М.Н. Григорьев, Е.Д. Даниэль
Континентальный шельф Северо-Западной Европы, включающий Северное, Норвежское, Ирландское моря и северо-восточную Атлантику - регион с более чем тридцатилетней историей нефтедобычи. Наиболее освоен шельф Северного моря, в пределах которого в соответствующих национальных секторах ведут добычу Великобритания, Норвегия, Дания, Нидерланды и Германия. В процессе освоения шельфа на каждом этапе решались технологические и правовые задачи в сложных для проведения работ разнообразных нефтегазоносных областях. Особенности развития отдельных нефтегазовых проектов, их интеграции с формированием устойчивых транспортных систем доставки сырья к береговой инфраструктуре переработки или дальнейшего транспорта, освоение пограничных месторождений в областях, где проходят линии делимитации национальных секторов, и многие другие аспекты стимулировали разработку действенных и эффективных схем технологических и правовых решений, в значительной мере обеспечивших энергетическую безопасность стран Западной Европы. Анализ опыта развития нефтедобычи региона полезен для выработки решений на современном этапе развития нефтедобычи в России, где вопрос о развертывании шельфовых работ становится все более актуальным.
История освоения и современное состояние добычи нефти
Открытие нефтяных месторождений в Северном море началось с открытия норвежского месторождения Balder в 1967 г., однако значимыми для промышленного освоения стали месторождения Ekofisk на юге норвежского сектора и Forties (Великобритания), открытые соответственно в 1969 и 1970 г. Именно с этими месторождениями связывается начало добычи нефти в политически стабильном регионе, в значительной мере обеспечившем на 30 лет энергетическую безопасность как близких географически стран Западной Европы, так и США. Кроме Великобритании и Норвегии, основных стран-поставщиков нефти из региона, добычу ведут Дания, Нидерланды и Германия, в 1987 г. начавшая разработку единственного месторождения Mittelplate.
К настоящему времени во всех странах региона, кроме Дании, уже была достигнута максимальная добыча (рис. 1) и наступил ее спад. Последний обусловлен преимущественной зрелостью месторождений, применением технологий, которые ведут к более быстрому истощению залежей, и увеличением объема требуемых инвестиций вследствие перемещения проектов в удаленные и труднодоступные районы [1]. К таким проектам относятся месторождения Северной Атлантики к западу от Шетландских островов, разработка которых началась в конце 90-х годов прошлого века. Норвегия ведет добычу в основном в Северном море и в меньшей степени - в Норвежском. Существенный рост добычи здесь наблюдался с 80-х до середины 90-х годов, после чего она стабилизировалась на одном уровне. Планы увеличения добычи нефти Норвегия связывает с вовлечением в разработку мелких месторождений, сопровождающих крупные, использованием имеющейся инфраструктуры. В Великобритании в освоении находятся нефтяные месторождения, расположенные на всех окружающих ее шельфах. Начало положили месторождения Северного моря. По мере падения добычи в разработку вовлекались месторождения Ирландского моря, затем северо-восточной Атлантики, к западу от Шетландских островов. Дания в последние 6 лет поддерживает добычу за счет введения в разработку новых месторождений, в числе которых месторождение Cecile, имеющее значительные доказанные перспективы освоения. В стадии развития находятся еще два месторождения, что обеспечит рост добычи. Нидерланды достигли наивысшего уровня добычи в 1986 г., после чего она устойчиво снижается.
Основные месторождения нефти расположены в Северном море в зоне делимитации шельфовых зон Великобритании и Норвегии. Их освоение потребовало объединения усилий обеих стран. Нефтедобыча на континентальном шельфе Северного моря в пограничных между секторами районах регламентируется межправительственными соглашениями. Первым было соглашение между Великобританией и Норвегией от 22 мая 1973 г. с дополнениями от 27 июля 1994 г. о транспортировании нефти по трубопроводу с норвежского месторождения Ekofisk и близлежащих районов на территорию Великобритании (Agreement... relating to the transmission of petroleum by pipeline from the Ekofisk field and neighbouring areas to the United Kingdom). В дальнейшем странам потребовалось выработать новые соглашения, касающиеся транспортной инфраструктуры, связывающей объекты их шельфовых секторов, находящихся под правительственной юрисдикцией соответствующих сторон. В 1998 г. было подписано вступившее в силу в 2000 г. рамочное соглашение между правительствами Великобритании и Норвегии о строительстве, использовании и юрисдикции межсекторных подводных трубопроводов (Framework Agreement of 25 August 1998 relating to the laying, operation and jurisdiction of inter-connecting submarine pipelines). Основные его положения декларировали, что правительства не препятствуют строительству трубопроводов и транспортированию нефти между секторами, не рассматривают данное соглашение как посягательство на суверенитет каждой стороны в пределах зоны ответственности на шельфе и способствуют оптимальному использованию трубопроводов. В развитие этого соглашения в 2003 г. последовало совместное заявление министерств двух стран о будущем координировании действий и основных принципах нового рамочного договора, который касается широкого спектра вопросов юрисдикции, безопасности и условий окружающей среды, инспекций, систем измерений, выведения из эксплуатации, налогов, информационных потоков, процедур утверждения и экспертиз и тд.
В апреле 2005 г. было подписано новое рамочное соглашение о координации межгосударственной деятельности в нефтегазовой отрасли (Framework Agreement between the Government of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland and the Government of the Kingdom of Norway concerning Cross-Boundary Petroleum Co-operation). Оно регламентирует весь комплекс работ в совместных проектах, включая добычу, строительство новой и использование и демонтаж существующей инфраструктуры.
Выделение центров нефтедобычи
Пространственно-временной анализ освоения месторождений в регионе и используемых транспортных схем показал, что этот процесс происходит с формированием центров нефтедобычи (ЦНД). Они определяются как «совокупность разрабатываемых месторождений, имеющих общий пункт сдачи нефти в систему магистральных нефтепроводов, на железной дороге или морском терминале для доставки потребителям - на переработку или экспорт» и представляют собой пространственно и технологически связанные системы объектов разработки углеводородного сырья, его транспорта и учета товарной продукции [8]. На уровне ЦНД формируются региональные сорта нефти [9].
Принцип выделения ЦНД [8] основан на определении элементов транспортной схемы. Базовым элементом является месторождение; между месторождениями и пунктом сдачи располагается ряд насосных станций (НС), являющихся транспортными узлами системы. На них происходит смешение нефтей, поступающих из различных месторождений. Как показывает практика, число НС может различаться.
Понятие о ЦНД было выработано на основе изучения пространственной структуры движения нефти как товарного продукта в пределах Тимано-Печорской и Волго-Уральской нефтегазоносных провинций [10]. При изучении исторически протяженного процесса нефтедобычи в этих регионах обозначились устойчивые комплексы связанных транспортной системой месторождений нефти и пунктов сдачи. Поскольку рассматриваемые регионы континентальной нефтедобычи имеют развитую трубопроводную инфраструктуру привязанными к ним пунктами товарного учета, обособленых месторождений с собственной отгрузкой практически не существует. Все используемые виды транспорта доставляют нефть на общий в пределах освоенного региона товарный пункт, что и связывает несколько месторождений в единый ЦНД. Наиболее устойчивы ЦНД, где нефть к тарифному пункту доставляется трубопроводным транспортом. Более гибкими и во времени, и в пространстве являются ЦНД с использованием железнодорожного, автомобильного и морского транспорта.
Добыча и транспортирование нефти на континентальном шельфе Северо-Западной Европы имеют специфику, связанную с одновременным использованием различных схем отгрузки нефти. К настоящему времени сложились три типа схем:
1) отгрузка по подводному трубопроводу к береговому терминалу с группы месторождений или одного месторождения (6ереговой трубопроводный терминал);
2) отгрузка в танкеры с одиночного месторождения (морской терминал);
3) отгрузка в танкеры с центральной установки, к которой подключена группа месторождений (морской групповой терминал).
В соответствии с перечисленными транспортными решениями типизируются и ЦНД, ядро которых, в зависимости от типа, может состоять как из нескольких месторождений, так и из одиночного месторождения. Названия ЦНД даются по месторождениям, на которых расположен морской терминал отгрузки и по береговым терминалам с дополнениями, связанными с названиями трубопроводов, регионов или месторождений.
Пример выделения ЦНД показан на примере датского сектора Северного моря (рис. 2).
Следует отметить, что в практике Danish Energy Authority на датском шельфе выделяются центры добычи (production centres), однако они скорее соответствуют исторически сложившимся районам нефтедобычи, нежели инфраструктурным объектам, что следует из рис. 2.
По материалам пространственных данных национальных агентств стран, занимающихся добычей нефти на шельфе (3-7], на основе изложенного методического подхода составлена карта ЦНД континентального шельфа Северо-Западной Европы, где отражены результаты пространственного анализа объектов нефтедобычи (рис. 3). ЦВД разных типов присттствуют в каждом национальном секторе (за исключением германского, где разрабатывается одно месторождение нефти). Разнообразие их типов является характерной чертой освоения морских месторождений нефти севера Европы.
Развитие ЦНД