5.2.1. Палеозой.
Палеозойские отложения в отличие от пород докембрия во многих местах, особенно на древних платформах, сохранились без заметных изменений и содержат разнообразие и многочисленные останки животных и растений.
Органический мир палеозоя имеет много своеобразных, архаичных черт и состоит в основном из древних, вымерших к концу эры групп животных и растений или из групп, которые позднее стали редкими или малочисленными. Этим и объясняется название эры – в переводе на русский язык слово «палеозой» означает «эра древней жизни».
На протяжении палеозойской эры произошли крупнейшие изменения в структуре земной коры, вызванные каледонской и герцинской эпохами тектогенеза. К началу палеозоя животный мир был уже представлен всеми типами беспозвоночными. В течение палеозойской эры продолжалось дальнейшая эволюция и дифференциация органического мира, и к концу палеозоя в каждом типе животных выделялось почти все классы. Сложный путь развития прошел в палеозое и растительный мир: от простейших форм - водорослей, появившихся еще в докембрий, до представителей высших наземных растений – папоротниковидных, кроме покрытосеменных многие группы организмов – целые отряды, классы и даже отдельные типы – характерные исключительно для палеозоя.
Установлено, что фауна и флора первой половины палеозоя в целом заметно отличается от фауны и флоры второй его половины.
Фауна первой половины палеозоя (кембрия, ордовик, силур) характеризуется широким развитием таких групп морских организмов, как трилобиты,плеченогие, археоциаты и некоторые другие.
Растительный мир в первой половине палеозоя не достиг еще значительного разнообразия – водоросли, псилофиты. Вторая половина палеозоя – крупные представители фораминифер, кораллы. Значительно ускорилась эволюция позвоночных.
Начало второй половины палеозоя ознаменовалось огромным скачком в развитии растительного мира – возникло три особых типа стебленосных наземных растений - плауновидные, папоротниковидных. Псилофиты к концу девонского периода исчезли.
В материковой части земной коры еще до наступления палеозойской эры – к началу рифея, уже сформировались древние платформы – Восточно-европейская, Сибирская, Китайская, Индостанская, Австралийская, Южно-американская, Северо-Американская, Восточно-Антарктическая и некоторые другие. К этому же времени, как полагают, все южные платформы оказались объединенными в один огромный материк – Гондвану. К началу палеозойской эры на всех древних платформах отчетливо определились щиты и плиты; на плитах с конца рифея стали закладываться некоторые синеклизы, например, Московская на Восточно-европейской платформе, Тунгусская – на Сибирской и другие.
Тектонические процессы, вызвавшие глубокие изменения – преобразования в структуре земной коры, определили и основные особенности физико-географических условий раннего палеозоя – рельеф земной поверхности, очертания морских побережий, изменения климата, что в свою очередь оказали влияние на развитие и распространение организмов.
Ранний палеозой характеризуется погружением ряда платформ и развитием на них морской трансгрессии. С завершением палеозойской эпохи тектогенеза физико-географические условия на земной поверхности значительно изменились. Это сказалось особенно на рельефе и климате. К концу раннего палеозоя горный рельеф возник на обширных плошадях. В начале позднего палеозоя продолжали существовать все известные ранее большие геосинклинальные пояса, а также докембрийские платформы. В позднем палеозое на платформах продолжалось дальнейшая дифференциация плит на синеклизы, выступы; возникали также крупные и глубокие разломы. К концу позднего палеозоя осадконакопление проявлялось только в прогибах и впадинах. Верхний палеозой, в общем, распространен мало в переделах мезозойских складчатых структур и еще меньше – кайнозойских.
5.2.2. Мезозой.
Мезозойская эра получила свое название в связи с тем, что органический мир мезозоя по степени организации занимает промежуточное положение между органическим миром древней – палеозойской и новой – кайнозойской эрами. В мезозойской эре интенсивное горообразование проявилось преимущественно по периферии тихого океана. К этому же времени относится образование впадин Атлантического и Индийского океанов.
Органический мир мезозойской эры связан постепенным переходами с органическим миром палеозоя и кайнозоя. Переходный характер выражается в том, что отдельные группы животных типично палеозойского облика продолжали еще существовать в триасе.
Типичная для мезозоя флора голосеменных появляется еще в позднем палеозое – млекопитающие, покрытосеменные. Эволюция фауны в мезозое происходила весьма энергично. Среди беспозвоночных в мезозое наиболее широкое развитие получили фораминиферы, губки и кораллы, моллюски и иглокожие. Главная роль в фауне морских беспозвоночных на протяжении всей мезозойской эры принадлежала моллюскам, которые являются наиболее богато представленными и наиболее распространенным типом животных мезозоя. В это время развивались все три основные класса моллюсков – головоногие, двустворки и брюхоногие.
Мезозойские группы животных вымерли не сразу, а постепенно: отдельные семейства и роды моллюсков и других беспозвоночных стали исчезать еще в юрском периоде. В конце мелового периода вымерли все аммониты и белемниты. К началу кайнозоя вымерли многие семейства и роды и из других групп беспозвоночных, а также все типично мезозойские группы пресмыкающихся. В начале мезозойской эры продолжали существовать материки Лавразия и Гондвана, а также сохранился и существовал с палеозоя – Тихоокеанский геосинклинальный пояс.
В начале мезозоя магматизм в геосинклинальных областях и прогибах, в общем, проявлялся еще недостаточно энергично. В мезозое продолжалось расчленение древних – докембрийских платформ, которое привело к образованию новых и углублению многих ранее возникших синеклиз и впадин.
В мезозойской истории платформ имеется еще одна особенность, касающаяся платформ (древних и молодых), примыкавших к Тихоокеанскому геосинклинальному поясу. На таких платформах уже с начала мезозойской эры под влиянием киммерийской эпохи складкообразования стали закладываться так называемые внегеосинклинальные мезозойские впадины, которые заполнялись преимущественно континентальными угленосными толщами, позднее собранными в пологие складки и в той или иной степени метаморфизированными. С этими же территориями связано проявление необычного для платформ гранитоидного магматизма.
С начала позднемеловой эпохи началась новая необычная по своим размерам трансгрессия, которая охватила не только погружавшиеся блоки Гондваны и Лавразии, но и многие площади платформ. Снова возникло обширное море на эпипалеозойской платформе западной Европы и в южной половине Восточно-европейской платформы. Оно простиралось далеко на восток и по опустившимся в это время территории Гуранской плиты и Тургайского прогиба соединилось с Западно-Сибирским морем. По своему размаху позднемеловая трансгрессия может, сравнится только с ордовикской, хотя последнюю она, по-видимому, значительно превысила. Климат в мезозое был в общем теплый, особенно в юрском и меловом периоде. В начале мезозоя установилось климатическая зональность, близкая к современной; полагают, что экватор лишь на 100-200 был, сдвинут к северу по отношению к современному, его положению.
5.2.3. Кайнозой.
Кайнозойская или новая эра геологической истории Земли включает и современный этап ее развития.
Подобно минувшим эрам, кайнозойская характеризуется дальнейшем изменением и усложнением структуры земной коры, а также органического мира.
В кайнозойское эре эволюция органического мира проявлялась еще более интенсивно, чем в предшествующие эпохи. Если предыдущая эра была временем господства аммонитов и белемнитов, пресмыкающихся и голосеменных растений, то кайнозой можно с полным основанием назвать временем расцвета двустворчатых и брюхоногих моллюсков, млекопитающих животных и покрытосеменных растений.
Простейшие – фораминиферы и радиолярии - населяли море во всех периоды кайнозойской эры, включая и современную эпоху.
В кайнозое происходит обновление родового и видового состава двустворчатых и брюхоногих моллюсков, в связи, с чем они образуют большое число руководящих ископаемых.
Млекопитающие в кайнозое развиваются очень медленно. Они широко распространились на суше, некоторые формы переходят к водному и даже воздушному образу жизни.
К началу кайнозойской эры структура земной коры обличалась следующими особенностями: обширный северный платформенный массив Лавразия разрушится за счет присоединения киммерийских складчатых структур, разделился еще не совсем оформившийся на севере впадиной Атлантического океана на Северо-Американскую и Европейскую глыбы, или материки.
В южном полушарии вместо единой Гондваны существовали разделенные океаническими впадинами платформенные массивы южной Америки, Африки, Индии, Австралии и Антарктиды, в состав которых помимо значительных площадей древних платформ, входили складчатые сооружения палеозоя.
В кайнозое существуют тихо океанический геосинклинальный пояс и многочисленные регенерированные геосинклинальные прогибы, возникшие в пределах Средиземноморского геосинклинального пояса.