продукта.
Экономика Дальнего Востока не была замкнутой. Она базировалась на тесных связях с другими районами страны. Эти связи в решающей степени порождались интенсивным обменом продукции отраслей специализации, а также межрайонным перераспределением ресурсов, национального дохода. В балансе народного хозяйства страны внешние связи имели сравнительно незначительный удельный вес, составляя примерно 4% совокупного общественного продукта. Для Дальневосточного же экономического района они приобретали определенное значение. Следовательно, внешние связи района глубоко воздействовали на производство и распределение продукции большинства отраслей и являлись органическим элементом его производственной структуры.
Предметами межрайонного обмена были не только конечные продукты, готовые для производственного и не производственного использования, но и промежуточные, нуждающиеся в дополнительной переработке. На Дальнем Востоке среди отраслей специализации преобладающее развитие получили: цветная металлургия, рыбная, лесная, целлюлозно-бумажная и деревообрабатывающая. Во второй половине XX столетия они ориентировались главным образом на внешнее (а не внутреннее) потребление. В целом на расширенное воспроизводство в хозяйстве Дальнего Востока межрайонный обмен оказывал большее влияние, чем во многих районах европейской части страны, располагавших сравнительно разносторонней структурой экономики.
Особенностью процесса экономики страны в целом являлось то, что произведенный общественный продукт выступал, как единственный источник формирования всех элементов воспроизводства. Натурально-вещественный состав произведенного и не произведенного продукта, как по отраслевой, так и по ассортиментной структуре, практически совпадали. Экономике Дальнего Востока, где ресурсы потребленного продукта подчас формировались почти наполовину за счет межрайонного обмена, это не было присуще.
Во второй половине XX столетия в дальневосточном народном хозяйстве наблюдалось повышение фондоемкости промышленности и сельского хозяйства. Показатель капиталоемкости имел прямое отношение к структуре использования районом национального дохода. Уровень капиталоемкости и фондоемкости продукции влиял на величину доли фонда накопления. Для районов нового освоения и формирования территориально-производственных комплексов, каким являлся Дальний Восток, особенностью являлись более высокие темпы накоплений основных и оборотных фондов при относительно ограниченных возможностях прироста продукции. Дальний Восток в большей мере отвлекал общесоюзные ресурсы общественного и служил источником формирования продукции материального производства. Здесь реализованный валовой продукт был больше произведенного (на 1 рубль произведенного продукта приходилось 1,4 рубля реализованного).
В районах Дальнего Востока, где высока была доля затрат энерного характера, большие ресурсы из общеполезного фонда направлялись на создание новых территориально-производственных комплексов. Эти затрать! окупались через сравнительно продолжительный срок. Поэтому расходуемые ресурсы валового продукта здесь были больше, чем произведенный продукт.
На темпы экономического развития Дальнего Востока существенно влияла динамика материалоемкости и фондоемкости продукции. Так, фондоемкость продукции промышленности и сельского хозяйства Дальнего Востока была выше, чем в других районах страны. Фондоемкости в добывающей промышленности во много раз больше, чем в обрабатывающей. В результате любое повышение доли, например, в добывающей отрасли, в совокупной продукции увеличивало общепромышленную и народнохозяйственную капиталоемкость. Добывающая промышленность Дальнего Востока имела общесоюзное значение. Поэтому следует считать вполне объективным некоторое повышение капиталоемкости и фондоемкости по сравнению с показателями в среднем по стране. Уровень фондоемкости производства на Дальнем Востоке в значительной степени складывался под влиянием региональных удорожающих факторов. Существовавший порядок определения платы за фонды был основан на отраслевом принципе.