– один из немногих городов Эстонии, сохранивших в большом количестве архитектурные памятники. Он возник в конце X – начале XI века. Уже с того времени Таллинн развивался быстрее других городов Эстонии. Этому способствовали многие причины. Во - первых, место города предопределила удобная для гавани, хорошо защищённая от волн Таллиннская бухта, вблизи которой возвышался высокий обрывистый холм – Тоомпеа, как бы самой природой предназначенный для сооружения здесь городища, защищающего гавань. Выгодное расположение Таллинна способствовало его развитию как порта и торгового города: уже в XII веке он, как центр торговли и ремесла становится известным далеко за пределы Эстонии.
Во - вторых, город располагался на пересечении важных торговых путей, что способствовало привлечению к нему внимания завоевателей. Первыми из них были датчане, которые правили здесь более 100 лет. Затем Таллинн попадает под власть немецкого рыцарского Ливонского ордена, а во время Ливонской войны город присягнул на верность шведской короне. Далее шведы были разбиты под Полтавой Петром I и Таллинн вместе со всей Эстонией были присоединены к Российской империи.
На этом бурном историческом фоне идёт развитие Таллинна. Каждый из завоевателей вносит в формирование и укрепление Таллинна архитектурный стиль своего государства: малая крепость на Тоомпеа, заложенная еще датчанами, была перестроена Ливонским орденом в сильно укрепленный замок, что оставило отпечаток немецкой архитектуры; также много построек говорит нам и о правлении Российской короны. Такое разнообразие архитектуры ведёт к бурному развитию туризма в наше время, что является ведущей отраслью развития Таллинна.
В - третьих, так как Таллинн издавна является торговым центром, то промышленность в нём развивается также лучше, чем в других городах Эстонии. В Таллинне представлены практически все отрасли промышленности (пищевая, лёгкая, машиностроительная, химическая, деревообрабатывающая, промышленность строительных материалов), и находятся крупнейшие производства страны.
Все приведённые выше факторы указывают на выгодное для столицы месторасположение. Но путь Таллинна к столице был долгим и трудным.
Средневековое ядро Таллинна – Старый город – это не музей, не заповедник, а район, живущий полнокровной жизнью, тот подлинный центр, к которому тяготеет весь город. В то время нынешний Старый город являлся городищем. Но в 1864 году Таллинн перестал быть крепостью. В городе отпали ограничения с постройкой новых домов. В 1870 году открылось движение по Балтийской дороге; Таллиннская гавань становится окном в Европу для внутренних губерний России. Растут фабрики, заводы. С ними растёт и население, выстраиваются поместья. Уже в XIII – XIV веках Таллинн входит в число крупнейших городов Балтики, ко второй половине XIV века его население достигает 4 тыс. человек. Этому во многом способствовали широкие связи города с Псковом, Новгородом и городами Западной Европы. Большое значение для города имело его вступление в 80 - х годах XII века в Ганзейский союз торговых городов. XV век и начало XVI века были периодом наивысшего экономического и политического расцвета средневекового Таллинна. Его экономические и торговые связи с городами Северной Руси и городами Ганзейского союза способствовали проникновению передовых идей и в и в политическую жизнь города, и в его архитектуру и искусство. Это способствовало, в частности, широкому проведению строительных работ, сильно изменивших облик города. И уже в начале такого бурного развития, то есть в XII - XIII веках, Таллинн стал считаться столицей Эстонии.
Заметное развитие Таллинна также берёт начало со Старого города, то есть когда он был ещё городищем. Сначала отсутствие удобных связей с глубинными районами Российской империи сдерживало рост и развитие города. Резким толчком для него послужило сооружение железной дороги Петербург – Таллинн: возникли крупные промышленные предприятия, увеличился грузооборот Таллиннского порта. Это привело к быстрому росту населения города. Одновременно идёт и быстрый территориальный рост города. Столь бурное развитие привело к достаточно хаотичной застройке. Вблизи Старого города появляется ряд промышленных предприятий, а вне кольца стен и на окраинах – малоблагоустроенные рабочие районы. В конце XIX – начале XX века кольцо стен перестаёт быть нужным как оборонное сооружение, и во многих местах оно разрушается. Сносятся древние ворота города, ставшие препятствием для городского движения, стены во многих местах пробиваются – создаются новые проходы в историческое ядро города. Хотя крупные административные, деловые и торговые здания начали сооружать на примыкающих к Старому городу территориях, за пределами его границ, он продолжал оставаться важнейшей частью общегородского центра. Вместе с тем обострились противоречия между нуждами центра и его устаревшей застройкой. Эти противоречия также усиливались всё большим интересом таллиннцев к историко - архитектурной стороне Старого города. Так возникла его проблема: что делать с этим бесценным, но физически во многом устаревшим комплексом? В итоге длительных споров определились три пути дальнейшего его развития:
Первый – снос устаревших зданий Старого города, застройка его современными зданиями общегородского значения. Сохранению подлежали лишь взятые под охрану памятники архитектуры.
Второй – полное сохранение всех зданий Старого города, реставрация их первоначального облика, а также сохранение функций Старого города.
Третий – сохранение общего исторического и архитектурного колорита Старого города, характера застройки улиц и ансамблей. Сохранение и реставрация памятников архитектуры; изменение, где это возможно, функционального использования зданий.
Так как два первых пути вели к гибели Старого города, то выход из этой проблемы заключался в третьем пути.
В 1960 - х годах на окраинах пустырях началось строительство крупнопанельных домов. Возводились заводские корпуса, школы, детские сады. Прокладывались троллейбусные линии и поговаривали о скоростном трамвае. Город рос, росло и число жителей. В конце 1980 - х годов каждый год в столице прибавлялись 4000 новых квартир и 8000 новых жителей. Лет пять назад строительство в Таллинне было практически заморожено. Сегодня в этой сфере наметилось оживление. Местами столица Эстонии напоминает Таллинн конца 50 - х годов: повсюду видны подъёмные краны, центр города превратился в строительный плацдарм, в пригородах, как грибы после дождя, растут индивидуальные жилые дома. Город развивается благодаря инвестициям в строительство, которые распределяются на возведение жилых домов, мест для проведения досуга, а также объектов инфраструктуры. Несколько лет назад высказывались предположения, что к 2010 году годовые объёмы жилищного строительства вырастут до 50 – 70 тыс. кв. метров, а объёмы офисных площадей – до 50 тыс. кв. метров. В 1997 году объёмы строительства оказались несколько меньшими, зато шла оживлённая реновация старых зданий, а также торговых, промышленных и складских сооружений. Если исходить из того, что экономика будет развиваться стабильно, то вполне реально, что постепенно станут увеличиваться показатели строительства жилой площади, приходящейся на одного человека. Сейчас в Таллинне эта цифра составляет 21 кв. метр. По прогнозам, население столицы не должно существенно увеличиться. Если же по какой - либо причине не произойдёт притока населения, то возрастёт спрос на качественное жильё. Сегодня благоустроенного современного жилья в Таллинне не так много. По структуре жилфонд распределяется следующим образом:
60% – панельные дома;
15% – каменные жилые дома;
15% – жилые дома с деревянными конструкциями;
10% – небольшие и рядные жилые дома.
Со временем потребность в очень больших квартирах и домах, рассчитанных на одну семью, будет сокращаться.
В Таллинне достаточно места для строительства как индивидуальных жилых домов, так и многоквартирных. Если темпы строительства будут и впредь расти не слишком быстро, то земельных ресурсов застройщикам хватит по крайней мере лет 10 – 15. В ближайшее время будут проходить застройки таких районов, как Хааберсти и Пирита, где можно построить 5 – 6 тыс. индивидуальных и рядных домов; Лиллекюла, где можно будет найти около 500 участков; Нымме, где будут реальны несколько сотен новых земельных участков и Ласнамяэ, в котором строительство развернётся на склоне холма.
Строительные объёмы конторских зданий прогнозируются до 50 тыс. кв. метров в год. В 1997 году реальный объём новостроек составил 20 тыс. кв. метров. К этому следует добавить реконструкцию существующих зданий. По проекту детальной планировки Ласнамяэских микрорайонов 9а и 10а, вдоль Нарвского шоссе от начала улицы Смуули находятся земельные участки размером в 0,4 га, предусмотренные для конторских строений. Вместе с развитием строительства зданий развивается строительство дорог, которое требует немалую сумму денег. Горуправа хотела бы ежегодно инвестировать на это 15 – 18% средств городского бюджета, то есть ориентировочно 0,3 млрд. крон. Эти деньги не только пойдут на строительство дорог, но и на нужды социального назначения, в какой-то степени и на новое строительство (например, жилых домов для престарелых). По планам в течение этого года (то есть 1999 год) будут вестись дорожно-строительные работы на участках между Пыхьявялья и бульваром Мере и, при возможности, на “прорыве” Тартуского шоссе между бульваром Рявала и улицей Ливалайа. По данным за 1998 год город израсходовал на строительство и реконструкцию улиц и дорог 119 млн. крон, в бюджете на нынешний год планируется уже почти 160 млн., или на треть больше чем в прошлом. В этом году более чем на 130 млн. крон возрастут вложения на капитальный ремонт школ, на замену окон в тех учебных учреждениях, где это не было сделано в прошлом году. В фонд строительства городского жилья на 1998 год было выделено 90 млн. крон. Ярким примером этого является семиэтажное здание на углу Пярнусского шоссе и бульвара Эстония. Это архитектурное утюгообразное офисное бизнес - здание Kawe Plaza со стеклянным волнообразным фасадом удачно прикрывает убогие строения улицы Татари и чётко отражает здание отеля “Палас”, что стоит через улицу. А собственное лицо этого строения треугольной формы и площадью в 701 кв. метр только сзади, как у двуликого Януса. Его архитектор Хенно Силласте попытался плавно вписать здание вряд других очень разных по стилю домов площади Вабадусе. В постройке, возведённой на бетонном каркасе, 7 основных этажей, технический этаж и 2 подземных для закрытой парковки на 34 автомашины. Примечательно, что чуть ли не впервые в Таллинне началось использоваться и подземное пространство, что очень актуально для центра города, Хотя ещё в 1986 году одну из наибольших площадей Таллинна Виру планировалось построить на двух уровнях: внизу – автостоянка, наверху, к примеру, цветочный рынок. Также планировалось создание скоростного трамвая, который проходил бы через центр города под землёй. Но за прошедшие с той поры годы многое изменилось, поэтому эти планы не привелись в исполнение. Сейчас же у столицы другие планы насчёт площади Виру. Архитекторы планируют возвести десятиэтажное административное здание на другой стороне Нарвского шоссе перпендикулярно Дому быта, а почти вплотную к гостинице “Виру”, на той же линии – торговый центр, который протянется на всю глубину площади. С другой стороны гостиницы, на месте скульптуры “Морская дева” поднимется 17-этажное башня “Виру - 2”. В глубине площади, напротив Дома быта построят многоэтажную автостоянку, за ней общественное здание высотой в 12 метров, наконец, со стороны бульвара Эстонии ещё один комплекс зданий, соединённых надземными галереями. Итак, на месте обширного свободного сегодня пространства площади останется нескольких незастроенных мест, но и они будут заняты торговыми павильонами, стоянкой автобусов и небольшими полями газонов и клумб.