Смекни!
smekni.com

Узбекистан (стр. 4 из 5)

В антропологическом отношении узбе­ки — народ смешанного происхождения, включивший как европеоидные, так и монголоидные компоненты. Антрополо­ги относят узбеков к южным европео­идам типа Среднеазиатского между­речья. Узбекское население городов и древних земледельческих оазисов имеет сравнительно малую примесь монголоидных черт. Более монголоидны потомки бывших полукочевых узбеков, связан­ные своим происхождением с племена­ми, переселившимися в Среднеазиатское, междуречье в XVI—XVII вв. из степей Казахстана.

Литературный язык узбеков относится к карлукской группе западной ветви тюркских языков. Многодиалектность узбекского разговорного языка объяс­няется пестрым составом этнических групп, участвовавших в формировании узбекского народа, а также замедленно­стью процессов его этнической консоли­дации в XVI — первой половине XIX в. вследствие феодальной раздробленно­сти Средней Азии и междоусобных войн, отсутствия единого централизован­ного государства с прочными внутренни­ми и внешними экономическими связями.

Формирование литературного старо­узбекского (чагатайского) языка относит­ся к XIV—XVI вв. В его основе лежали литературный язык Караханидского госу­дарства (X—XII вв.) и огузо-кипчакский литературный язык, сложившийся к XII в. Расцвет староузбекского литера­турного языка связан с творчеством ос­новоположника узбекской классической литературы Алишера Навои (1441— 1501), Захиреддина Мухаммеда Бабура (1483—1530), Мухаммеда Салиха (1455—1535) и других поэтов.

Современный литературный узбекский язык сложился на основе некоторых говоров городского населения после Ве­ликой Октябрьской социалистической ре­волюции в процессе формирования узбекской социалистической нации.

За годы Советской власти в Узбеки­стане появилась большая художествен­ная, научная и общественно-политичес­кая литература на узбекском литера­турном языке.

Одна из характерных особенностей узбекского языка — его глубокая исто­рическая связь с таджикским языком, которая проявляется и в фонетике, и в синтаксисе, и особенно в лексике. Вза­имодействие узбекского и таджикского языков проявляется не только в их диа­лектах, но и в письменной речи. В период с XV до конца XIX в. узбекско-таджикское двуязычие становится распростра­ненным явлением в литературе. Великий Алишер Навои и многие поэты его вре­мени писали на двух языках. Эта многове­ковая литературная традиция сохраня­лась и в начале XX в. Садриддин Айни, родоначальник современной таджикской литературы, в начале своей творческой деятельности также писал на обоих язы­ках.

Особенно ярко и своеобразно узбекско-таджикские взаимосвязи проявляются в фольклоре. В районах, где говорят на обоих языках, наблюдается параллельное употребление узбекских и таджикских по­словиц, поговорок и крылатых изрече­ний. Узбекско-таджикское двуязычие, — широко бытующее явление, особенно в районах смешанного расселения этих на­родов.

Каракалпакский язык относится к кип­чакской группе тюркских языков. До Октябрьской революции он не имел своего алфавита и общенародной пись­менности, а немногочисленные грамот­ные представители каракалпакского на­рода (0,2 % населения) пользовались араб­ской графикой. Одними из первых дости­жений культурного строительства в Ка­ракалпакии были создание письменно­сти и разработка грамматических норм каракалпакского литературного языка. Сейчас каракалпакский литературный язык — основной язык автономной рес­публики, применяющийся во всех обла­стях общественно-политической, куль­турной, научной и повседневной жизни. Значительная часть населения Каракал­пакии двуязычна.

По религиозной принадлежности веру­ющая часть узбеков и каракалпаков — мусульмане-сунниты. Для ислама в Узбе­кистане, как и во всей Средней Азии, было характерно слияние ортодоксальной его формы с мистическим направлением — суфизмом, а также присутствие многих элементов древних доисламских верова­ний. За годы Советской власти благодаря отделению церкви от государства, росту культуры и просвещения широко рас­пространилось материалистическое мировоззрение, и основная часть населения республики стала придерживаться атеис­тических взглядов.

В Узбекистане происходят те же этни­ческие процессы, что и в других республи­ках страны: укрепляется монолитность узбекской и каракалпакской социалисти­ческих наций и в то же время идет меж­этническая интеграция, взаимопроникно­вение и взаимовлияние культур народов, населяющих республику. Эти процессы наиболее активны в этнических смешан­ных районах. Здесь значительная часть населения двуязычна: вторым языком для каракалпаков служит узбекский или казахский, а для узбеков — таджикский, казахский и др. Существенную роль в общении между всеми народами респуб­лики играет русский язык.

Население Узбекистана увеличивает­ся быстрыми темпами. Только за 1970— 1982 гг. численность населения респу­блики возросла с 11,8 млн. до 16,6 млн. человек. Абсолютный прирост за эти го­ды составил 4,8 млн., относительный — 40,7 %, а среднегодовой темп прироста — 2,9 %. По темпам роста численности на­селения республика уступает в стране лишь Таджикистану. Высокие темпы роста населения обусловливают повыше­ние доли Узбекистана в численности населения страны (в 1982 г. — 6,2 %).

В дореволюционном Узбекистане смертность составляла 35—39%,а Дат­ская смертность была выше, чем в цент­ральных районах России, на 65—70%.

После победы Великой Октябрьской социалистической революции в ходе со­циалистического строительства неизме­римо вырос материальный и духовный уровень жизни местного населения. Ко­ренным образом улучшились система здравоохранения, условия жизни и труда населения. Были осуществлены эффек­тивные мероприятия по охране материн­ства и детства. Все это резко улучшило демографические показатели. В 1980 г. естественный прирост населения увеличился почти до 28 человек на 1000 жителей и является одним из самых высоких в 1 стране. За 1922—1981 гг. население рес­публики выросло на 12,2 млн. человек, т. е. в 3,8 раза. Среднегодовой абсолют­ный прирост за эти годы составил более 200 тыс. человек.

Узбеки в большинстве своем издревле отличались приверженностью к оседлому образу жизни и малой миграционной подвижностью. Поэтому и ныне подавля­ющая часть местного населения концен­трируется в сравнительно небольших по территории оазисах — Ташкентском, Фер­ганском. Самаркандском, Хорезмском и др. В указанных районах, особенно в восточной части Ферганской долины, плотность населения — одна из самых высоких (до 400—500 человек на 1 кв. км). Наряду с этим западные, бо­гатые полезными ископаемыми, пастбищ­ными и земельными ресурсами террито­рии заселены чрезвычайно слабо (плот­ность населения в пустынных частях Ка­ракалпака и Бухарской области зачастую не превышает 1 человека на 10 кв. км).

Преобладающая часть населения респу­блики (58%) живет в сельской местности в благоустроенных кишлаках и совхозных поселках.

В предгорных оазисах и в долинах крупных рек сельские населенные пун­кты, как правило, крупнее (до несколь­ких сот и даже тысяч жителей), чем в пустынных и горных районах, распо­ложены гуще (50—100 и более поселе­ний на 1000 кв. км). В последние годы в республике происходило укрупнение сельских населенных пунктов. Средняя численность жителей в одном поселении увеличилась с 430 в 1959 г. до 1050 чело­век в 1980 г. Однако этот процесс идет замедленно, и доля поселений с числом жителей до 500 человек все еще велика (около 40%).

Узбекистан — республика древних и молодых индустриальных городов. В 115 городах и 91 поселке городского типа сосредоточено 42% населения республи­ки. При этом в Узбекистане преобладают малые города (с населением до 50 тыс. жителей).

Вместе с бурным ростом народного хозяйства, и особенно промышленности, увеличением численности промышлен­ных рабочих, инженеров, техников рас­ширялись старые города — Ташкент, Са­марканд, Бухара, Коканд, Наманган, Ан­дижан. В районах, богатых полезными ископаемыми и гидро-энерго ресурсами, выросли новые города — Чирчик, Ан­грен, Алмалык, Навои, Бекабад, Кувасай, Тахиаташ. На вновь освоенных зем­лях как центры переработки сельскохо­зяйственного сырья возникли Янгиюль, Ходжейли, Ленинск, Гулистан.

Еще быстрее развивались городские поселки, выросшие за годы Советской власти около рудников, нефтяных и газо­вых промыслов, разработок месторожде­ний строительных материалов.

В городах и селах Узбекистана все больше используются принципы совре­менного градостроительства. Проклады­ваются широкие улицы и проспекты, при­способленные для интенсивного движе­ния транспорта. Почти в каждом городе есть район новостроек — кварталы мно­гоэтажных крупнопанельных домов. В оформлении зданий часто используются элементы традиционной архитектуры: восточный своеобразный орнамент, купо­лообразные формы, голубые и бирюзо­вые керамические плитки.