Смекни!
smekni.com

Япония (стр. 2 из 4)

Поэтому первая из названных задач сна­чала (то есть примерно до 1950 г.) решалась в пользу приоритетного развития угольной промышленности и черной металлургии. Позднее (в 1950-1953 гг.) к числу “локомо­тивов” были, отнесены: элект­роэнергетика, судостроение и производство химических удобрений.

Для восстановления и последующего наращивания производства использовались те мероприятия, которые проводила в стране оккупационная американская администрация в рамках де­мобилизации японской армии, демилитари­зации японской экономики и демократизации системы управления страной.

К ним относилась аграрная реформа, в ходе которой фермеры выкупили конфи­скованные у землевладельцев излишки сельскохозяйственных угодий. Государство, являвшееся единственным продавцом кон­фискованных земель, в результате получи­ло совокупный доход в размере 12,2 млрд. иен (здесь и далее в ценах 1990 г.). Кроме того, от возросшего после аграрной реформы сельскохозяйственного производства японские фермеры стали получать некото­рый доход, как правило, помещаемый в бан­ки, страховые компании, почтово-сберегательные конторы. Основной объем средств, хранившихся в этих кредитно-финансовых учреждениях, составляли после войны сбе­режения населения, которые накапливались здесь в качестве отложенного потребитель­ского спроса по причине крайней скудости рынка товаров и услуг. Стремясь получить гарантированный государством доход, бан­ки, страховые компании и почтово-сберегательные конторы охотно кредитовали приоритетные отрасли промышленности, а так­же скупали значительные пакеты их акций.

Определенные средства были вложены в ходе проведенного американцами разукруп­нения крупнейших японских военно-промышленных групп (дзайбацу) в приоритетные отрасли промышленности. Дзайбацу представляли собой холдинги семейного ти­па, которые после преобразования в более мелкие компании были акционированы, а их акции были распроданы в основном мел­ким и средним акционерам. В результате этой операции промышленность получила дополнительные капиталовложения в раз­мере 80,9 млрд. иен.

131,9 млрд. иен было вложено в приори­тетные отрасли промышленности (особен­но в угледобычу и черную металлургию) в качестве кредитов образованного в 1947 г. Банка финансирования реконструкции. Сравнительно небольшой объем капиталовло­жений (около 6 млрд. иен) осуществлялся с 1949 г. за счет американских беспроцентных кредитов. Источником же основного потока средств, направлявшихся в промышлен­ность (до 70% всего объема капиталовложе­ний) в 1946-1953 гг. была инфляция. Толь­ко с июля 1945 г. по июль 1948 г. индекс розничных цен возрос более чем на 13500 пунктов. Дефицитное бюджетное финансирование возрождающейся японской экономики в 1948-1953 гг. ежегодно составляло 2-3 трлн. иен, чтo, разумеется, было очень рискован но. Однако худшего нe произошло, так как к концу этого периода за счет достаточно быстрого роста товарной массы в основном удалось добиться материального наполнения “пустых денег” и заметно сбить инфля­цию (ежегодный прирост индекса рознич­ных цен снизился до 3-4 пунктов). Обуздать инфляцию японцам помогли и “специальные заказы” вооруженных сил США, общая стоимость которых к 1953г. составила около 2 млрд. долларов.

Эффективность использования средств, вкладывавшихся в пять приоритетных отраслей, достигалась рядом мер: поддержанием за счет государственных субсидий фиксированных потребительских цен на электроэнергию, важнейшее промышлен­ное сырье (кокс, нефть и нефтепродукты, руды черных и цветных металлов, каустиче­ская сода, цемент и т.д.), химические удобрения, рис, грузовые перевозки. Компаниям, занятым в пяти приоритетных, а позднее и некоторых других отраслях, предоставлялись,существенные налоговые льготы. Импортируемые ими сырье практически не oблагалось таможенными сборами.

Вследствие принятых мер обеспечивался подъем машиностроения, особенно сельско-хозяйственного, пищевого и легкого, что, в свою очередь, стимулировало выпуск продукции сельского хозяйства, пищевой, текстильной, обувной и прочих отраслей легкой промышленности. На повышение урожайности в земледелии, особенно в ри­соводстве, было направлено наращивание производства химических удобрений. Воз­рождение судостроительной промышленности, которая и до войны была одной из самых paзвитых отраслей японского машиноcтроения, было ориентировано на радикальное обновление рыболовного и каботажного флота.

В свою очередь каботаж как самый дешевый и в условиях островной Японии наиболее доступный вид перевозок быстро стал основой транспортной инфраструктуры японской экономики, взяв на себя основные грузопотоки и межотраслевые коопераци­онные связи. Восстановление же промысловых возможностей рыболовного флота, наряду с увеличением урожаев риса и нара­щиванием мощностей пищевой промышленности, позволило японскому правительству в кратчайшие сроки решить проблему голода. А довольно быстрый pocт выпуска тканей, одежды, обуви, разнообразной yтвари, стройматериалов для традиционных японских жилищ - дал возможность в ос­новном изжить послевоенную бытовую необустроенность широких слоев японского населения (в особенности горожан) и в зна­чительной мере снять то социальное напря­жение, которое было вызвано поражением в войне и послевоенной разрухой.

В целом ставка на пять “локомотивов” японской экономики полностью себя оправ­дала. Так, с 1947 по 1953 гг. производство электроэнергии в стране возросло с 30,3 до 47,8 млрд. кВт ч, стали - с 1,0 до 7,7 млн. т, станков - с 5,5 тыс. шт. до 18,7 тыс. шт., су­дов - с 64,1 до 557,0 тыс. брт,. цемента - с 1,2 до 8,8 млн. т. К 1953-1954 гг. японцы полно­стью покончили с послевоенной разрухой, практически по всем показателям был превышен довоенный “пик” экономического развития (1936 г.) и создана надежная осно­ва для бурного роста экономики периода 1955-1972 гг. - известного “японского чуда”.

III

На пути к мировой державе

В 70-х гг. Наряду с такими важными направлениями, как атомная энергетика, биотехнология, освоение новых конструкционных материалов и т.п., развитие страны характеризуется интенсивным развитием процессов кибернетизации на базе микропроцессорной революции. Это революционизировало не только производство, что само по себе немало, но и другие отрасли экономики, сферу быта, досуга и т.п. Процесс кибернетизации неотделим от производства, накопления, переработки и распространения информации как важной составной части новых, современных научно-технических производственных сил.

Нефтяной кризис 1973 г. тяжело отразился на экономике Японии. Из-за резкого скачка цен на нефть в 1974 г. здесь впервые после вой­ны был зарегистрирован отрицательный рост - минус 0.2%. Правительство и японский бизнес приступили в 70-е годы к перестройке экономики. Центр тяжести было решено перенести из энерго- и материалоемких отраслей (черная металлургия, судостроение, производство пластмасс и искусственныхволокон) в наукоемкие отрасли (электроника, радиотехника, производство средств связи, компьютеров, роботов и т.д.), которые потребляют мало энергии и сырья, зато имеют незаменимые для них ресурсы в Японии – квалифицированных инженеров и рабочих. Реализация этой программыпривела к росту государственных расходов, усилилась инфляция. С 1982 года Япония вслед за США и Великобританией переходит к антиинфляционному курсу, сокращает государственные расходы, всячески поощряет развитие рыночных, конкурентных отношений. Были снижены налоги с предпринимателей и начата приватизация железных дорог и телекоммуникаций. В итоге благодаря жесткой поли­тике экономии энергии и революционным тех­нологиям, а также всеобъемлющей реформе экономической структуры японская экономи­ка вышла из нефтяного кризиса, став еще более конкурентоспособной. После первого не­фтяного кризиса в течение 10 лет японская экономика росла в среднем на 3,7% в год.

В 1985 г. в отеле “Плаза” принято известное соглашение, с которого началось повышение стоимости иены. Из-за этого резко вырос­ли себестоимость внутреннего производства и, как следствие, цены на экспортируемую Японией продукцию. Японские компании от­ветили тем, что стали переносить свою произ­водственную базу в страны Азии, направив ту­да крупномасштабные инвестиции. Сложи­лась ситуация, когда трудоемкие производства оказались выведены за рубежи Японии, а в ней самой остались главным образом высоко­технологичные производства. “Высокая иена” в сочетании с воздействием других факторов ускорила процесс деиндустриализации или перевода промышленных компаний за рубеж. Таким образом получилось, что своими инвестициями и пе­редачей технологии странам Азии Япония внесла большой вклад в повышение уровня технической оснащенности этих стран и осу­ществление их быстрой индустриализации. Тенденция последних лет – это крупные вложения в промышленной области, включая организацию производства ведущих подразделений японской индустрии – автомобилестроение, электронной и электротехнической промышленности.

Вот каким путем Япония выросла в миро­вую экономическую державу. В 1950 г. доля Японии в мировом ВНП не превышала 1%, а на долю США приходилось 50%. Сейчас на долю этих двух стран приходится 43% мирово­го ВНП, причем Япония обеспечивает 17% из них, США— 26%. Золотовалютный запас Япо­нии превышает 200 млрд. долл., и уже более че­тырех лет является самым большим в мире. В собственности японских граждан находятся финансовые средства на сумму около 10 трлн. долл. Ежегодно Япония направляет на офици­альную правительственную помощь развитию других стран (ОПР) свыше 11 млрд. долл. и вот уже несколько лет является крупнейшим ми­ровым донором в деле помощи другим стра­нам, который вносит большой вклад в эконо­мику развивающихся стран. Кроме того, Япо­ния способствует и обеспечению стабильно­сти всей мировой экономики, поскольку ее взносы в Мировой банк и Международный ва­лютный фонд одни из самых крупных.