сравнения: морской путь в Европу из Азии через СМП составляет 6600 км, через Суэцкий канал — 11 400 км.

«Коммерсант», 06.03.01.

Ресурсы Арктики

В настоящее время на Севере сосредоточены 65% запасов нефти, 85% - газа, 63% - угля, 90% - никеля, 67% - леса, 87% - рыбы, 80% - апатитов, более 95% - алмазов, основные запасы золота, серебра, олова, редкоземельных металлов Российской Федерации.

Сегодня на Севере производится свыше 20% национального дохода России при доле численности населения всего лишь в 8%, добывается 75% нефти, 92% - газа, 15% - угля, вырабатывается более 15% электроэнергии, заготавливается около 50% деловой древесины.

На территории Якутии ежегодно добывается 1/5 часть добываемых в мире алмазов. Республика Саха (Якутия) занимает также одно из ведущих мест в России по запасам и прогнозным ресурсам благородных металлов, прежде всего золота и серебра.

Север остается также главным источником мехов и рыбопродуктов.

По выявленным и прогнозируемым запасам многих видов полезных ископаемых континентальный шельф является уникальным национальным резервом России. Извлекаемые ресурсы углеводородов составляют более 100 млрд. тонн в пересчете на нефть. В западном секторе российской Арктики открыта гигантская газонефтяная шельфовая провинция, в которой сосредоточено 70% всех начальных извлекаемых ресурсов. Новые центры нефтегазодобычи могут быть созданы на базе трех крупных районов концентрированного нефтегазонакопления - Центрально-Баренцевского, Южно-Карского газоконденсатных и Печорского нефтегазоконденсатного. Широки в этом регионе и перспективы открытия новых месторождений - ведь на 62% этих площадей не пробурено ни одной скважины. И даже при такой низкой геологической изученности здесь уже открыто 16 месторождений, в том числе такие уникальные, как Штокмановское газоконденсатное, Ленинградское и Русановское газовые, общие запасы газа которых превышают 10-12 трлн. кубометров.

Второй крупнейший нефтегазовый район выявлен на шельфе северо-восточного Сахалина, потенциал которого оценивается в 1,6 млрд. кубометров газа. В конце 70-х гг. здесь были открыты крупные месторождения Одопту-море и Чайво, в 90-х гг. - Лунское и Аркутун-Даги. На остальных участках морского Севера изучение шельфа только начинается. Весьма перспективны на нефтегазоносность северный и восточный шельф Охотского моря, Хатырский и Анадырский участки Берингова моря, Чукотское, Восточно-Сибирское моря, море Лаптевых. Богат арктический шельф и другими месторождениями полезных ископаемых - угля, золота, меди, никеля, олова, платины, марганца и т.д. Из них сегодня разрабатываются только месторождения угля на архипелаге Шпицберген и золота на острове Большевик (Северная Земля). Вне всяких сомнений, спрос на стратегическое дефицитное сырье континентального шельфа на мировом рынке будет расти. Но разработка нефтегазоносных месторождений шельфа в Арктике - дело весьма трудоемкое.

Штокмановское месторождение расположено в центральной части Баренцева моря. Осложняют освоение месторождения и инженерно-геологические факторы - многочисленные разрывные нарушения мезозойских пород, отразившиеся на свойствах донных грунтов, и рельефа дна. Глубинность моря, отрицательные придонные температуры создают дополнительные трудности для разработки и требуют создания новой техники и технологии, новых конструктивных решений, определяющих возможность освоения с надводных платформ или с применением подводных систем. На условиях конверсии Россия может создать такие системы, но на это требуется вложение средств и время. Стоимость проекта освоения Штокмановского месторождения оценивается в 30 млрд. долл. На сегодняшний день целесообразно в рамках программы "Мировой океан" провести исследование газогидратов Баренцева и Карского морей, а также комплексную экологическую и экономическую экспертизу проекта. Весьма перспективна и разработка Приразломного нефтяного месторождения, где запасы нефти оцениваются в 83 млн. тонн. Экономические показатели освоения месторождения малоэффективны - при действующей системе налогообложения его освоение становится нерентабельным.

Сегодня перспективно освоение лишь месторождений Сахалинского шельфа по проектам «Сахалин-1» (месторождения Чайво, Одопту-море, Аркутун-Даги), «Сахалин-2» (месторождения Лунское и Тильтун-Астохское), а в дальнейшем и «Сахалин-3» (Киринский блок). Месторождения «Сахалин-1 и –2» имеют суммарные извлекаемые запасы нефти 273 млн. тонн и 751 млрд. кубометров газа. Несмотря на трудности нефтегазодобычи, освоение этих месторождений позволит уже к 2005 г. полностью газифицировать Дальний Восток (сегодня здесь уровень газификации составляет только 10% от потребностей), полностью обеспечить сырьем дальневосточные нефтеперерабатывающие заводы, отказаться от поставок в регион тюменской нефти. В рамках проекта «Сахалин-1» уже пробурено три разведочные скважины на Аркутун-Дагинском месторождении.

Проект «Сахалин-1» осуществляется консорциумом в составе госпредприятия «Роснефть» - «Сахалинморнефтегаз», корпорацией СОДЕКО (Япония) и ЭКСОН (США). О сложности добычи нефти говорит тот факт, что месторождения Одопту-море и Чайво, открытые еще в конце 70-х гг., до сих пор не разрабатывались. На месторождении Аркутун-Даги планируется в 2001-2002 гг. добыть первые 3 млн. тонн нефти.

Сахалин известен своей уникальной природой. Учитывая это, компании-операторы гарантируют (и это специально оговорено в контракте) применение самых жестких стандартов безопасности и охраны окружающей среды на всех этапах реализации проекта. Международное сотрудничество позволит сократить время освоения, привлечь финансовые ресурсы и передовые технологии. Конечно, при этом должны соблюдаться национальные интересы страны. Закон «О соглашениях о разделе продукции» (ст. 6-7) четко оговаривает, что разработка условий пользования недрами, подготовка соглашений, в том числе по разделу прибыльной продукции, осуществляются Комиссией, создаваемой правительством РФ. На условиях раздела продукции уже законодательно закреплена разработка Самотлорского нефтегазоконденсатного месторождения, Красноленинского нефтяного месторождения, Куранахской группы месторождений золота (Республика Саха (Якутия), месторождений нефти на шельфе Сахалина, Приразломного нефтяного месторождения в Архангельской области.

В настоящее время активно ведется подготовка к освоению месторождений углеводородов арктического шельфа, и в первую очередь в акватории Баренцева и Карского морей. АО «Росшельф» подготовило технико-экономическое обоснование и проект разработки Приразломного месторождения, первая нефть из которого будет получена в ближайшие годы. Разработка этого месторождения будет вестись с морской ледостойкой платформы, которая строится в Северодвинске производственным объединением «Севмашпредприятие». Вслед за Приразломным месторождением в разработку будут введены месторождения Варандей-море и Медын-море. К 2010 году только в Печорском море добыча нефти составит свыше 15 млн. тонн.