1) Положение строчек. Строчки, идущие вверх, говорят о горячности, энергии, жажде власти; опускающиеся вниз характеризуют физическую и моральную слабость, отчаяние, печаль, таким почерком пишут обыкновенно больные.
2) Наклон букв. Наклоненные буквы (вправо) свидетельствуют о чувствительности, и эта черта проявляется тем сильнее, чем больше наклон букв. Почерк без наклона присущ хладнокровному человеку; левонаклонный свидетельствует об отсутствии чувствительности, часто о притворстве. Почерк прямой указывает на непоколебимую энергию и стойкость. Почерк извилистый, неровный говорит о гибкости характера, изменчивости убеждений. Такие люди умеют, когда нужно, легко поменять свои убеждения.
3) Связность почерка. Связь букв между собой имеет большое значение – это указывает на связность идей, последовательность, рассудительность. Отрывистый почерк свидетельствует о порыве души, о характере поэтическом или художественном.
4) Правильность букв говорит о спокойном уравновешенном характере. Сжатое письмо указывает на склонность к экономии, бережливости. Чем больше буквы сжаты, тем сильнее выражены эти наклонности. Размашистый почерк служит верным показателем широкой, щедрой, даже расточительной натуры и так далее.
Наиболее реакционным направлением в графологии явилось учение главы антропологической школы уголовного права Ломброзо, изложенное в работе «Руководство по графологии». Ломброзо рекомендовал некоторые особенности почерка использовать для определения так называемого «прирожденного преступника». В частности, он разделил почерки преступников на две большие группы: почерк убийц, разбойников, грабителей и почерк воров. Это наивное, идеалистическое по своей сущности, реакционное по политической направленности течение неоднократно подвергалось необоснованной критике со стороны советских и российских криминалистов.[9]
В начале ХХ века графологи значительно усовершенствовали анализ почерка. В своих многочисленных экспериментах они стали использовать данные других наук, например медицины, в частности диагностики. В 1935 году эксперт-почерковед Альфред Кафнер, работавший в министерстве юстиции Австрии, после ряда наблюдений пришел к выводу, что между раковым заболеванием и почерком есть прямая связь. Кафнер изучил более 35000 подписей и на основании их анализа утверждал, что может предсказать раковое заболевание по почерку срочностью до 97% (на основании микроисследования штрихов).
В 30-х годах венгерские графологи изучили почерки более 2000 детей с ненормальной психикой в возрасте от 10 до 18 лет. В процессе анализа рукописей были установлены закономерности в отклонении почерка в зависимости от состояния психики. Исследователи предложили лечить детей (изменять психику ребенка) посредством определенных изменений почерка (так называемая графотерапия). Они считали, что почерк может возбудить нервы человека или успокоить их.
По подсчетам американских графологов более 500 фирм США используют анализ почерка для определения профессиональных свойств человека, вновь принятого на работу или продвигаемого по службе. Европейские фирмы начали использовать графологию с начала XX века. В ФРГ, Дании, Франции фирмы используют графологию для определения профессиональной пригодности. В настоящее время графологию преподают в ФРГ, в университетах Гамбурга, Мюнхена и других. Новейшие курсы читаются в университетах Берна, Цюриха (Швейцария) и ряде других стран Европы. В США курс графологии читается в Нью-Йоркском университете, в Социальной школе исследований. В некоторых университетах графологию изучают после завершения курса психологии; в других — ее читают как часть медицинского курса.[10] На наш взгляд данное направление в почерковедческих исследованиях имеет большое значение для розыска преступника, когда нет каких-либо других данных о нем, кроме рукописного текста, предположительно выполненного его рукой.
В России первые сведения о проведении экспертизы письма и почерка относятся к началу XVII века. Однако первые в истории России криминалистическое исследование документов начали проводить в 1836 году, когда было создано первое судебно-экспертное учреждение в органах внутренних дел Царской России, которое называлось Медицинский Совет при Медицинском департаменте. Судебное исследование документов наиболее часто проводились такими академиками, как Д.И. Менделеев, Н.Н. Зинин, ЮФ. Фрицше, Буринский Е.Ф. и другие. Так, в 1868 году Е.Ф. Буринским было выполнено 78 различного рода исследований документов, в том числе 29 – сравнение почерков.
По Русскому Своду законов сличением почерков могли заниматься люди, владеющие «тайной» письма — секретари присутственных мест, учителя чистописания и другие. Основное качество, определяющее эксперта, заключалось в умении красиво писать. Таким образом, первым направлением в исследовании письма в России явилась каллиграфическая экспертиза. Процесс каллиграфического исследования сводился лишь к выявлению сходства или различия внешнего начертания отдельных букв в сравниваемых рукописях. Естественно, что такое механическое сопоставление строения письменных знаков без учета обстоятельств, влияющих на формирование письменно-двигательного навыка, приводило к грубейшим ошибкам.
Каллиграфическое направление в экспертизе документов подвергалось резкой критике со стороны ведущих ученых. Так швейцарский ученый Рейсе писал: «Для графических экспертиз чаще всего приглашаются каллиграфы, как будто достаточно уметь учить детей чистописанию для того, чтобы справиться с одной из самых сложных и трудных экспертиз, требующей серьезных познаний по физиологии, химии и фотографии».[11]
Е.Ф. Буринский следующим образом оценивал «научность» этого метода исследования: «Нам, в нашей практике приходилось видеть одного почтенного содержателя типолитографии, который при исследовании одного и того же документа в разное время (в коммерческом суде, у судебного следователя на предварительном следствии, на судебном следствии) давал иногда позабыв об учтивости, три совершенно противоположных заключения о том, кем писана исследуемая рукопись. При этом каждое из них высказывалось с такою уверенностью, что самому эксперту становилось стыдно за себя, когда стороны предлагали ему вопрос о том которое же из его разных мнений следует считать окончательным».[12]
Давая заключения, в основе которых нет никаких научных положений, каллиграфы в конце концов потеряли в глазах суда всякое доверие. Псевдонаучность этого метода очень метко охарактеризовал профессор Е. Ф. Буринский, который отмечал, что правосудию приходилось бороться как с подделывателями, так и с фантазией каллиграфов. По нашему мнению следует согласиться с Буринским, поскольку в основе каллиграфического направления нет каких бы то ни было научных положений. Каллиграфическое исследование прежде всего опиралось на субъективное мнение эксперта, на его фантазию.
Одним из направлений исследования письма и почерка стал приметоописательный (сигналетический) метод, который появился благодаря статье известного французского криминалиста А. Бертильона «Сравнение почерков и графическая идентификация», опубликованной в 1897 году. Данный метод разработал сам Бертильон и описал в своей работе. В основе данного метода лежат признаки-приметы почерка, аналогичные признакам, разработанным А. Бертильоном для описания внешности по методу «словесного портрета». Приметоописатели, сравнивая рукописи, основное внимание обращали на более броские признаки. При описании признаков почерка анализу подвергались форма, размер, положение, наклон элементов, письменных знаков в целом, расположение строк, интервалов между словами и строками и другие.
По нашему мнению, в отличие от каллиграфического направления в экспертизе письма и почерка метод приметоописателей явился шагом вперед по пути развития судебного почерковедения. Основной заслугой этого метода явилась разработка некоторых признаков почерка. Положительным также было применение специальных сравнительных фототаблиц, на которых иллюстрировались признаки почерка, положенные в основу того или иного вывода эксперта.
Однако мы присоединяемся к мнению Л.А. Винберга в том, что в целом этот метод не приемлем для экспертизы письма и почерка. Основная ошибка приметоописательного метода заключалась в том, что его авторы механически, без учета особенностей формирования письменно-двигательного навыка, перенесли методику «словесного портрета» на почерк.[13]
Разновидность приметоописательного метода - графометрический метод. В переводе на русский язык термин «графометрия» означает «измерение почерка». Попытки научно обосновать графометрическии метод впервые были предприняты французским криминалистом Э. Локаром. Сущность этого метода состояла в стремлении заменить субъективное мнение исследователя экспериментальными данными, полученными от измерения различных характеристик почерка. В общих чертах метод исследования, предложенный Э. Локаром, сводился к измерению ряда величин в сравниваемых почерках. Измерялись относительные величины (относительная высота строчных букв и так далее), направления, находящие свое выражение в угловых величинах, перерывы и другие. Потом замеры величин в каждом исследуемом почерке откладывались на графике в виде кривой и полученные кривые сопоставлялись друг с другом. Совпадение кривых свидетельствовало о выполнении сравниваемых рукописей одним лицом, расхождение — о выполнении рукописей разными лицами. Предложенный Э. Локаром графометрический метод исследования явился шагом вперед к более глубокому познанию природы почерка.[14]