Почти вся жилая площадь японского дома, кроме дощатого пола веранды, кухни и прихожей, покрыта соломенными матами – «татами». Сверху татами содержатся в идеальной чистоте, потому что при минимуме мебели на них сидят, а на ночь стелют постель. Ходят в комнате по татами без обуви, даже домашней, только в носках.
Детей редко наказывают. Однако правила этикета им прививают, чуть ли не с грудного возраста. На проступки детей реагируют не столько прямым наказанием, сколько косвенным порицанием. Систематическое применение таких методов воспитывает в ребенке постоянное чувство вины и задолженности перед родителями. С одной стороны, это способствует формированию сдержанности и дисциплинированности, но, с другой – в какой-то мере ограничивает уверенность ребенка в своих силах и инициативность. Во всяком случае, когда ребенок приходит в школу в шестилетнем возрасте, он уже настолько организован, что японские педагоги справляются с классами, в которых в среднем насчитывается по 40 – 50 детей.
Несмотря на сложную систему письма, Япония – страна всеобщего 9-летнего образования и сплошной грамотности. Обучение в шести классах начальной школы и в последующих трех классах средней школы в Японии бесплатное и обязательное. Но эти девять лет еще не дают законченного среднего образования. Для этого надо учиться 3 года в школе высшей ступени, в которой обучение платное. Школы высшей ступени бывают государственные и частные, общеобразовательные и специализированные, наподобие техникумов.
В Японии более двухсот университетов, государственных и частных (не считая нескольких сот вузов с укороченным курсом обучения). Обучение в университетах платное. В государственных университетах плата относительно умеренная, в частных – очень высокая. Поэтому при поступлении во многие частные университеты конкурса нет, тогда как в ведущие государственные университеты всегда большой конкурс. Но причина конкурса не только в этом. Система конкурсов вообще пронизывает все японское образование снизу доверху. При характерных для Японии очень больших классах естественно, что обучение возможно только при применении формализованных методов, в частности программированного обучения и широкого распространения системы тестов. И в сети начальных и средних школ имеются своего рода привилегированные школы, гарантирующие более высокий уровень образования, но принимающие лишь таких учеников, которые выдержат вступительные тесты.
Одним из завоеваний японских трудящихся является законодательство о медицинском страховании, охватывающем около половины населения страны. Медицинская помощь застрахованным оказывается как в специальных лечебных учреждениях системы социального страхования, так и в частных больницах и поликлиниках. Но за счет страхового фонда оплачивается не более 50% расходов на лечение. В то же время фонд социального страхования формируется на 50 % за счет вычета определенного процента из заработной платы рабочего. Бесплатная медицинская помощь оказывается лишь очень небольшой части больных, в частности лицам, подпадающим под закон о борьбе с туберкулезом. По сравнению с большинством других стран Азии в Японии ниже заболеваемость инфекционными болезнями, хотя трахома, дизентерия, туберкулез и венерические болезни все еще распространены. Зато отмечается в последние годы рост заболеваемости смертности от сердечно-сосудистых болезней и рака. Довольно высока заболеваемость психическими болезнями. Необходимо отметить и одну из труднейших социальных проблем современной Японии – постоянный рост наркомании и всего, что с этим связано, - преступности, самоубийств, контрабанды, гангстеризма и тому подобного.
Так же как борьба дзюдо, фехтование, стрельба из лука развились в рамках рыцарских воинских упражнений, так и чайная церемония, икэбана, пейзажная живопись, «коан» - поэзия парадоксов – развились среди дзэнских монахов, создававших объекты для созерцания и условия отрешенности от мирской суеты. Они же развили искусство сада в его разных формах: ландшафтный сад, воспроизводящий в миниатюре идеальный ландшафт с определенным философским смыслом, «сад камней», состоящий из волнистого белого песка и замшелых валунов и символизирующий житейское море.
Но вряд ли правы те, кто утверждает, что все эти явления культуры исходили из бусидо и дзэн как основы. Скорее всего, они вместе с бусидо и дзэн возникали из условий жизни средневековой Японии, которые одного человека толкали на путь воинской карьеры, а другого, уставшего от бесконечных смут и треволнений, побуждали к бегству от беспокойной действительности в уединение, к обращению к природе, искусству, к самоуглублению и созерцанию.
В наши дни икэбана, традиционная живопись, каллиграфия и многое другое, развившиеся в духовной жизни японцев в средние века, входят составной частью в японский образ жизни. Эти виды искусства и умения преподаются и при храмах разных сект, стремящихся привлечь к себе молодежь, и в светских академиях, и в частных школах, и в кружках художественной самодеятельности.
Современная японская архитектура развивается в основном в рамках конструктивизма. Следует помнить, однако, что этот интернациональный стиль немало заимствовал из принципов постройки традиционного японского жилого дома сего раздвижными прямоугольными окнами – стенами – «седзи», строгостью линий и ситандартизованностью всех измерений и деталей. Кроме того, лучшие архитекторы современной Японии, подобно Кэндзо Тангэ,автору мемориала в парке Мира в Хиросиме и олимпийского комплекса в Ейоги (Токио), всегда стремятся в своем творчестве так или иначе исходить из традиций, по-своему преображая их. Небольшие ландшафтные сады с прудами и камнями и другие элементы традиционной стилизации – частая принадлежность декора построенных в современной манере гостиниц, офисов, учебных и других общественных зданий.
Скульптура в Японии никогда не принадлежала к числу высокоразвитых искусств. Вплоть до новейшего времени это была почти исключительно ритуальная скульптура. Археологическими раскопками добыто много фантастических вычурных глиняных статуэток «догу» эпохи неолита и более реалистичных, но очень скупых и схематичных глиняных же изображений людей и животных эпохи раннего железа.
Музеем древности называют город Киото, расположенный вблизи Нары. Там много исторических достопримечательностей, особенно храмов, старого типа зданий, узких улиц, кварталов кустарей и ремесленников, изготовляющих традиционные японские товары. Однако модернизации не избежал и этот древний город. Создаются современные кварталы с высотными зданиями, поток автомобилей заполняет улицы.
В конце VIII в. появилась первая поэтическая антология «Маньссю», включившая более 4500 авторских стихотворений. В это время в поэзии преобладал жанр «танка» - короткого пятистрочного стихотворения, посвященного эмоциям и переживаниям какого-то момента (любви, красоте природы и пр. )со сложным подтекстом, образующимся благодаря игре слов и литературным ассоциациям. В середине IXв. появились «моногатари»», т.е. повести. Такие произведения X – XI вв.как «Гэндзи-моногатари» писательницы Мурасаки Сикибу принадлежали уже к жанру вполне композиционно завершенного и достаточно реалистического романа. Позже, с XIIIв., под названием моногатари фигурируют преимущественно рыцарские эпопеи, посвященные военным подвигам. Продолжают развиваться популярные со времени раннего средневековья жанры «никки» и «дзуйхицу» - дневников и лишенных фабульной связи эссе на самые разные темы.
В начале XIXв. глубокий кризис японского феодализма сказался и на литературе. Ведущим жанром прозы в это время стал тенденциозный, дидактический буддийско-конфуцианский по своей этической основе роман, основным представителем которого считается Такидзава Бакин. Бытовые повести в это время носят уже не столько реалистический, сколько натуралистический и фарсово-комический характер; таковы повести «На своих двоих по дороге Токайдо» Дзиппэнся Икку и «Общественная баня» Сикитэя Самба.
После буржуазной революции 1869 г. начинается развитие современного реализма в японской литературе; начало ему было положено романом Фтабатэя Симэя «Плывущее облако», в котором воссоздана правдивая картина жизни Японии того периода. Крупнейшими писателями начала XXв. были Симадзаки Тосон, Куникида Доппо, Нацумэ Сосэки. После 1918 г. в Японии зарождается и развивается пролетарская культура, представителями которой явились Токунага Сунао и Кобаяси Такадзи. Произведения лучших буржуазных писателей этого периода, таких как Акутагава Рюноскэ, хотя и проникнуты безысходным пессимизмом, но сочетают весьма глубокое психологическое проникновение с острой критикой современного им общества.