Начиная с 20-х гг. преимущественное развитие получила поэзия. Достигло зрелости творчество Габриелы Мистраль (1889-1957). Её стихи, насыщенные лиризмом, противостояли изысканному стилю эпигонов модернизма. Сборники "Отчаяние" (1922), "Тала" (1938), "Давильня" (1954), вобрав индивидуальные чувства поэтессы, отразили в то же время особенности сознания народов Латинской Америки. В русле мирового авангардизма развивалась поэзия В. Уйдобро (1893-1948), теоретика и вождя чилийского "креасионизма" (от исп. crear - творить). Глубокую эволюцию в 30-е гг. претерпело творчество крупнейшего чилийского поэта П. Неруды (1904-73). От интимной лирики и субъективной поэзии, исполненной трагического неприятия мира ("Местожительство - Земля", т. 1-2, 1925-35), он пришёл к гражданской поэзии ("Испания в сердце", 1937), а затем к созданию эпической поэмы "Всеобщая песнь" (1950) о земле и людях Латинской Америки. Тяга к философскому осмыслению действительности отразилась в его "Одах изначальным вещам" (1954-57) и книге лирико-гротескных стихов "Эстравагарио" (1958). О расширении лирического мира Неруды свидетельствуют его стихи 60-70-х гг., опубликованные в сборниках "Колокола и море" и "Элегии" (оба 1974).
С приходом к власти первого правительства Народного фронта (1938) обострился интерес к социальным вопросам. В прозе заметно стремление осмыслить коренные проблемы жизни страны: "Кровь и надежда" (1943) Н. Гусмана (1914-64), "Уголь" (1953) Д. Муньоса (р. 1903), "Большой север" (1944) А. Сабельи (р. 1912), "Селитра" (1954) и "Жители пампы" (1956) Г. Сентено (1912-62) из жизни пролетариата. Исторический оптимизм в изображении борьбы рабочих, их политической и духовной эволюции наиболее полно выражен в романах В. Тейтельбойма (р. 1916) "Сын селитры" (1952) и "Семя на песке" (1957), Э. Делано (р. 1910) "Ячейка" (1958, в рус. пер. - "Ольга", 1962) и "Ветер гнева" (1961). Ф. Колоане (р. 1910) отразил в книгах "Мыс Горн" (1941), "Огненная земля" (1956) и "Дорога китов" (1962) своеобразный мир обитателей приморского края, борющихся с природной стихией и социальным злом. Роман Ф. Алегрии (р. 1918) "Призовая лошадь" (1957) посвященные поискам человеком собственной сущности во враждебном ему буржуазном обществе. В романах М. Рохаса (1896-1973) "Сын вора" (1951), "Слаще вина" (1958), "Тени на стене" (1964) социальные проблемы показаны в преломлении их через внутренний мир героя.
Освоение новой повествовательной техники, психологизм характерны для прозы 50-60-х гг.: К. Дрогет (р. 1915), Х. Доносо (р. 1926). Среди произведений, рисующих классовую борьбу в период власти Народного единства, романы Г. Атиаса "И потекли денежки" (1972), "Против течения" (1978). В 70-е гг. развивается тенденция документального изображения действительности. Фашистский путч (сентябрь 1973) прервал естественное развитие литературы Ч.: в стране началось преследование прогрессивных писателей и издателей. Многие писатели, оказавшиеся в эмиграции, посвящают свои сочинения трагическим событиям недавней истории (роман А. Скармета "Мне снился горящий снег", 1975).
XV. Архитектура и изобразительное искусство
Древнее искусство индейцев, особенно на С. страны, связано с развитыми культурами Перу. Сохранились руины крепостей, поселений (часто укрепленных высокими каменными стенами) с 1-2-этажными домами, расписная и фигурная керамика с изображениями животных и геометрическим узором, металлические украшения, петроглифы с изображениями людей, лам, охотничьих сцен. Традиции этого искусства отчасти живут в народном творчестве Ч. (деревянные намогильные столбы арауканов со схематическими фигурами, ткачество, обработка серебра, гончарство, роспись и резьба по дереву). О древней культуре о. Пасхи см. в ст. Океания. С 16 в. строились форты, города с прямоугольной сетью улиц, церкви, 1-этажные дома из адобы с внутренними двориками, появились религиозная живопись и скульптура. В 18 - начале 19 вв. построены городские дома с внутренними дворами, порталами и коваными решётками, церкви и дворцы в стилях барокко и классицизма (архитекторы Х. Тоэска-и-Ричи, М. де Хара), получили распространение декоративная живопись и скульптура, портрет, гравюра (А. Сантелисес). В 19 в. в архитектуре преобладала эклектика, в начале 20 в. - стиль "модерн". В середине 19 в. работали портретисты Ф. Х. Мандьола, А. Гана, во 2-й половине 19 в. - мастера исторической живописи, портрета и пейзажа П. Лира, М. А. Каро, обратившиеся к национальной тематике. Реалистические устремления усилились на рубеже 19 и 20 вв. (живописцы А. Валенсуэла Льянос, Э. Пласа, Х. Ф. Гонсалес, А. Гордон, скульпторы Н. Пласа, В. Ариас). В 20 в. начались градостроительные работы (реконструкция центра Сантьяго), развивались традиции народного зодчества; в середине 20 в. утвердились принципы современной архитектуры (архитекторы С. Ларрайн, Э. Дуарт, Р. Давила, Х. Мартинес) в крупных промышленных и общественных комплексах, высотных зданиях, жилых районах в предместьях Сантьяго, Арики и др. В живописи и графике наряду с модернистской группой "Монпарнас" (кубист К. Мори), сюрреализмом (Р. Матта), абстракционизмом (Н. Антуньес) родилось социально активное реалистическое искусство (К. Эрмосилья Альварес, Г. Нуньес, Х. Вентурельи, П. Лобос, Х. Эскамес), создавались и интимные лирические образы (Э. Барреда, М. Лосано). В скульптуре возрождались монументальные формы, воскрешались древние традиции (Л. Домингес, С. Роман Рохас).
Военно-фашистский переворот (1973) нарушил развитие искусства Ч.
XVI. Музыка. Кино.
Музыка.
Древнюю музыкальную культуру сохраняют потомки чилийских аборигенов (в первую очередь арауканы). Разнообразны их сольные и коллективные песни и танцы. Среди музыкальных инструментов арауканов - барабан культрун, погремушка уада (ударные), трутрука, лолкинь, пифилька (духовые). Народная креольская музыка Ч. близка аргентинской. Характерные песни и песенно-танцевальные формы - тонада, самакуэка (чаще куэка), куандо. Основные музыкальные инструменты - гитара, арфа, гитаррон. Профессиональное музыкальное искусство начало развиваться в годы борьбы за независимость и провозглашения республики. В 19 в. в Сантьяго было создано филармоническое общество (1827), открыты музыкальная школа (1849, с 1851 - консерватория), "Театро мунисипаль" (1857), где ставились и музыкальные спектакли. Существенная роль в музыкальной жизни принадлежала иностранным гастролёрам (в 1830 впервые в Ч. выступила итальянская оперная труппа). Среди композиторов 19 в. - М. Роблес, Х. Сапиола, Э. Ортис де Сарате (автор первой чилийской оперы "Цветочница из Лугано", 1895). В 1-й половине 20 в. сформировались 2 основных направления: сторонники национального стиля - композиторы К. Лавин, П. У. Альенде Сарон, К. Исамит Аларкон, Р. Асеведо, Х. Уррутиа Блондель, и музыканты, ориентирующиеся на европейские музыкальные течения, - композиторы Э. Соро, Д. Санта-Крус (Уилсон), А. Летельер Льона, Х. Оррего Салас (с 1961 живёт в США), Г. Бесерра.
Среди музыкантов - дирижёры А. Карвахаль, В. Тева, пианисты К. Аррау, Х. Рейес, Ф. Герра, скрипач П. д’Андурайн, фольклористы и исполнительницы народных песен В. Парра, М. Лойола и др. Основные музыкальные коллективы и учреждения сосредоточены в Сантьяго: Симфонический оркестр Ч. (основан в 1941), Муниципальный симфонический оркестр Сантьяго (основан 1955), хор Чилийского университета (основан 1945), струнный квартет Сантьяго (основан 1954), Национальная консерватория, Институт распространения музыкального искусства (основан 1940). В Ч. издаётся журнал "Revista Musical" (с 1945, с 1946 под названием "Revista Musical Chilena").
Захватившая власть военная хунта жестоко преследует прогрессивных деятелей культуры Ч. В 1973 был зверски убит исполнитель революционных песен В. Хара. Многие музыканты покинули страну.
Кино.
Рождение национального кино Ч. относится к 1902, когда неизвестный оператор заснял тушение пожара в Вальпараисо. В 1907 в Ч. был выпущен первый документальный фильм "Похороны президента". В 1910-х гг. в кино начали работать П. Сьенна, Н. де ла Сотта. В 1920-х гг. в Сантьяго и Вальпараисо были основаны фирмы - "Джамбастиани-фильм", "Чиле-фильм", "Хансфрей-фильм", "Андес-фильм". В 1916-32 было снято более 80 полнометражных фильмов, в том числе режиссером Сьенной поставлены "Паяцы уходят" (1921), "Рывок расы" (1922), "Гусар смерти" (1925, из истории борьбы за национальную независимость); режиссер де ла Сотта - "Ласточка" (1924), "Молодость, любовь и грех" (1926); режиссер М. Дерваль - "Почему совершила преступление эта женщина?" (1924); режиссер Х. Делано - "Свет и тень" (1926), "Улица мечты" (1929). Эти остросоциальные фильмы были отмечены гуманистической направленностью. В 1934 был поставлен первый звуковой фильм "Север и Юг" (режиссер Делано). Во 2-й половине 30-х гг. ставилось в год 2-3 полнометражных фильма, снимались короткометражные, хроникальные и документальные ленты. Режиссер М. Франк поставил фильм "Заря надежды" (1941). В 40-е гг. выпускались коммерческие псевдофольклорные фильмы. Исключением стали социально-политические комедии режиссера Делано "Девушка из Крильона" (1941) и "Таков Голливуд" (1944). В конце 40-х гг. в связи с общим экономическим кризисом выпуск картин почти прекратился.
В 1949 производилось 1-2 полнометражных фильма в год. Экраны Ч. заполнила кинопродукция США.