Обстоятельства, влияющие на формирование индивидуального письменно-двигательного навыка, можно разделить на два вида: субъективные, обусловленные анатомическими, физиологическими и психологическими особенностями обучающегося письму, и объективные.
Основную роль в формировании письменно-двигательного навыка при обучении письму играют обстоятельства субъективного характера, так как в конечном итоге благодаря ним почерк каждого человека индивидуален. В свою очередь обстоятельства субъективного характера можно разделить на две группы:
1) анатомические особенности пишущего: строение руки (длина костных рычагов, степень подвижности суставов и развитости мышц), строение глаз и особенности зрения (конвергенция - сведение осей глаз для улучшения восприятия объекта, аккомодация - способность глаза различать предметы, находящиеся от него на различных расстояниях, инокулярность - особенность зрения, от которой зависит определение расстояния между наблюдаемыми объектами и их взаимное размещение и другие), недостатки зрения (астигматизм - один из недостатков роговой оболочки глаза или хрусталика, близорукость, дальнозоркость, косоглазие и другие);
2) психофизиологические особенности обучающегося письму. Восприятие письменного знака - это сложный длительный процесс, в основе которого лежит формирование слухоречедвигательного и зрительного представлений о письменных знаках, образуемых ими в словах, предложениях. Запоминание строения письменного знака в целом и его элементов. Эта задача может быть успешно решена только при многократных упражнениях с буквами. Также необходимо учитывать, что формирование почерка заканчивается к 25—30 годам. В этот период влияют многочисленные факторы: избранная профессия, условия письма и другие. Многочисленными экспериментами психологов и физиологов показана прямая зависимость формирования письменно-двигательного навыка от типа нервной системы человека.[25]
Обстоятельства объективного характера также активно влияют на формирование письменно-двигательного навыка обучающегося письму.
К таким обстоятельствам относятся в первую очередь посадка и условия выполнения рукописи.
К обстоятельствам объективного характера можно отнести и условия, в которых проходит процесс обучения письму. Так, недостаточная освещенность помещения может привести к формированию упрощенного по построению почерка. Состояние бумаги, на которой выполняется текст, выбор пишущего прибора также являются факторами, влияющими на формирование письменно-двигательного навыка.
Следующим признаком почерка является устойчивость. Благодаря автоматизации процесса письма в результате многократных повторений длительных упражнений письменно-двигательный навык человека становится настолько устойчивым, что даже сознательные попытки изменить свой почерк не приводят к положительному результату.
Физиологической основой формирования письменно-двигательного навыка в свете учения академика И.П. Павлова о высшей нервной деятельности являются системы временных связей, образующиеся в результате многократных упражнений. И.П. Павлов, анализируя временные связи и их отношения к психологическим процессам, отмечал: «...временная нервная связь есть универсальнейшее физиологическое явление в животном мире и в нас самих. А вместе с тем оно же и психическое — то, что психологи называют ассоциацией, будет и то образование соединений всевозможных действий, впечатлений или из букв, слов и мыслей. Какое было бы основание как-нибудь различать, отделять друг от друга то, что физиолог называет временной связью, а психолог ассоциацией? Здесь имеется полное слитие, полное поглощение одного другим, отождествление».[26]
При формировании почерка наиболее стойкими к изменениям во вне будут зрительно-двигательные образы письменных знаков в целом и их элементов, образовавшиеся в нервных центрах учащегося на начальных этапах обучения письменно-двигательному навыку. Благодаря стереотипности движений при письме, возможна идентификация личности по почерку.
Вместе с тем, несмотря на относительную устойчивость почерка конкретного лица, в нем (почерке) под воздействием различных обстоятельств могут наступить различные изменения. Недаром И. П. Павлов, называя системы временных связей стереотипами подчеркивал их динамичность, выражающуюся в изменчивости в зависимости от обстоятельств объективного и субъективного характера. «Образованные условные рефлексы,— отмечал И.П. Павлов,— представляют собой в высшей степени чувствительную величину – потому при обыкновенных жизненных условиях подлежат постоянным колебаниям».[27]
В криминалистической литературе по судебному почерковедению к причинам, изменяющим почерк относят неправильную позу, непривычное держание пера, необычный материал или иные непривычные условия письма, различные травмы рук, глаз, нарушение нервного, физического состояния пишущего, усталость, различные нервные заболевания, выполнение рукописи левой рукой, при обычном письме правой рукой выполнение рукописи особым образом, в непривычном темпе, старательно или поспешно, с подражанием почерку другого лица, с подражанием печатному шрифту или специальным шрифтам.
Устойчивость письменно–двигательного навыка, сохраняемость его особенностей при письме даже в необычных условиях зависит от следующих причин: степени формирования письменно-двигательного навыка, особенностей нервного аппарата управления движениями человека. Сохраняемость особенностей движений пишущего при письме в различных условиях, устойчивость (стереотипность) их воспроизведения — свойства почерка, необходимые для идентификации личности.
Особенностью проявления динамического стереотипа письменно-двигательного навыка является его вариационность. Вариационность — одно из свойств сформировавшегося письменно-двигательного навыка – эта особенность почерка есть результат приспособляемости письменно-двигательного навыка к отмеченным выше обстоятельствам объективного и субъективного характера. В связи с тем, что у пишущего может быть несколько вариантов почерка, в криминалистической литературе вариант, сформировавшийся в процессе обучения письму в школе и в дальнейшей жизни, принято называть основным. Этот вариант чаще всего встречается при написании различных документов, записей и другого. Остальные варианты почерка, появившиеся у человека позднее в результате различных обстоятельств объективного и субъективного характера, принято называть дополнительными. Ими, например, могут быть скорописная маскировка, выполнение рукописи с подражанием печатному шрифту, с подражанием почерку другого лица, выполнение левой рукой и так далее.
Так, например, при сравнительном исследовании почерка, которым выполнена рукописная запись в бланке страхового полиса, представленного на экспертизу, с образцами почерка Воронина, были установлены сходства и различия некоторых общих и частных признаков. Однако выявленные различающиеся признаки почерка эксперт определил, как устойчивые и существенные. Данные различающиеся признаки образовали индивидуальную совокупность, которая явилась достаточным основанием для того, чтобы исследуемая рукописная запись выполнена не Ворониным П.Ю., а другим лицом с подражанием почерку Воронина П.Ю. Из рассматриваемого примера видно, что лицо, выполнившее исследуемую запись, пыталось повторить почерк Воронина, в частности придать почерку вид печатного шрифта – у Воронина стилизованный почерк, то есть схож с печатным шрифтом. Однако почерк исполнителя записи имеет более сильный наклон в правую сторону, чем у Воронина, снижены темп письма и координация движений, нажим более сильный, чем у Воронина, написание отдельных букв также различно.[28]
Таким образом, вариационность почерка как одна из форм приспособляемости письменно-двигательного навыка к различным условиям (объективного и субъективного характера) не является препятствием для идентификации личности. В то же время вариационность всегда должна рассчитываться как при исследованиях идентификационного, так и неидентификационного характера.
Подытожив выше изложенное, следует сказать, что почерк, как система зафиксированных в рукописи письменных знаков, обладает свойствами индивидуальности, относительной устойчивости, сохраняемости и вариционности. Это означает, что абсолютно любой почерк, естественно при наличии достаточного количества исследуемого и сравнительного материала, можно идентифицировать, то есть установить его исполнителя.
2.2 Понятие идентификационных признаков почерка
Факт индивидуальности и относительной устойчивости почерка позволяет лишь ставить вопрос об идентификации личности. Но знания только свойств сравниваемых объектов недостаточно для идентификации личности. Необходимо выявить и изучить в исследуемых почерках все части, стороны, элементы, которые в своей совокупности позволяют эксперту установить тождество или различие.[29]
Такими приметами, показателями, с помощью которых эксперт устанавливает личность по почерку, являются признаки, особенности письменно-двигательного навыка, отобразившиеся в рукописи. Ввиду того, что идентификация личности по материально-фиксированным отображениям (письму) устанавливается по признакам, их классификация имеет большое практическое значение для решения конкретных задач, стоящих перед почерковедческой экспертизой.[30]
Признаки принято делить на существенные и несущественные. Чтобы познать объект, составить представление о нем, надо установить, выделить наиболее существенное. Другими словами, необходимо определить его сущность, которую в свою очередь невозможно установить без выделения наиболее существенных признаков. При таком делении признаков нужно помнить, что существенное для наших целей – не всегда существенно для самого объекта. Все зависит от того, какие цели мы преследуем при изучении того или иного объекта. Эксперта-почерковеда при установлении исполнителя спорного документа в процессе исследования почерка, прежде всего, интересует графика выполнения письменных знаков.