Алекс Громов
Гаучо – это романтическая история и современность Аргентины, часть ее экзотического имиджа - «Настоящий пончо, гаучо! Истинно аргентинский чай, мате гаучо!». Сортихо, аргентинская конная спортивная игра – не что иное, как «искусство гаучо». И звучащие вечерами в аргентинских городах куплеты под гитару, «пажадора» - тоже «песни гаучо». А азарт и безрассудство, когда ставки велики – такие, как у «настоящего гаучо». Да и сам настоящий аргентинец - тоже гаучо!
Лошади, когда-то завезенные в Латинскую Америку конквистадорами, разбрелись по аргентинской пампе (это бесконечные травянистые степи) и стали свободно размножаться на воле. Аргентинские земли 17-го века буквально наводняли табуны диких лошадей «багуалес», бродивших среди невообразимого моря коровьих стад. Поэтому и возникли животноводческие фермы, где жили в основном в глинобитных хижинах, крытых соломой, потомки испанцев – креолы. Здесь каждый был сам себе хозяином и власть далекого испанского короля была скорее символичной, чем реальной. Именно из свободных скотоводов и получился гаучо – не знающий ни страха, ни упрека герой, ценящий в жизни только надежность лошади и преданность бегущего рядом пса, гитару и свою женщину.
Среди них были воины и поэты, романтики и разбойники. Неслучайно их называли «рыцарями пампы». Друзья гаучо были лишь лошадь, собака, матэ и гитара.
Долгое время гаучо были «в тени» - о них знали, но никто не рисковал претендовать на их земли. О них вспомнили в то тяжелое время, когда нужна была своя армия - в 1776 году, во время военного конфликта, португальцы попытались расширить земли своей колонии Бразилии к югу, и уже казалось бы не было силы, которая способна была их остановить, то именно конные отряды гаучо разгромили захватчиков.
Они же спасли Аргентину во время английской интервенции 1807 года, а потом стали основой армии креолов в войне 1810 года за независимость.
Они были героями партизанской войны – ночные и круговые атаки становилась войсковой тактикой. А потом бесстрашные наездники стали победителями и в первых аргентинских гражданских войнах. Но это и стало начало их конца - в новой Аргентине, где стала править буржуазия, они стали просто не нужны и даже опасны – гаучо никогда не платили налогов, не выполняли никаких государственных повинностей. «Жизнь обретала новые формы, и уже не была той, при которой могли существовать гаучо».
Гаучо теперь нужны были лишь как красивая легенда - «В гаучо больше не нуждалась несправедливая родина – и он великодушно ушел. Мы видели его исчезавшим за родным пригорком, верхом на лошади, не спеша – чтобы не подумали, что из-за боязни, мелькнувшим на буреющем закате в последний раз в своем потрепанном сомбреро, с пончо, свисшим с плеч как складки приспущенного флага. Аргентинская земля – его могила, и на ней начертана эпитафия: «Он умер красиво ".
Дети в школах учат классику - поэму Хосе Эрнандеса "Мартин Фьерро", посвященную романтике гаучо.
Быт гаучо был прост и суров. Это была целая культура, которой в настоящем просто не было места.
А дальше началась романтика, рассчитанная на туристов, стране нужен был свой латиноамериканский ковбой. И гаучо «появились» снова, их можно встретить в Аргентине не в глуши, а возле больших городов. Ведь «настоящих гаучо в Аргентине не осталось. А какие есть - все бутафорские". Хотя многие аргентинцы искренне хотят стать похожими на своих свободолюбивых предков и пытаются вести подобный образ жизни.
В Аргентине есть многочисленные места, где можно насладиться кухней гаучо и даже поучаствовать в их традиционных состязаниях, когда романтически, по-ковбойски, выбирали девушку. А заодно можно и полюбоваться красивыми памятниками, заботливо поставленными гаучо прошлых столетий, многие из которых были безжалостно истреблены в борьбе со властями .
Гаучо стали символом свободы – ведь они когда-то зависели только от погоды.