Смекни!
smekni.com

Товарищество нефтяного производства Братьев Нобель (стр. 2 из 3)

Заводская деятельность Бранобеля за период с 1879 по 1904 гг. выразилась в переработке 1 млрд 195 млн пудов собственной и купленной нефти. Заводами Товарищества было выработано в млн пудов: керосина – 379.5; бензина – 2.4; солярового масла – 46.3; смазочных масел – 49.8; нефтяных остатков – 712.8.

Участие фирмы «Бранобель» в вывозе мазута из Баку составляло: в 1892 г. – 22.4%; в 1897 г. – 28.6%; в 1902 г. – 34.3%.

Фирма «Бранобель» имела заводы и нефтепромыслы в Грозненском районе, Кубанской области, в Ферганской долине, Эмбенском районе, на острове Челекен и других местах. Только в бакинском районе у Товарищества в 1904 г. было 433 скважины против 87 в 1897 г.

В 1908 г. фирма бр. Нобель имела в бакинском районе 42 нефтяных промысла. Товариществу в 1909 г. принадлежало 20% всей выработки керосина в Баку, 50% его сбыта и 35% сбыта мазута.

Добыча нефти на промыслах Товарищества составляла в млн пудов: в 1894 г. – 24.3; в 1897 г. – 28.3; в 1899 г. – 95.4; в 1902 г. – 78.6 (см. табл. 2).

Таблица 2. Удельный вес Бранобеля в общей добыче нефти в бакинском районе

Годы 1880 1885 1890 1895 1900 1905 1909
Уд вес (%) 1.9 16.1 20.0 7.7 14.1 11.7 13.6

В 1884 г. Л.Э. Нобель предложил построить керосинопровод общего пользования от Баку до Батума, «но его проект не встретил сочувствия административных сфер. Впоследствии он оборудовал на Сурамском перевале, от Михайлова до Квирил, собственный керосинопровод в 62 версты (1888 г.). Это был первый опыт перекачки керосина на большие расстояния, послуживший образцом для гигантского сооружения – сплошного керосинопровода Баку – Батум, на расстоянии свыше 800 верст».

Насколько Товарищество успешно вело свои дела, свидетельствуют следующие показатели: основной капитал в 1900 г. определялся в 15 млн рублей, а процентное отношение чистой прибыли к основному капиталу составляло 56.4%. Летом 1914 г. акционерный капитал Бранобеля увеличился в 3.6 раза, так как пятитысячерублевая акция (пай) «котировались по цене 18–19 тыс. рублей» [2]. Около 30 тыс. человек трудилось в «нефтяной империи» Нобелей.

«Товарищество нефтяного производства братьев Нобель» вплоть до 1918 г. было самой крупной нефтепромышленной фирмой в стране, а по сути это была первая в России вертикально интегрированная нефтяная компания, осуществлявшая все технологические циклы производства, начиная от поиска и разведки месторождений нефти, их бурения и разработки, до переработки реализации товарных нефтепродуктов.

Фирма всячески поощряла изобретения своих сотрудников, ведь известны же станок ударного бурения «Нобель», скважинный штанговый насос «Бранобель», чугуно- и сталеплавильные печи Л.Э. Нобеля, батареи непрерывнодействующих нефтеперегонных кубов, новые системы дифлегматоров, воздушных мешалок, нефтеналивные вагоны-цистерны и др.

Именно Э.Л. Нобель (1859–1932 ) поддержал молодого ученого В.Г. Шухова (1853–1939) и внедрил на своих заводах и промыслах многие его изобретения: форсунки для сжигания мазута, металлические резервуары, цельнометаллические баржи для транспортировки нефти и нефтепродуктов по морю и рекам, сетчатые и арочные перекрытия, паровые котлы и пр.

В то же время, Нобелям удалось осуществить «приток мозгов» с Запада для нужд отечественной промышленности. Так, в сотрудничестве с немецким изобретателем Рудольфом Дизелем (1858–1913) в 1899 г. было организовано производство дизельных двигателей. Двигатели изготавливались в Санкт-Петербурге на заводе «Людвиг Нобель» (будущий «Русский дизель»), ими оснащались в том числе и наливные суда Нобелей. В 1903 г. для перевозки нефтяных грузов от Лахты до Рыбинска по Ладожскому озеру, по Неве и по Мариинской системе были построены наливные теплоходы «Сармат» и «Вандал» емкостью 50 тыс. пудов (около 3000 т). В дизельных двигателях использовали «соляр, вырабатываемый на нефтезаводах Бранобеля».

С 1885 г. на фирме работал техник по бурению скважин Рихард Зорге-старший10, который первым выполнил, среди прочих, расчет обратной промывки скважин при бурении. Товарищество никогда не делало из своих опытов в бурении (выбор типа бурового станка, инструмента и др.) коммерческой тайны, предоставляя их для общего пользования в интересах промышленности и потребителей.

В 1896 г. были сделаны опыты тампонирования скважин межтрубной заливкой цементом (ранее перепробовали тампонаж глиной, киром, мелким песком, гипсом и т.п.). Первые шаги – в скважинах на Биби-Эйбатском промысле Товарищества – с верхней заливкой были неудачными, но зато многому научили, и скоро «цементация» скважин для укрепления их и изоляции от воды получила полное применение. В том же году на промыслах Товарищества «впервые была пробурена нефтяная скважина № 1004 ударно-канатным способом на глубину 403 м» [8, с. 10]. В 1897 г. Бранобелем была сооружена первая электрическая станция не для освещения, а для передачи энергии двигателям. «К 1901 г. на предприятиях товарищества имелось 177 паровых машин, 131 электрический двигатель, 8 газовых и нефтяных моторов» [8, с. 23].

В 1911 г. впервые в России бакинский нефтепромышленник фон Габер начал применять вращательное роторное бурение, которое требовало меньше затрат и производилось значительно быстрее. Этот опыт вызвал интерес, и в 1913 г. на промыслах имелось уже 20 вращательных станков, выписанных из Америки. «Первое место среди пионеров нового метода бурения занимало т-во Нобель, у которого с декабря 1913 г. по февраль 1917 г. были закончены этим способом 12 скважин в Балаханах и Сураханах» [5, с. 138].

Одним из основных принципов Людвига Нобеля было стремление связать интересы служащих Товарищества с успехом самого предприятия. 15 октября 1882 г. Л.Э. Нобель выступил в Императорском Русском техническом обществе с сообщением «О положении нефтяной промышленности в России», в котором отметил: «Милостивые Государи, я уже более 20 лет стараюсь приложить к своим предприятиям ту теорию, чтобы сделать каждого человека, который работает вместе со мной, участником в достигнутых результатах, чтобы тот, кто делит со мной труды, имел бы право делиться со мною и моими барышами» [9, с. 23]. Достойное вознаграждение за труд в зависимости от общих успехов предприятия было главным принципом Л. Нобеля: «40 процентов прибылей распределялось служащим» [10, с. 44].

Насколько цивилизованными были отношения между хозяевами и служащими свидетельствует то, что для рабочих и техников строились жилые поселки с квартирами для семейных рабочих и казарменными помещениями для холостяков. Для старших служащих в Черном городе (Баку) были построены дома, столовая, библиотека, зал для увеселительных собраний, бильярд и кегельбан, получившие название Villa Petrolea («Нефтяная вилла»). Там же был разбит роскошный парк с цветником и оранжереей (парк Ротефане). Для разбивки парка на песчаной засоленной почве было завезено много тысяч кубометров плодородной земли из Ленкорани. Кроме того было завезено и высажено более 80 тыс. редких кустов и других растений. Для их полива Л. Нобель предложил своим танкерам вместо балласта с песком возить поливную воду из Астрахани. Та же идея с «городками» была реализована в Астрахани, Царицыне, Рыбинске, Саратове, Самаре (Батраки), Уфе и других местах. Во всех городках строились бани, столовые, хлебопекарни, больницы (Баку, Астрахань, Царицын и др.), аптеки, службы санитарного надзора, начальные школы для детей рабочих (Баку). В селении Бузовны на Апшероне «Товарищество» имело свой дачный поселок, где сотрудники отдыхали во время отпусков. Нобели первыми в бакинском районе ввели на своих заводах и промыслах десятичасовой (вместо 14-часового) рабочий день.

«В последнее время (около 1909 г. – Авт.), идя навстречу экстренным нуждам своих служащих и их семейств, Товарищество организует на своих южных складах, особенно на берегу Черного моря, дачи-санаториумы, в которых бесплатно предоставляется помещение и возможность пользования курортным лечением при минимальных материальных жертвах больных, бюджет которых таким образом не терпит серьезного ущерба» [4, с. 328].

“Заботясь о получении детьми своих служащих среднего и высшего образования, Товарищество на свои средства основало для сыновей служащих три стипендии имени Людвига Эммануиловича Нобеля, Михаила Яковлевича Белямина и Петра Александровича Бильдерлинга в С.-Петербургском Технологическом институте; по одной – в Горном институте, Ремесленном училище Цесаревича Николая, Коммерческом училище и Бакинском реальном училище; в этом последнем учреждена баронессой С.Я. Бильдерлинг еще одна стипендия имени ее покойного мужа Петра Александровича. Кроме того, Товарищество выделяет еще отдельные пособия нуждающимся студентам, в количестве до 10 человек, в размере 30 рублей ежемесячно на все время прохождения ими курса, сверх платы за учение.

Имеется еще особый капитал в 6000 рублей (имени М.Я. Белямина), проценты с которого выдаются в виде пособий на обучение детей» [7, с. 134].

Важной стороной деятельности семейства Нобелей было учреждение в разные годы трех нобелевских премий и две из них – первая (1888 г.) и третья (1904 г.) – присуждались по отраслям знания, неразрывно связанных с нефтяным делом, и учреждены были в России.

После смерти от сердечного приступа 31 марта 1888 г. старшего из Нобелей – Людвига, ближайшее очередное собрание пайщиков и акционеров (в 1888 г.) Товарищества постановило: «учредить золотую медаль и премию имени Людвига Эммануиловича Нобеля и с этой целью передать в распоряжение Технического общества капитал единовременно, с тем чтобы через каждые 3 года, на проценты с этого капитала, Обществом выдавалась премия и медаль за лучшие сочинения по металлургии, нефтепромышленности (в общем ее объеме или какой-либо отдельной части), или же за какие-либо выдающиеся изобретения и усовершенствования в технике этих же производств за истекшее трехлетие. Дополнительным постановлением соединенного собрания Правления и Совета Товарищества капитал этот был определен в 6000 рублей» [7, с. 28]. Первым лауреатом российской Нобелевской премии в 1896 г. стал инженер-технолог Алексей Степанов за работу «Основы теории ламп» (имеются в виду керосиновые лампы). Вообще же эта премия вручалась нефтяникам не менее трех раз.