Праздничные костюмы отличались от повседневных тем, что их шили из шелка и бархата. Главным украшением наряду с плетеными кружевами как на мужском, так и на женском костюмах была вышивка. Зажиточные крестьянки носили одежду, расшитую золотом. Преобладающие мотивы вышивок — растительные, очень часто изображение горного цветка — эдельвейса. Были широко распространены серебряные украшения филигранной работы. Пастухи Аппенцелля и сейчас носят цепочки с подвесками, изображающие табурет для дойки коровы и т.д.
В настоящее время в ряде областей Швейцарии крестьяне и отчасти горожане до праздникам, а иногда и в повседневной жизни носят народные костюмы или костюмы, стелившиеся на их основе в 1920—1930-е годы. Большую роль в продлении традиции ношения народного костюма сыграли появившиеся в началеXX в. организации, ставившие своей целью оживление интереса к старине, сохранение народных обычаев.
Семейная и общественная жизнь.
Состав семьи. Семейные обычаи и обряды. Хотя большие крестьянские семьи давно отошли в прошлое, следы их можно усмотреть в больших размерах старинных домов, в названиях поселений, свидетельствующих о родственных связях их жителей, нередко в Альпах и сейчас значительная часть жителей поселения носит одну и ту же фамилию
В настоящее время для всех слоев населения Швейцарии характерна малая семья, состоящая из мужа, жены и их детей.
В XIX в многодетные семьи быта обычным явлением как среди крестьян, так и горожан В наши дни в протестантских областях, особенно среди горожан, в семье обычно не более двух детей В католических же районах и сейчас встречаются семьи, имеющие по 10—12 детей.
Еще в первые десятилетия XX в. в Швейцарии был распространен обычай поздних браков, особенно среди крестьян. Отсюда большое число внебрачных детей. В католических деревнях это не считают предосудительным.
В крестьянских семьях при разделах имущества еще нередко следуют старым обычаям. Согласно закону, в большинстве кантонов наследником является старший женатый сын.
В кантонах Берн, Золотурн и Фрибур местами придерживаются минората. Старший сын часто долго не вступает в брак, чтобы не нарушить этого обычая. В Валлисе и Тичино наследниками являются все женатые сыновья Этот обычай приводит к большой дробности владении, особенно в горных областях, и к обнищанию крестьян.
Разделы хозяйства часто происходят при жизни родителей. При этом для них отделяют особое помещение (чаще это часть сарая или дома). В зажиточных семьях для женатого сына иногда пристраивают этаж к дому.
В городах молодые люди стремятся обзавестись своим хозяйством и отдельной от родителей квартирой.
Взаимоотношения в семье, особенно среди бюргерства и крестьянства, отличаются патриархальностью. Воспитание ведется в духе приверженности традициям.
Многие законы о семье ставят замужнюю женщину в зависимое положение от мужа (раздел имущества, выбор местожительства семьи обязательное согласие мужа для поступления жены на работу и т.д.) Работающие женщины получают меньшую чем мужчины, плату за равный труд (в среднем на 13 - 40%). Среди женщин растет стремление получить профессию.
За последние годы выросло число женщин, вынужденных работать в связи с экономическими трудностями.
Положение женщин в бедных семьях более независимо. В деревнях, где мужчины уходят в горы со скотом или уезжают на промыслы, женщина является фактически главой семьи.
Семейная обрядность в настоящее время значительно упростилась, однако еще недавно соблюдали старые обычаи.
С рождением ребенка связывают ряд примет, предвещающих его будущее. В романской Швейцарии в день рождения сажают дерево, символически связанное с жизнью ребенка. Вино и сыр, подаваемые в этот деньна стол, сохраняют до помолвки или свадьбы. Выбор крестных считается важным делом, так как связь между ними и крестником сохраняется всю жизнь. Особое значение придавали выбору имени, полагая, что оно может оказать влияние на судьбу и характер новорожденного. В некоторых районах Граубюндена и сейчас еще принято называть первого сына по имени деда по матери, второго - по отцу. Среди ретороманцев сохраняются родовые имена, прибавляющиеся к имени собственному.
Совершеннолетие отмечается по-церковному (конфирмация, коммунион).
В свадебной обрядности до недавнего времени была распространена иносказательная форма сватовства. Отец невесты, вручая жениху кусок сыра, выражал этим свое согласие на брак. В Валлисе принято было в знак согласия ставить вино, хлеб и т.п. на стол; если же девушка хотела отказать жениху, то она быстро уходила из комнаты. Прощаясь с родными, невеста должна была по старому обычаю плакать и причитать. В день свадьбы она шла на кладбище прощаться с умершими родными. Роль деревенского коллектива еще и сейчас проявляется в ряде обычаев. Каждый дом, где есть молодежь, получает приглашение. Выкуп женихом невесты у девушек и парней сохраняется и сейчас в шутливой форме. Свадебное торжество в деревне продолжается несколько дней.
В городах свадебный обед принято устраивать в ресторане.
Горожане отмечают даты со дня свадьбы («золотая», «серебряная», «бриллиантовая» свадьбы).
В похоронных обычаях сохранились следы дохристианских представлений о загробной жизни. Так, и сейчас еще кладут в гроб некоторые из личных вещей умершего, сыр, хлеб и другую еду, а также Библию. Пока умерший находится в доме, нельзя есть. Похороны представляют дело всего деревенского коллектива. Еще недавно около умершего устанавливали стражу из членов объединений молодежи. В горных районах в похоронах участвуют представители от каждого дома. Устройство поминального обеда иногда заменяется стаканом вина или водки. Как горожане, так и жители сельской местности отмечают дни поминовения умерших. Ряд обычаев, соблюдаемых во время календарных праздников, связан с воспоминаниями об умерших. Так, на рождество оставляют еду на ночь, на пасху посещают кладбище и приносят на могилы еду, цветы и т. д.
Общественная жизнь. Общественная жизнь Швейцарии в ходе истории приобрела ряд прогрессивных демократических черт. В то же время до настоящего времени сохранились общественные институты, происхождение которых относится к глубокой древности.
В области альпийского животноводства и сейчас значительная часть пастбищ, лесов, а также некоторые хозяйственные постройки (мельница, хлебная печь и т. д.) представляют общественную собственность. В начале XX в. еще происходили периодические переделы пастбищ, находившихся в индивидуальной собственности. В ретороманской области Граубюндена переделы по жребию, а в Валлисе осенний выпас на пашне скота, принадлежавшего членам общины, сохранялись почти до наших дней. Из влиятельных членов общины для управления общинной собственностью избираются альпфогт и альпмейстер. В Валлисе, Тичино, Берне и Граубюндене еще и теперь распространено употребление особых бирок — дощечек, на которых выгравированы обязанности или права членов общины: пользование альпами, водой и т. д. Вместо имени ставится знак, обозначающий дом данного лица. Эти знаки ставят также на границах участков полей, употребляют в качестве клейма на животных.
До начала XX в. большую роль в жизни деревни играли соседские связи. В настоящее время эти связи проявляются во время стихийных бедствий, несчастий, в некоторых семейных обычаях, в обычае поочередной ночной стражи на время фенов и т. д.
Большое распространение вмели объединения сельской молодежи (Knabenschaft, societesdejeunesse и т. д.). Лучше всего они сохранились в Граубюндене. Ретороманские compagniademats представляют собой сплоченные замкнутые союзы, выступающие совместно при решении общественных или политических дел, а также являются военными единицами. В большинстве кантонов эти объединения сохранились в модернизированной форме, близкой к ферейнам. Часть функций эихх союзов перешла к многочисленным спортивным объединениям.
С усилением социальной дифференциации формы объединений, характерные в прошлом для общественной жизни Швейцарии, постепенно исчезают, соседские и родственные связи слабеют, все больше распространяются организации, основанные на социальных и классовых принципах.
Важнейшая буржуазная партия — Радикально-демократическая. Это партия крупной промышленной и финансовой буржуазии. Она выступает за дальнейшую централизацию государства.
Консервативно-католическая партия (ее название различается по кантонам) объединяет часть средней и крупной буржуазии, зажиточных крестьян, ремесленников, а также часть рабочих; особенным влиянием она пользуется в горных кантонах. Во внутренней политике эта партия выступает за расширение прав кантонов, ограничение государственной власти, против признания избирательных прав за женщинами. Верхушка партии тесно связана с Ватиканом. Обе эти партии представлены в швейцарском правительстве.
Наиболее массовой является социал-демократическая партия. Среди ее членов много рабочих, особенно квалифицированных (рабочая аристократия), служащих.
Социал-демократы возглавляют массовую организацию швейцарских трудящихся — Объединение швейцарских профсоюзов.