При этом не имеет значения, было ли оружие или иные предметы приготовлены заранее или они подобраны на месте совершения преступления. не имеет значения и то, кем они изготовлены, является ли оно заводским или кустарным. Здесь возможно и применение предметов, имитирующих оружие, если они использованы для подкрепления угрозы применить физическое насилие и воспринимаются потерпевшим как настоящие. Оружие или иные предметы могут применяться как к похищаемому человеку, так и к другим лицам, пытавшимся воспрепятствовать похищению.
Совершение в процессе похищения и применение оружия или иных предметов убийства или причинения тяжкого вреда здоровью следует квалифицировать по совокупности преступлений: похищение человека и соответствующая статья УК РФ;
д) в отношении заведомо несовершеннолетнего.
Похищение несовершеннолетнего представляет повышенную общественную опасность, поскольку даже при благоприятном исходе совершившегося, оставляет неизгладимый след в психике подростка. При этом похититель должен бесспорно знать, что похищает именно несовершеннолетнего. Не имеет значения, откуда он это узнал;
е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности.
Похищение беременной женщины посягает не на одного человека, а на двух – матери и ещё не родившегося ребёнка. В этом случае женщина опасается и за свою жизнь и здоровье, и за жизнь и здоровье будущего ребёнка. Даже при «культурном» обращении с похищенной, она всё равно переживает, что, несомненно, скажется на здоровье её ребёнка. Виновное лицо также должно знать о беременности похищаемой женщины;
ж) в отношении двух или более лиц.
Этот вид похищения вменяется в тех случаях, когда действия виновного охватывались единством умысла и совершались, как правило, одновременно. Но по данному признаку может быть квалифицировано и разновременные похищения людей, но главным условие такой квалификации должно быть единство умысла (доказанность того, что намерение похитить двух и более лиц возникло до начала похищения или во время его совершения);
з) из корыстных побуждений.
Как говорилось выше, мотивом похищения человека явилась корысть (что было уже рассмотрено).
Особо квалифицированные составы предусмотрены ч. 3 ст. 126 УК РФ.
Такими составами является похищение, если оно:
а) совершено организованной группой.
Признаки организованной группы даны в ч.3 ст. 35 УК. Это устойчивая группа лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Основной признак организованной группы – её устойчивость, то есть её существование относительно длительный период времени, поскольку невозможно создать такую группу внезапно. Кроме того, организованная группа характеризуется наличием распределения ролей между её участниками, возможной вооружённостью, наличием «общака» и т.д.;
б) повлекло по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия.
Данный вид похищения имеет формально-материальный состав: формальный в отношении самого похищения и материальный относительно указанных наступивших последствий. Здесь также двойная форма вины: прямой умысел в отношении похищения и неосторожность в виде легкомыслия или небрежности по отношению к последствиям.
Преступное легкомыслие будет в случае, когда виновное лицо сознавало, что его деяние может привести к смерти похищенного, но самонадеянно рассчитывало на недопущение такого последствия. Например, похищенного, чтобы он не кричал и не звал на помощь, несильно ударили по голове с надеждой потери сознания, а он от удара погиб.
Преступная небрежность выражается в том, что виновное лицо не предвидело наступления смерти или иных тяжких последствий, хотя должно было и могло это предвидеть. К примеру, чтобы виновный не кричал и не звал на помощь, ему воткнули в рот тряпку, и он задохнулся.
К иным тяжким последствиям относится и смерть потерпевшего, который пытался, например, выбраться из места его удержания, но сорвался со стены и погиб либо получил тяжкий вред своему здоровью. Это же относится и к случаям, когда похищенный или его близкие, в связи с похищением заболели тяжёлой болезнью (инфаркт, инсульт и т.п.), если у похищенной женщины, находящейся в состоянии беременности, наступили преждевременные роды или если у неё случился выкидыш.
Проведём отграничение состава похищения человека от незаконного лишения свободы и захвата заложника, предусмотренных ст. 127 и 206 УК.
Незаконное лишение свободы в отличие от похищения человека, не связывается с изъятием потерпевшего с привычного места пребывания, его не увозят куда-либо в другое место. Таким образом, основное различие между похищением человека и незаконным лишением свободы идёт по объективной стороне.
Основное отличие похищения человека от захвата заложника по объекту преступления. При захвате заложника объектом преступления выступает общественная безопасность, то есть основанных на законе и специальных правилах порядок поведения людей в обществе, при котором жизнь, здоровье, достоинство, собственность граждан не нарушается преступными деяниями со стороны отдельных лиц.
Потерпевшие при захвате заложников выступают в качество «разменной монеты» в требованиях к государству, организации или к отдельным лицам. Если потерпевшим при похищении человека является лицо, от которого что-либо требуют, то потерпевшими при захвате заложников выступают граждане, совершенно не имеющие никакого отношения к виновным лицам.
Сроки удержания заложников зависят от выполнения государством, организацией или отдельным лицом каких-либо требований.
При захвате заложников убийство кого-либо из оказавшихся в заложниках лиц направлено на быстрейшее выполнение государством, организацией или отдельными гражданами требований захватчиков.
Решение задач
Задача 1. Кочеткова скрывала свою беременность. Её роды проходили в доме Тулиной. Сразу после родов, думая, что ребёнок живой, Кочеткова попросила Тулину бросить ребёнка в кадку с водой. Затем Тулина закопала трупик ребёнка в землю.
Судебно-медицинская экспертиза установила, что ребёнок родился мёртвым
Кочеткова и Тулина совершили преступление, предусмотренное пунктом «в» части 2 ст. 105 и ч. 2 ст. 30 УК РФ – покушение на убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии.
Убийство – это незаконное лишение жизни другого человека, который лишается жизни чаще всего путём действия, хотя это возможно и путём бездействия. Каждый человек имеет право на неприкосновенность жизни, которое выражается в правомочии личности пользоваться важнейшим благом, подаренным ему природой – жизнью при отсутствии каких-либо посягательств, способных привести к смерти. Объектом защиты конституционного права, а также и уголовного права выступает жизнь как форма биологического существования человека. Действующее уголовное законодательство предусматривает уголовную ответственность за неправомерное лишение жизни другого человека. При этом убийством признается только умышленное лишение жизни другого человека. Если не было умысла на лишение жизни другого человека, то такие деяния не являются убийством. Это может быть неосторожное лишение жизни человека - причинение смерти по неосторожности. Не является убийством и доведение до самоубийства. Уголовный кодекс РФ впервые содержит определение понятия убийства как умышленного причинения смерти другому человеку.
Убийство – это противоправное умышленное причинение смерти другому человеку, когда именно посягательство на жизнь, а не какой-либо иной объект, охраняемый уголовным законодательством, является основанием уголовной ответственности.
С точки зрения уголовного права началом жизни следует признавать тот момент, когда головка плода стала видна из утробы матери и плод стал, таким образом, сам по себе доступен для посягательства, а не просто начало процесса родов. Именно с этого момента, по мнению многих (к которому присоединяюсь и я), всякие попытки умертвить плод становятся убийством, а не криминальным абортом.
Таким образом, жизнь человека начинается с момента начала прорезывания головки плода из чрева матери, и любые посягательства на рождающегося ребёнка расценивается как убийство или покушение на него. Умышленное умерщвление плода ребёнка, находящегося в чреве матери до начала указанного появления головки плода, считаются криминальным абортом.
Немаловажное значение для уголовного права имеет и момент окончания жизни, то есть момент наступления смерти. Юридическим фактом, прекращающим право на жизнь, является биологическая смерть.
Момент окончания жизни человека – это момент смерти, наступающей с медицинской точки зрения с момента полного прекращения работы сердца и деятельности головного мозга в результате распада клеток центральной нервной системы. Это есть биологическая смерть. Если имело место преступное посягательство на мёртвого человека, ошибочно принятого за живого, такое деяние следует рассматривать как покушение на убийство по правилам фактической ошибки в объекте. В то же время, необходимо отметить, что пока медицина не всегда способна отграничить момент смерти от иного состояния человека.
В 1993 г. в Российской Федерации была разработана и принята инструкция Минздрава России, предусматривающая целый комплекс клинических признаков, при наличии которых устанавливается диагноз смерти мозга. К таковым относятся: полное и устойчивое отсутствие сознания, атония всех мышц, отсутствие реакции зрачков на прямой яркий свет и т.д. Всего имеется девять указанных признаков. Помимо этого, используются и дополнительные тесты с применением электроэнцефалографа, призванные констатировать отсутствие электрической активности мозга. Таким образом, биологическая смерть означает гибель всего мозга, включая его ствол, с необратимым бессознательным состоянием, прекращением самостоятельного дыхания и исчезновением всех стволовых рефлексов.