Границы одноименных поясов лежат на разных гипсометрических уровнях в зависимости от положения того или иного района в составе горных систем. Полупустыни с горными сероземами можно встретить от подножий гор до 2000-2500 м. Холодные сухие пустыни поднимаются во Внутреннем Тянь-Шане до высоты 3200 м, на Восточном Памире – до 4200 м. Большое значение для распределения почв и растительности имеет экспозиция склонов.
Каждый румб экспозиции в Гиссаро-Дарвазе или Памиро-Алае в одном и том же поясе имеет свой характер растительности, что создает мозаику закономерно повторяющихся нескольких типов растительности. Значительно осложняют картину высотной поясности полосы с господством определенного типа растительности, а также внепоясная растительность, формирующаяся по долинам рек, на скалах, осыпях и т. д. Таким образом, в пределах гор можно выделить целый ряд типов поясности, где наблюдается весь набор поясов и полос, или типы, где отдельные пояса выпадают. Однако все многообразие типов можно свести к пяти укрупненным высотным поясам, которые наиболее полно выражены на горных хребтах, открытых на запад, юго-запад или на север.
Самый низкий пустынно-степной пояс, занимающий подгорные равнины и низкие предгорья (до 600-800 м, в Копетдаге до 1200 м), достаточно сложен по горизонтальной структуре, что обусловлено климатическими различиями в его пределах. Климат большей части предгорий и низкогорий отличается высокими летними температурами, относительно теплой зимой, засушливостью и четко выраженным весенним максимумом осадков. Лишь северные предгорья Тянь-Шаня, Джунгарского Алатау, Саура и Тарбагатая, расположенные в умеренном климатическом поясе, отличаются более холодной зимой, несколько более низкими летними температурами, меньшей испаряемостью и, следовательно, несколько большим коэффициентом увлажнения. Осадки выпадают более равномерно в течение года.
Существенную роль в размещении почвенно-растительного покрова играют материнские почвообразующие породы. Особенно широко здесь распространены лёссы и лёссовидные суглинки, мощность которых местами достигает 40 м. Довольно большие площади заняты пролювиальными каменисто-галечниковыми отложениями.
В пределах пояса господствуют типичные сероземы под осоково-мятликовыми сообществами. Основу травостоя их слагают два мелких эфемероида: осочка толстостолбиковая (узколистная) и мятлик живородящий. На их фоне встречаются длительно вегетирующие многолетники: зопники, полыни бухарская, веничковидная и др. В южной части Тянь-Шаня и в Таджикской депрессии изредка встречаются деревья фисташки. В Копетдаге в этом поясе увеличивается роль полыней и солянок.
В Северном Тянь-Шане растительный покров слагается преимущественно полынями, а мятлик и осочка играют второстепенную роль. Под этими сообществами формируются малокарбонатные (северные) сероземы.
В местах с близким залеганием грунтовых вод в понижениях рельефа формируются сазовые луга, в растительном покрове которых широко распространены сообщества с преобладанием такого мезогалофитного злака, как ячмень Богдана, вместе с которым встречаются и другие злаки – бескильница, свинорой, прибрежница. Почвы под такими сообществами более или менее засоленные. На поймах развиваются аллювиально-луговые почвы под древесно-кустарниковой растительностью – тугайной и луговой.
Животный мир пояса сходен с подгорными пустынями. По долинам рек многие виды (тушканчики, песчанки и др.) проникают в котловины: Ферганскую, Иссык-Кульскую и выше в горы. Так, желтый суслик, населяющий преимущественно равнинные пространства, обитает в долинах Чу, Вахша, Ферганской котловине. Наряду с ним здесь обитают степные животные (серый хомячок, лесная мышь и др.). Наиболее характерны для нижнего пояса лесные мыши, слепушонка, барсук, светлый хорек, из птиц – каменная куропатка, кеклик. На обнаженных и хорошо прогреваемых склонах чаще, чем в других местообитаниях, отмечаются рептилии: щитомордник, узорчатый полоз, степная гадюка, прыткая ящерица, разноцветная и быстрая ящурка. В фауне Копетдага пустынных видов больше, чем в других горных областях Средней Азии.
Горно-степной пояс распространен преимущественно на высотах до 900-1000 м в северных частях гор и до 1500 м, а местами до 2000 м – на юге. Рельеф этого пояса более расчленен, и экспозиция склонов играет существенную роль. Почвообразующими породами являются лёссы, щебнистый элювий и делювий коренных, преимущественно осадочных пород. Пояс неоднороден по составу в разных частях гор. В Северном и Внутреннем Тянь-Шане распространены типчаково-ковыльные степи на каштановых и темно-каштановых почвах, в Южном Тянь-Шане, Копетдаге и Таджикской депрессии – крупнотравные степи на коричневых карбонатных почвах. Они представлены сообществами с преобладанием крупных многолетников эфемероидного типа: крупнозлаковыми с пыреем волосоносным и ячменем луковичным и крупноразнотравными с ферулами, девясилом, юганом и эриантусом краснеющим.
Горный лесо-лугово-степной пояс располагается на высотах более 1200 м, иногда 2000 м. Для него характерен среднегорный значительно расчлененный рельеф с крутыми склонами и узкими ущельями. Высокие гипсометрические уровни обусловливают понижение температур и, как следствие, уменьшение испаряемости. На наветренных склонах хребтов, где выпадает значительное количество осадков, создается достаточное и избыточное увлажнение (коэффициент увлажнения близок к 1 или больше 1). На подветренных склонах увлажнение меньше. Эти различия и значительная амплитуда высот в пределах пояса способствуют усложнению внутрипоясной структуры почвенно-растительного покрова.
В нижней части пояса в Северном и Западном Тянь-Шане распространены луговые степи. Они сочетаются с сообществами кустарников: шиповника, таволги, кизильника и жимолости. Под ковыльно-разнотравным покровом на высотах 1200-2000 м формируются горные высокогумусные черноземы, содержащие более 9% гумуса. В остальных частях гор распространены злаково-разнотравные, местами высокотравные луговые степи, арчовые редколесья и кустарниковые заросли (миндаль, фисташка, шиповник и др.) на горных коричневых почвах.
Наиболее увлажненные местообитаниях занимают леса. В нижней части пояса встречаются широколиственные леса из грецкого ореха, диких яблонь и кленов на горно-лесных темно-бурых почвах. Крупные массивы лесов сосредоточены на южных склонах Чаткальского и Пскемского и западном склоне Ферганского хребтов. На северных склонах Тянь-Шаня широколиственные леса замещаются осиновыми с участием дикой яблони, которые встречаются небольшими участками в пределах высот 1400-2000 м.
В верхней части пояса лиственные леса уступают место темнохвойным из тяньшанской ели иногда с примесью пихты Семенова (до 2500-2600 м).
В этом же поясе встречаются и мезофитные горные луга, образованные видами, обычными для лесной зоны Евразии: ежой сборной, коротконожкой перистой, вейником наземным, костром безостым, пыреем ползучим. Из специфических азиатских растений можно назвать водосбор, борщевик рассеченный. Эти луга занимают не слишком крутые склоны, покрытые мелкоземом, преимущественно северные с горно-луговыми черноземовидными почвами. Характерно постоянное присутствие кустарников – шиповника, жимолости, кизильника, а из деревьев – яблони, грецкого ореха. Нередко здесь же встречаются участки леса из тяньшаньской ели. В большинстве случаев эти луга являются вторичными, возникшими в результате сведения леса.
Своеобразие животного мира этого пояса заключается в наличии лесных форм. Тяньшаньские ельники обладают характерной своеобразной фауной с рядом эндемичных видов и подвидов (тянь-шаньский королек, тяньшаньская рыжая полевка, тяньшаньская мышовка). Тяньшаньская рыжая полевка, мышовка и землеройка-бурозубка составляют основу расселения мелких млекопитающих. Из бореальных (таежных) видов здесь распространены также кедровка, клест-еловик, трехпалый дятел, ястребиная сова, рысь, марал и некоторые другие. Довольно богата, хотя и не своеобразна, фауна широколиственных лесов: косуля, кабан, туркестанская крыса, дикобраз, черный дрозд, иволга. В арчовых лесах – арчовый дубонос питается семенами можжевельника.
Субальпийский пояс в связи с разнообразием рельефа и материнских почвообразующих пород отличается достаточно пестрым почвенно-растительным покровом. Высокогорные луга свойственны главным образом Тянь-Шаню, особенно его северной части. В остальных горных районах Средней Азии они развиты слабо, замещаясь ксерофитными типами растительности, степями, нагорными ксерофитами, высокогорными подушечниками. Субальпийские луга в горах Тянь-Шаня связаны с верхним пределом распространения лесов из тяньшаньской ели и приурочены к северным склонам; они формируются на горно-луговых типичных и черноземовидных почвах. В их составе большую роль играют из злаков овсец азиатский, лисохвост джунгарский, овсяница красная, виды трищетинников. Из разнотравья характерны манжетки, герани, виды лютиков, зопник горный и некоторые другие виды. В результате неумеренного выпаса особенно распространились манжетковые, гераниевые и зопниковые луга.
Высокогорные степи слагаются криофитными видами. Они характеризуются низким травостоем, в составе которого большую роль играют типичные высокогорные виды: эдельвейс, первоцвет холодный, лапчатка жилковатая, зопник горный. Из злаков весьма характерен овсец тяньшаньский, примесь которого к типчаку создает овсецово-типчаковые сообщества, особенно распространенные в высокогорьях Внутреннего и Северного Тянь-Шаня. Под этими сообществами формируются горные лугово-степные почвы. В субальпийском поясе распространены стелющиеся формы арчи. Арчовые стланики широко представлены в Северном Тянь-Шане, в меньшей степени на Памиро-Алае на высотах от 2600-2700 до 3000 м, отдельные экземпляры арчи встречаются и выше.