Смекни!
smekni.com

Характеристика стран Северной Европы (стр. 4 из 14)

В Финляндии широко распространено и приозерное расселение. Приозерное расселение имеет такие же преимущества, что и приречное. Внутренние воды служили первобытному населению отличными транспортными артериями как летом, так и зимой. Кроме того, они были важными рыболовными угодьями. Для размещения сельского населения решающее значение имело поднятие су­ши в историческое время, особенно в северных частях боль­ших озер, где в результате осушались плодородные участки, сложенные глинами.

Озы и прилегающие к ним районы также издавна использовались как места, подходящие для полей и поселений. В нижних частях склонов озов имелись выходы грунтовых вод, а вокруг озов находились легко возделываемые земельные массивы на плодородных безвалунных породах. Рас­селению на озах способствовало и то, что вдоль этих гряд с давних времен были проложены важные дороги. Многие центры приходов Финляндии возникли на месте озовых посе­лений. Нередко поселения располагались и на пересечении озовых гряд и озер, что создавало дополнительные преимущества.

Расселение типа вара является преобладающим в восточной Финляндии. Оттуда оно рас­пространяется до водораздель­ной гряды Суоменселька и южнее нее, вдоль гряд Салпаусселькя по холмам вплоть до высот Тамела. Размещение и группировка хуторов в расселении типа вара отражает характер рельефа. От размеров холмов зависит количество разме­щенных там построек, а их формы определяют кучевое или рядовое размещение усадеб. В зависимости от характера почв поселение может располагаться на вершине или на склоне вары. Так как лишь на немногих крупных варах существовали возможности для компакт­ных форм расселения, гораздо чаще встречаются дисперсные формы расселения. Рассредоточеность поселений впоследствии стала существенным фактором, тормозившим развитие рассматриваемого типа расселе­ния.

На варах преобладают моренные земли. Однако каче­ственные различия морен не оказывали значительного влияния на возникновение и распространения поселений типа вара, так как участки для полей расчищались от леса на любых ви­дах моренных земель. Господствовавшее ранее мнение, что поселения типа вара располагались только в местностях, поднятых над древними береговыми линиями Балтийского моря, где морена не подвергалась воздействию абразии, не имеет достаточных обоснований.

Важнейшим фактором, оказывавшим влияние на возникно­вение и сохранность поселений типа вара, был благополучный микроклимат. Минимальные суточные температуры на верши­нах вар на несколько градусов выше, чем в долинах. Преиму­щества положения вар заметны также при сопоставлении пользования земель на варах и окружающих низинах. Более требовательные к теплу полевые культуры обычно сеют на ва­рах, травы и кормовые культура - на низинах.

Поселения типа вара раньше были почти единственным видом поселений в Похьойс-Карьяла, за исключением немного­численных прибрежных поселений. В нынешнем столетии поселения все же начали распространяться от вар вниз по долинам. Первоначально крестьянские хозяйства, расположенные на варах, постепенно стали расчищать участки для полей ниже в долинах. В годы после второй мировой войны в Похьойс-Карьяла довольно много новых хозяйств было основано в долинах. Этому способствовало совершенствование техники земледелия, подбор холодоустойчивых сортов сель­скохозяйственных культур и прежде всего переход к животно­водческой специализации с/х и связанной с ней преимущественное возделывание трав и кормовых культур.

Термин «таяма» обозначающий густонаселенный район, или сгусток населения, появился в 1900 г. и сразу же вошел в широкое употребление. В разговорном языке это слово часто обозначает любые групповые поселения, включая и сгустки крестьянских хозяйств. Соответственно термин «таяма» употребляется отнюдь не только в том значении, в котором он был предложен первоначально.

Не раз предпринималось получить статистические данные по таямам. В переписях 1960 и 1970 гг. применялись определения термина «таяма», общие для всех североевропейских стран. Основным критерием было расстояние между постройками:

«К таямам относятся группы домов (построек) с численностью населения не менее 200 человек, если расстояние между домами не превышает 200 м. Это расстояние может, однако, превышать 200 м., если данная группа относится к сфере влияния другой, более крупной таямы. В то же время максимальное расстояние между домами может быть сокращено до 200 м., принимая во внимание характер населения. Такое положение возникает в тех случаях, когда грань между таямой и сельским поселением выражена не резко, то есть когда плотность домов в таяме лишь незначительно больше, чем в пределах окружающей сельской местности.»

Таямы были нанесены на карту с нарезкой квадратов координатной сетки площадью 1/4 кв. км каждый. По данным переписей населения, в Финляндии в 1960 г. насчитывалось 1137, а в 1970 г.-1045 таям.

По данным переписей населения, в 1960 г. в таямах проживало 55,9% всего населения Финляндии, в 1960-55.9, а в 1970-64,1%. Наибольший прирост отмечался в ляни Усима, наименьший - в ляни Лаппи.

По данным 1960-1970 гг., в Финляндии выявляется прямая зависимость между величиной таямы и темпом ее роста: крупные поселения росли относительно быстрее. В таямах с численностью населения свыше 2000 человек прирост составлял более 20%. В группе поселений с численностью населения от 500 до 1000 человек быстро растущих таям, однако доля тех, рост которых при остановился или даже уменьшился, была относительно больше. В преобладающей части мелких таям численность населения сократилась.

Рост городского населения в Финлян­дии происходил медленнее, чем во многих других европейских странах, и проблемы урбанизации приобрели в ней остроту совсем недавно. Лишь с конца 1960-х годов городское население стало преоб­ладать, и ныне оно составляет 3/5 жите­лей страны. Крупнейшие города — Хель­синки (557 тыс. жителей), Тампере (200 тыс.), Турку (194 тыс.). Многие го­рода Финляндии исторически сложились на морском побережье. Это древние кре­пости Турку, Оулу, Пори, Васа. К этой категории относится и столица страны — Хельсинки, основанная в середине XVI в. Несколько значительных городов возни­кло во внутренней части страны в связи с развитием промышленности — это Тампере, Лахти, Ювяскюля, Иматра и др. Среди городов преобладают небольшие местные центры с населением 10— 20 тыс. человек, имеющие администра­тивно - распределительные и торговые функции.

Среди сельских поселений преоблада­ют хутора. Особенно густа сеть хуто­ров в наиболее плодородных юго-запад­ных районах страны. Отдельные группы хуторов встречаются на мореных хол­мах на востоке и северо-западе Озер­ного плато. Такие холмы часто окайм­лены пирамидами валунов, собранных с полей. Для внутренних частей Фин­ляндии типичны также поселения по бе­регам озер и на озовых грядах. В запад­ных районах страны преобладают более компактные формы расселения, в вос­точных — более дисперсные. Самые зна­чительные сгустки сельских поселений из 200 дворов и более встречаются в южной Похьянма и Сатакунте, где раз­виты плодородные почвы. Эти поселения отличаются однорядной линейной плани­ровкой и обычно вытянуты по речным долинам. На Аландских островах и на юго-западе материковой части страны преобладают деревни кучевого типа. Во внутренних районах нередко встречаются многодворные деревни с рассеянной пла­нировкой, причем расстояние между дво­рами исчисляется сотнями метров. Такие дисперсные формы расселения возникли в связи с ликвидацией общинной системы землепользования и размежеванием зе­мель.

В Финляндии происходит постепенно обезлюдение сельских районов в связи с миграцией населения в города. Только в некоторых местностях на северо-востоке сеть сельских поселений еще продолжает расширяться.

В сельском и лесном хозяйстве в насто­ящее время занято около 14% самодея­тельного населения, в промышленности и строительстве — 36%, в торговле и на транспорте — 23%. Среди остальной ча­сти населения (26%) большинство занято в сфере обслуживания, значительна так­же доля административного аппарата.

Среди экономически активного насе­ления доля лиц, работающих по найму, составляет 90%.

Трудящиеся Финляндии ведут повсе­дневную борьбу за свои экономические и социальные права. Для Финляндии, как и для других капиталистических стран, ха­рактерна большая разница в доходах между крупными предпринимателями и широкими слоями населения: 5% лиц, принадлежащих к высшим слоям, получа­ют столько же, сколько 53% населения с малыми доходами. На долю же 30% фин­ских граждан, относящихся к беднейшим слоям (сельскохозяйственные рабочие, работники сферы обслуживания, часть промышленных рабочих, пенсионеры, безработные, мелкие крестьяне), прихо­дятся лишь 5,9% национального дохода. Рабочие и служащие составляют при мерно 80% самодеятельного населения. В сферу производительного труда вовле­чено много женщин, которые однако, получают меньшую заработную плату, чем мужчины.