Смекни!
smekni.com

Картофель

Алекс Громов

Место первого появления картофеля до сих пор остается тайной, загадкой, ученые не могут точно ответить на этот вопрос. Лишь известно, что его большая родина – это Латинская Америка, многие считают, что родиной картофеля когда-то было древнее Перу, а авторы других публикаций до сих пор уверены, что картофель ведет свое происхождение из Чили.

Впервые картофель появился в Латинской Америке многие тысячелетия назад, еще с незапамятных времен, когда древние люди, гонимые голодом, после неудачных охоты на огромных диких зверей, искали в земле съедобные корни растений, среди которых им посчастливилось найти и клубни дикого картофеля.

Но индейцы умудрялись даже использовать дикий картофель - так в Южной и Центральной Америки было известно более 150 видов дикого картофеля и при этом множество способов его приготовления, из которых наиболее часто употребляемым стал чуньо – нечто вроде картофельных чипсов, пригодных к долгому хранению. Картофель был у индейцев настолько популярным блюдом ( и просто необходимым для выживания продуктом питания), что чуньо даже вошло в народный фольклор. Так родилась поговорка, до сих пор звучащая в далеких Андах - «Сушенное мясо без чуньо подобно жизни без любви».

Это легендарное чунио было двух типов – белое и черное. Они различались способами приготовления. Сначала сами клубни рассыпали под открытым небом, оставляя совершенно спокойно мокнуть под многочисленными дождями, сохнуть под жарким южноамериканским солнцем и промерзать холодными ночами. После этого клубни клали в продуваемое всеми ветрами место и начинали потихоньку перетаптывать клубни ногами. Далее – если готовили белое чуньо, то просто опускали картофелины на несколько недель в бассейн с водой. Если делали черное – то окунали ненадолго в басейн. Следующий этап был прост – клубни сушили на солнце и ветру. Немного места для обработки, солнца, дождя и ветра – блюдо готово.

Картофель в Латинской Америке почитался как бог и дар богов . Неслучайно еще полторы тысячи лет назад индейцы поклонялись духам растений, среди которых одно из главнейших мест занимал картофель. Благодаря своим питательным свойствам и относительной легкости приготовления, картофель стал одним из основных продуктов питания индейцев, живших в Андах.

В европейской истории картофеля упоминается год 1565, когда по распоряжению испанского короля Филипа Второго картофель был доставлен к его королевскому двору. А первым европейцем, подробно описавшего картофель, был испанский путешественник Педро Чеза де Леон выпустил книгу «Хроника Перу», в которой он подробно описал картофель как особый вид земляных орехов, который будучи сварен, становится мягким, как лечебный каштан. Они покрыты кожурой, не толще кожуры трюфеля». Он даже подробно описал праздник, который устраивали перуанские индейцы, посвященный сбору урожая.

Но в Европе картофель прижился не сразу – его неправильно сажали, часто по незнанию ели ботву или неспелые клубни, случались и массовые отравления. Даже возникали целые картофельные бунты, хотя европейские владыки делали все, что распространить картофель на своих землях, желая избавить народ от голода. Особой жестокостью в принудительном насаждении картошки отличались прусские короли Фридрих Великий и Фридрих Вильгельм Первый, который в 1651 году издал специальный картофельный указ - по нему надлежало отрезать носы и уши тем, кто отказывался сажать картофель. Поэтому неслучайно непривыкшие к картофелю неграмотные и не умеющие с ним обращаться крестьяне часто из-за своих суеверий видели в картошке какое-то адское зелье.

В Бельгии создали даже музей картофеля, существующий до сих пор. Среди его экспонатов – тысячи предметов, рассказывающих о истории картофеля – от почтовых марок с его изображением до знаменитых картин на ту же тему («Едоки картофеля» Ван Гога). На некоторых тропических островах картофель использовали как эквивалент денег. Ему посвящали стихи и баллады. Картофель когда-то прославлял в своей музыке великий Иоганн Себастьян Бах. А в современной Исландии популярна водка, сделанная из картофеля.

Трудно себе представить, что еще менее чем пятьсот лет назад ни в Европе, ни в России не знали картофеля, ставшего во многих странах национальным блюдом.